Cтатья "От учителей многое зависит!"
статья по психологии по теме

Мы хотели напомнить, что от учителей многое зависит. Вы те, кто проводит с учениками порой больше времени, чем некоторые родители. И кто если не вы протянет им руку помощи.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_uchiteley_mnogoe_zavisit.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое здоровье школьника».

Психологическое здоровье школьника – одно из главных условий образовательного процесса. На него влияют 2 фактора:

Внешкольные факторы - неизбежные, не имеем возможности на них воздействовать: семейные, социальные, экономические, экологические, культурные, генетические.

Внутришкольные факторы корректируемые, устранимые. Негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить: организация учебного процесса, учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания, режим дня, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия, социопсихологические (взаимоотношения ученик-учитель, взаимоотношения ученик-класс, взаимоотношения учитель-родитель)

Именно на них и должно направлено наибольшее усилие работников системы образования.

Медики считают, что 20 — 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

Нами было проведено обследование учащихся 1-х, 5-х, 8-х, классов, так как поступление именно в эти классы вносит большие перемены в жизнь ребенка. Трудность периода адаптации вызвана той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, с увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Об уровне адаптации ребят делался вывод по многим параметрам их состояния. Но сейчас хочется остановить внимание лишь на некоторых. А именно на показателях самочувствия, активности и настроения.

Результаты наших исследований показывают, что из 296 обследованных учащихся 27% отмечают у себя плохое или среднее самочувствие обычно в школе, 24% учащихся отмечают у себя среднюю и плохую активность обычно в школе, а значит чувствуют себя унылыми, вялыми, подавленными, то есть пассивными, 27% опрошенных учащихся 1-х, 5-х, 8-х, классов не отмечают у себя хорошего настроения — обычно в школе. Т.е. каждый третий ребенок входит в группу риска по своему нестабильному эмоциональному состоянию. И самая тревожная картина вырисовывается у учеников 5-х классов.

Одними из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона ребенок.

Нарушениям психического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности. Для диагностики ее уровня учащимся 5-х и 8-х классов был предложен «Тест школьной тревожности Филлипса». Так как общее внутреннее эмоциональное состояние школьника во многом определяется наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством.

В целом, картина достаточно хорошая, но все же хочется обратить ваше внимание на то, что:

Больше всего повышенного и высокого уровня тревожности у детей  отмечено по таким шкалам как:

Страх самовыражения у 42% обследованных учащихся 5-х и 8-х классов испытывают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний у 48,6% -  негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.

У этих детей можно наблюдать трудности при ответах у доски. Но более всего им мешает страх допустить ошибку, который может приводить к резкому их увеличению, снижению темпа деятельности, появлению лени защитного характера, снижению работоспособности.

 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 51,9% то есть имеется общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Микрострессы (которые по сумме негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно. На обычном уроке некоторые учителя успевают сделать от 8 до 9 замечаний. А реплики типа «ты опять не успел выполнить задание» (медлительному ребенку), «ну что за почерк?», «не стараешься», «больше не буду проверять такие работы» к сажалению обычны и типичны. В такой системе «педагогических пощечин» некоторые педагоги и родители не видят «ничего особенного», так как взрослые порой вообще не обращают внимания и на более серьезные конфликты.

У учащихся, находящихся в постоянном напряжении, испытывающих, высокую тревожность в школе, могут развиваться страхи, неврозы и соматические заболевания, которые проявляются в плохом самочувствии, активности и настроении.

Эта диагностика проводилась с целью выявить детей с повышенной тревожностью, требующих особого внимания, особо гибких отношений со стороны педагогов.

Безусловно, уровень тревожности, даже по этим факторам, не зависит только от учителей, но именно у них есть возможность – снизить, исключить негативное подкрепление, которое способствует ее развитию.

Так же нами была проведено анонимное анкетирование педагогов по методике Г.В.Резапкиной «Психологический портрет учителя», в котором принимало участие - основная часть педагогического коллектива. Данная методика дала информацию к размышлению, позволила проанализировать «как личность педагога влияет на психическое здоровье ребенка?». Результаты методики позволила увидеть в чем конкретные психологические причины профессиональных трудностей многих педагогов.

Это анкетирование проводилось для того, чтобы и администрация, и  каждый учитель мог провести анализ данных результатов, задуматься и сделать вывод.

Сейчас мы.......

