Памятки для родителей
методическая разработка по психологии по теме

Нургалиева Гузель Фаязовна

Представленные памятки помогут родителям и детям  лучше понять друг друга. Родителям помочь своим детям  в процессе адаптации в разные возрастные периоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: педагог- психолог МОУ СОШ № 49

Нургалиева Г.Ф.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Физиологическая адаптация:

  1. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
  2. Наблюдение родителей во время выполнения домашних заданий за осанкой, правильным освещением
  3. Организация правильного питания, введение в рацион витаминных препаратов овощей, фруктов.
  4. Активное участие всех членов семьи в развитии двигательной активности ребенка
  5. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья

Психологическая адаптация:

  1. Первое условие школьного успеха- это его принятие, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания
  6. Развитие самоконтроля, самооценки, самодостаточности ребенка.

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49

Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

ПАМЯТКА

РОДИТЕЛЯМ

ПЯТИКЛАССНИКОВ

Уфа-2010

Первый раз в пятый класс

  1. Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться с классным руководителем
  2. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов
  3. Помогите ребенку выучить имена новых учителей
  4. Посоветуйте ребенку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Приучите его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить к одноклассникам, самостоятельно спрашивать и  делать уроки.

ПОМНИТЕ: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Надеемся, что наши рекомендации помогут Вам  и Вашим детям.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Правила общения при конфликте с ребёнком»

Будучи в позиции слушающего:

  1. проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего-  помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;
  2. не давайте оценок ребёнку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребёнка;
  3. не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте---это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребёнок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.

Будучи в позиции говорящего:

  1. не обвиняйте - не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;
  2. не придумывайте—не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
  3. не защищайтесь—сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;
  4. не характеризуйте - не описывайте личность ребёнка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
  5.  не обобщайте – избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.

Памятка по разрешению конфликтов

Уважаемые родители!

     Попытайтесь осмыслить предложенные вопросы и вам будет легче                       адекватно вести себя в конфликте.

  1. Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
  2. Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?
  3. Как бы я чувствовал себя на его (её) месте?
  4. Что он (она) пытается сказать?
  5. Выслушал ли я его (её) как следует?
  6. Что я хочу изменить?
  7. Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
  8. Не злоупотребляю ли я властью?
  9. Что я чувствую?
  10. Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
  11. Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей) о том, что я чувствую?
  12. Что я хочу изменить?
  13. Избавился ли я от желания наказать его (её)?
  14. Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац).
  15. Хочу ли я разрешить конфликт?

Памятка «Приёмы эффективного слушания»

  1. Дайте возможность ребёнку высказаться.
  2. Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
  3. Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребёнка, ход его мыслей.
  4. Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.
  5. Поддержите ребёнка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
  6. Покажите ребёнку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов «Как я тебя понял…», «По твоему мнению…», «Ты считаешь…», «Ты, наверное, расстроен тем, что…».
  7. Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.).
  8. Утолите «тактильный голод» ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.

Тест для родителей «Оцените самоконтроль в общении»

  1. Мне кажется, искусство подражать повадкам других людей.
  2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, что привлечь внимание или позабавить окружающих.
  3.  Из меня мог бы выйти не плохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем я убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.



Предварительный просмотр:

Составитель: педагог- психолог МОУ СОШ № 49

Нургалиева Г.Ф.

      Сегодня дети и подростки вступают в мир, более жестокий  по отношению к ним, чем тот к которому принадлежат их родители. Трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, для подростков часто становятся  просто не  разрешимыми – проблемы во взаимоотношении с противоположным полом, с ровесниками, родителями.

     Развитие в подростковом возрасте идет быстрыми темпами, и пожалуй, главная особенность подростка- личностная нестабильность.

      В последние десятилетия отмечается рост наркомании, алкоголизма, зависимости от компьютерных игр, Интернета. В подростковой среде- рост пивного алкоголизма.

      По исследованию многих ученых существуют 3 причины , побуждающие подростка пробовать алкоголь и наркотики:

- любопытство

- неумение отказаться  под влиянием сверстников

- стрессовая ситуация

     Как спасти ребенка от пагубного любопытства? Как научить не прогибаться, «под чужим давлением?» Чем более качественными будут ваши взаимоотношения и общение с вашими детьми, с их друзьями и сверстниками, родителями друзей , учителями, психологами, соц. Педагогами, тем эффективней м/оказаться процесс воспитания.

      Поэтому, необходимой для педагогической деятельности  является –элементарная дисциплина.

Т. Образом, учитывая роль родителей в воспитании, сделаем акцент на советах психолога родителям:

  1. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не остается места для скуки и безделья, то нет места и для «сомнительных источников и острых ощущений»;
  2. Учите ребенка искусству общения. Подскажите, как вести себя  в сложных ситуациях, возникающих в компаниях сверстников, найти интересных друзей;
  3. Научите как правильно отказаться от предложений, которые окажутся ему опасными;
  4. Помогите найти «свою» сферу деятельности, свое увлечение;
  5. Укрепляйте уверенность в собственных силах, не забывайте отмечать его успехи и достижения. Поддерживайте стремление стать лучше, сильнее, умнее;

1

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49

Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Уфа- 2009

  1. Научите самостоятельно справляться с посильными трудностями;
  2. Дайте  ребенку почувствовать себя взрослым- поручите опеку над младшими, пожилыми родственниками, чаще просите помочь Вам;
  3. Сформируйте твердое убеждение, что алкоголь, наркотики- ЭТО ЯД!, что их  нельзя  пробовать! Если у Вас подозрение, что подросток попал в чрезвычайную ситуацию:

                               1. разберитесь, не паникуйте;

                                                    2. сохраняйте доверие к подростку;

                                                    3. окажите ему поддержку;

                                                    4. обратитесь к психологу


9. Будьте всегда в курсе происходящего с Вашими детьми. Доверяйте друг другу.

Мы надеемся, что наши рекомендации помогут вам

и вашему ребенку.

2



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Как сохранить психическое здоровье ребёнка»

  1. Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  2. Не оказывайте нажима на ребёнка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
  3. Научитесь относиться к ребёнку как  равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  4. Не унижайте ребёнка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины».
  5. Не требуйте от ребёнка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ним даже маленьким успехам.
  6. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  7. Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  8. Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребёнком. Хмуро сведённые брови, гневно сверкающие глаза, искажённое лицо - «психологическая пощёчина» ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...