Особенности воспитания ребенка с РАС в семье
план-конспект урока по психологии по теме

Мишина Елена Владимировна

 

Тема: Особенности воспитания детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Цель: Вооружение родителей практическими умениями воспитания детей с РАС.

Задачи:

  1. Выявить основные трудности воспитания детей с РАС;
  2. Организовать обмен мнениями по сходной проблематике воспитания;
  3. познакомить с основными стратегиями воспитания детей с РАС в семье;
  4. Способствовать сплочению родительской группы.

Аудитория: родители, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра.

Ведущий: педагог-психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование:

  • Приборы и продукты для чаепития;
  • Списочный состав участников;
  • Рабочие листы участников;
  • Доска, маркер, губка;
  • Памятки участникам;
  • Демонстрационные материалы: «Дорогие» часы, предметное расписание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_vospitanie_detey_s_nas.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности воспитания детей с нарушениями аутистического спектра (НАС).

Цель: Вооружение родителей практическими умениями воспитания детей с НАС.

Задачи:

  1. Выявить основные трудности воспитания детей с НАС;
  2. Организовать обмен мнениями по сходной проблематике воспитания;
  3. познакомить с основными стратегиями воспитания детей с НАС в семье;
  4. Способствовать сплочению родительской группы.

Аудитория: родители, воспитывающие детей с нарушениями аутистического спектра.

Ведущий: педагог-психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование:

  1. Приборы и продукты для чаепития;
  2. Списочный состав участников;
  3. Рабочие листы участников;
  4. Доска, маркер, губка;
  5. Памятки участникам;
  6. Демонстрационные материалы: «Дорогие» часы, предметное расписание.

Содержание

I.Вводная часть.

1. Сообщение цели и плана встречи.

2. Озвучивание ожиданий.

3. Отработка временных рамок («Дорогие» часы).

4. Знакомство участников

По кругу: «Я, Мишина Елена Владимировна, воспитываю сына в возрасте 20 лет с нарушениями …».

5. Организация чаепития.

6. Организация работы с рабочими листами и памятками.

Работа в рабочих листах: Записать Ф.И. ребенка

II. Основная часть

1. Ответьте на вопрос: «Как воспитывать ребенка? »

Для это нужно ответить на 3 вопроса:

  1. Что трудно ребенку (фиксация на доске)
  2. Что помогает ребенку? (фиксация на доске)
  3. Что ребенку интересно? (фиксация на доске)

Работа в рабочих листах: Выберите и запишите в рабочих листах.

2. Определение стратегий воспитания.

Ответьте на вопрос: «Что важнее научить ребенка писать и считать или научить взаимодействовать с окружающим миром?»

Существует 3 стратегии воспитания навыков взаимодействия с окружающим миром:

  1. Обучение навыкам коммуникации: взгляд, голос, жест, поза тела; умение выражать самому и понимать у окружающих;
  2. Позитивная поддержка социально приемлемого поведения: предупреждение истерик, агрессии; адекватная реакция на нежелательное поведение;
  3. Развитие социальных навыков: умение взаимодействовать в группе; понимать оценку поведения окружающими.

3. Определение приемов воспитания:

  1. Рутины – выполнение определенных действий одинаковым способом. Необходимость и виды рутин в жизни взрослого.

Важность рутин для детей (экономия времени, знание последовательности действия, успокаивает, формирует независимость от взрослого)

Виды рутин:

рутины распорядка: подъем, одевание/раздевание, прием пищи;

рутины организации деятельности: работа за столом, уборка игрушек.

рутины самообслуживания.

Важность навыка ожидания.

Работа в рабочих листах: запишите, что уже умеет делать Ваш ребенок самостоятельно;

                        запишите, каким правилам поведения Вам нужно научить ребенка.

  1. Положительное материальное подкрепление – это материальное поощрение успешности ребенка в значимой для него форме.

Виды: это может быть еда, напиток, похвала, фишки, прикосновение.

Важность распределения (за одно дело, за несколько дел).

Отдаление подкрепления во времени (за каждое занятие, за день, за неделю).

Работа в рабочих листах: запишите, значимое для ребенка положительное материальное поощрение.

  1. Время для обработки информации – не торопиться, не повторять много раз, не говорить и не делать за ребенка, дать время подумать.

При необходимости спросить четко и коротко.

  1. Четкое начало и четкий конец действия – важность понимания ребенком, что это не бесконечно, что скоро будет любимая деятельность, что повышает мотивацию.

Способы ограничения времени: таймер, фишки по количеству заданий, определенное количество книг или игр, расположение игр на столе, пометки в пустых клетках, фишки на телевизоре, «дорогие» часы.

Работа в рабочих листах: запишите, вариант четкого начала и четкого конца который подходит Вашему ребенку.

  1. Использование зрения – минимум слов, максимум демонстрации, т.к. дети с трудностями в развитии не воспринимают информацию на слух, чаще всего для них слова – это непонятный шум, ни к чему не обязывающий.

  1. Успокаивающее сенсорное окружение – сенсорный перерыв с четким началом и концом.

Виды двигательных перерывов: движения руками или ногами, например, 10 раз, прыжки по следам с определенным количеством, прыжки с предметами, где предмет как разрешение прыгать, ходьба под счет; перенос тяжестей (стулья, коробки), катание на гимнастическом мяче.

Работа в рабочих листах: запишите, вариант, который подходит ребенку.

  1. Возможность частично участвовать в деятельности – привлекать ребенка, быть рядом с Вами: «Помоги» - дать подержать что-либо, «Спасибо, молодец» - забрать, что держал.

  1. Визуальное расписание

Необходимость: организация деятельности, упорядочивание деятельности, не забыть все сделать, ничего не пропустить, предсказуемость событий, знать когда конец, дает независимость и развивает самостоятельность.

Виды расписаний: предметы, фотографии, картинка-символ, слова, фразы.

Работа в рабочих листах: запишите вид расписания, который поймет Ваш ребенок.

Требования к расписанию: составляется слева направо, может быть не 1 час, на несколько часов, на день, на неделю по возможностям ребенка, должно находиться в определенном месте – на стене, на столе, с собой.

Практическая работа: составление предметного расписания режима дня.

Таким образом, сегодня обсуждались приемы формирования навыков коммуникации, остальные стратегии (положительное подкрепление социально приемлемого поведения и развитие социальных навыков) это темы для дальнейших встреч.

4. Итак, вы спросите: «С чего же начать?»

  1. Определить актуальную стратегию воспитания (развитие навыков коммуникации, положительное подкрепление социально приемлемого поведения и развитие социальных навыков)
  2. Выявить сильные стороны ребенка;
  3. Выбрать оптимальный воспитательный прием.

Работа в рабочих листах: запишите, выбранные варианты на каждый из этих пунктов.

5. Закончим наше обсуждение размышлениями о том, чем радуют нас наши дети, какими поступками, достижениями?

III. Заключительная часть.

1. Обратная связь.

Работа в рабочих листах: запишите Ваше мнение о встрече и Ваши предложения для дальнейшего сотрудничества.

2. Обмен мнениями по кругу, что хотели бы Вы попробовать из предложенного со своим ребенком дома.

3. Домашнее задание: практическое выполнение выбранных приемов работы с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания ребенка с девиантным поведением.

Особенности воспитания ребенка с девиантным поведением....

Особенности воспитания приемного ребенка в семье

Целью данного занятия является познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребе...

Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье

Воспитание мальчиков и девочек в семье...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...