Приоритетные ценности

Только для каждого 3-его педагога (39%) приоритетной ценностью являются проблемы и интересы ребенка. Во взаимоотношениях с таким педагогом дети чувствуют доверие, поддержку, любовь, понимание. Именно к таким педагогам дети приходят со своими проблема и трудностями, чувствуют, что их защитят.

Для 61% педагогов (каждый 2-ой педагог) – внутренний мир ребенка интересен в меньшей мере.

Из них, для 20% педагогов значимы отношения с коллегами, ориентированы на их мнение, которое может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой.

А 41% - концентрированы на своих переживаниях и проблемах, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием.

Во взаимоотношениях с такими педагогами  – дети чувствуют себя насторожено, напряженно, сдержанно, отчужденно, так как не видят в педагоге союзника.

Профессионально важным качеством для учителя - является любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.

Самооценка или самовосприятие – это оценка человека самого себя, своих возможностей.

Позитивно себя воспринимают 46% (половина коллектива) опрошенных педагогов. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать во круг себя атмосферу живого общения, дружелюбности, позитивного взаимодействия как с коллегами, так и с детьми.

Полколлектива разделились на 2 категории:

У 27% - неустойчивая самооценка, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем, он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

27% - негативно воспринимают себя. Такому педагогу трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремиться повысить свою самооценку, нередко за счет учеников.

Психоэмоциональное состояние педагогов  (состояние нервной системы) (слайд )

Только у 12% педагогов - благополучное психоэмоциональное состояние, эмоционально стабильны в общении, работоспособны, что благотворно влияет на психологический климат в коллективе.

88% педагогов (почти каждый) испытывает неблагополучное или нестабильное психоэмоциональное состояние.

Симптомы нестабильного психоэмоционального состояния проявляются чувстве усталости, нарушении сна, подавленном настроении, повышенном артериальном давление, повышенномй раздражительности, головной боли, состоянии тревоги и др.

Такое нестабильное психоэмоциональное состояние приводит к профессиональному выгоранию,  неврозу, развитию соматических заболеваний таких, как болезнь сердца, желудка, кишечника.

Очень важно укреплять психику, сохранять свое здоровье, и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции!

«Не можешь изменить обстоятельства (невысокая зарплата, много бумаг, нагрузки) – измени отношение к этим обстоятельствам»

В ситуации ухудшения здоровья педагоги, как правило, занимают выжидательную позицию, предпочитая подождать, чтобы поскорее это все как-то образовалось или закончилось.

Мы хотим вам предложить не ждать наступления профессионального выгорания и появления его симптомов, а прямо сегодня заняться профилактикой.

Мы не хотели сказать, что главные виновники ухудшения психического здоровья школьников - это учителя.

Мы хотели напомнить, что от учителей многое зависит. Вы те, кто проводит с учениками порой больше времени, чем некоторые родители. И кто если не вы протянет им руку помощи.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Литература:

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. – М.:Московский городской фонд поддержки школьного кртгоиздания,2004. – 308 с. – (Серия В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / Министерство образования и науки российской федерации).

Шингаев С.М.

Психологическоеобеспечение профессионального здоровья педагогов: методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2011. – 120 с. – (Постдипломное образование педагога.) – ISBN 978-5-7434-0395-0

Истрова О. Н., Эксакусто Т. В.

Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс»,2004. -512 с.

Колбанов В.В.

Валеологический практикум: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И дополн. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2011. – 224 с. ISBN 978-5-93979-280-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благополучие детей зависит от учителей

Без грамотного решения проблемы формирования культуры здоровья педагогов и учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья.Учитель, не заботящийся о своём здоровье, не мотивиро...

Литературная викторина "Кто много читает, тот много знает"

Викторину или её отдельные элементы можно использовать и на уроках литературы, и на внеклассных занятиях по предмету....

Урок в 4 классе по английскому языку по теме «Много стран-много обычаев»

  Урок в 4 классе по английскому языку  по теме «Много стран-много обычаев» .Учитель МОУ «Суховерковская СОШ»   Расторгуев Н.Н....

Статья о совместной работе учителя русского языка и литературы и логопеда "Вместе мы можем много"

О взаимопомощи учителей-словесников и учителя-логопеда в работе над проектами...

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»

Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»к учебнику “Enjoy English”-3, М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой....

Исаак Ньютон был вечно стремящимся к истине Учителем, настоящим Учителем и для меня, и для многих других.

Исаак Ньютон был вечно стремящимся к истине Учителем, настоящим Учителем и для меня, и для многих других. г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....