Статья о совместной работе учителя русского языка и литературы и логопеда "Вместе мы можем много"
статья по литературе по теме

корнева валентина

О взаимопомощи учителей-словесников и учителя-логопеда в работе над проектами

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках работы специальной коррекционной школы 8 вида перед учителями русского языка и литературы стоит основная задача: компенсация недостатков умственного и физического развития детей с целью их социальной адаптации, а также воспитание личности, способной участвовать в общественной жизни.   Осуществить это возможно только при успешном  овладение знаниями учащихся  на уроках русского языка и чтения через повышение интереса  к данным предметам.  Одним из средств воспитания интереса может быть проведение внеклассных мероприятий , использование  викторин, литературных гостиных.  

Уже второй год в нашей школе учителя-словесники работают над проектами, которые помогают учащимся лучше познавать произведения русских классиков детской литературы. Это помогает учащимся с ОВЗ не только  в развитии познавательного интереса, но и побуждает учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой, находить материалы  в интернете, что в последствии можно применять  в своих выступлениях при написании докладов, подготовке презентаций.

    Работа над проектами помогает и ученику и учителю. Учитель может помочь  учащемуся в развитии его личностных  особенностей. Ученик  же начинает стремиться самореализации, к  формированию навыков планирования и самоконтроля,  что интеллектуально развивает его.

     Но чтобы успешно работать над проектом, нельзя забывать о проблеме нарушения устной и письменной речи детей, т.к. нарушения имеют сложную структуру, стойкий характер.  И здесь большую помощь в работе учителя предметника  принимает учитель-логопед.  С его помощью корректируется  звукопроизношение, активизируется и обогащается словарный  запас, происходит развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления, формируется и развивается связная речь и др.

Совместная работа педагогов, направленная на коррекцию всей речевой системы в целом, обеспечивает результативность и положительную динамику при коррекции  смешанной дисграфии и дислексии.

Совместный анализ письменных работ и наблюдений над устной и письменной речью учащихся с ОВЗ обнаруживают, что их связная речь содержит большое количество ошибок: неправильное употребление падежной формы слов любой части речи, включение в словосочетание несоответствующего предлога или его пропуск, составление простых и сложных предложений и др.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. При этом совместная работа учителя-логопеда и учителя русского языка очень важна. Закрепление правильных речевых навыков не только на логопедических занятиях, но и на уроках в классе и во внеклассное время помогает учащемуся лучше ориентироваться в любом из школьных предметов. 

Свою работу учитель-логопед планирует в соответствии с программой обучения  учителя русского языка и чтения. Известно, что у учащихся с нарушением речи, чтение – трудный процесс. Осознанно прочитать, понять смысл прочитанного для таких детей сложно. Только с помощью учителя, через наводящие вопросы, разбор содержания, учащиеся могут понять смысл прочитанного текста.  Для развития речевой активности  и самостоятельности детей с ОВЗ необходимо постоянно выполнять задания, связанные между собой:

  1. Задания, повторяющие действия учителя.
  2. Задания, выполняющиеся под руководством учителя.
  3. Творческие задания.

Главное при выполнении заданий – развитие самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе точной выразительной связной письменной и устной речи.

Помогают  добиться лучших результатов в усвоении навыков связной речи следующие принципы:

1.проводить занятия только на интересном для учеников материале;

2.писать сочинения с целью обучения;

3.  выполнять  упражнения с предварительным проговариванием условий;

4. сочетать уроки чтения с работой над сочинением, изложением;

5. постоянно указывать на достижения в овладении учащимися связной речью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной работы учителя русского языка и библиотекаря

В плане представлены мероприятия по совместной работе учителя русского языка и литературы с библиотекарем....

Статья "Из опыта работы учителей русского языка и литературы школы №302"

В статье представлен опыт работы учителей русского языка в 5-11 классах на основе периодической системы элементов русской речи и соответствующего программе учебного комплекса Барановой И.В. и Баранова...

Статья "Методы и формы работы учителя русского языка и литературы"

В статье представлен опыт работы учителя  русского языка и литературы по организации проектной деятельности...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...

Статья "Педагогическая компетентность. Система работы учителя русского языка и литературы"

Использование технологии личностно-ориентированного образования, может подтолкнуть учеников к принятию важных решений, научить их самим добывать знания, верить в свои силы....

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....