Статья "Методы и формы работы учителя русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7 класс)
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isakovae.a.opyt_raboty.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт педагогической деятельности учителя-словесника
Методы и формы работы на уроках русского языка и литературы
Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы.
Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.
Моя работа с учащимися направлена на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, Мы используем элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы. Благодаря применения метода проекта у учащихся вырабатываются и развиваются умения и навыки проектирования.
Самыми удачными в своей практике считаю применение исследовательского метода. Написание реферата и текста доклада предъявляет высокие требования к творческим способностям школьников в познавательной деятельности.
Реферат — это краткое изложение статьи, книги, документа, учения, теории, обзор литературных источников.
Сформулированы основные критерии оценки реферата:
- точность и объективность передачи сведений, полнота содержания,
-уровень анализа (теоретический/практический), логичность, выразительность, грамотность;
- аргументированность и убедительность;
- доступность восприятия текста.
Процесс написания реферата строится в соответствии с последовательностью трех этапов:
- Подготовительный этап: поиск и выбор литературы;
- Исполнительский этап: чтение и анализ источников, и ведение записи значимых фактов;
- Заключительный этап: обработка, оформление материалов, написание текста реферата и доклада по нему, составление списка использованной литературы.
Организация творческой деятельности школьного класса на уроке требует от учителя понимания уровней готовности учеников к самостоятельности в творчестве, которое поможет выстроить стратегию индивидуального подхода к формированию и развитию необходимых умений в самоорганизации учащимися своей мыслительной деятельности в решении сложной творческой задачи по написанию текста реферата и выступлению с докладом публично.
Эффективность решения зависит от умения учащихся решать две задачи:
-уровень овладения предметным содержанием излагаемой проблемы;
-уровень овладения видами речи, обеспечивающими адекватное использование языковых средств для изложения своих мыслей в соответствии с ситуацией (лексика, грамматика, синтаксис, типы текста и стили речи) в соответствии с ситуацией общения.
Написание реферата предполагает владение учащимся научным стилем речи. Выступление перед одноклассниками с докладом требует коррекции научного стиля текста в стиль научно-публицистический, в котором строгое научное изложение дополняется эмоционально-оценочными акцентами значимыми для интересов слушателей.
Перечисленные требования к творческой деятельности реализуются у школьников на пяти уровнях подготовленности к самоорганизации в решении творческих задач:
1.Неосознаваемый уровень: ученик не понимает задачу и виды действий в ее решении.
2.Репродуктивный уровень: ученик повторяет действия по заданному однажды образцу.
3.Алгоритмичный уровень: ученик действует строго по усвоенному им алгоритму.
4.Самостоятельный уровень: ученик действует методом проб и ошибок, пытаясь найти верный, новый способ решения задачи, самостоятельно перебирая все имеющиеся способы (мышления, речевые, языковые, коммуникативные) для подготовки текста, соответствующего ситуации общения.
5.Творческий уровень: ученик быстро готовит реферат и доклад, проявляя необходимый уровень
Мыслительной, речевой, языковой, коммуникативной компетентности в решении творческой задачи.
Следовательно, реализация творческих методов организации исследовательской деятельности школьников стимулирует совершенствование профессиональных умений учителя русского языка и литературы:
-знание критериев и уровней сформированности творческой активности школьников дает возможность точнее ставить учебные, развивающие и воспитательные задачи;
-уровни готовности учеников к самостоятельности в организации решения творческих задач определяют стратегии индивидуального подхода в выборе методов обучения;
-более дифференцированными цели, задачи и методы обучения системе языка, видам речевой деятельности, развитию коммуникативной компетентности на уроке.
Одновременно создаются благоприятные условия для социализации школьников в процессе познавательной деятельности и самореализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...
Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.
Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...