Статья "Методы и формы работы учителя русского языка и литературы"
статья по русскому языку (7 класс)

Исакова Екатерина Александровна

В статье представлен опыт работы учителя  русского языка и литературы по организации проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isakovae.a.opyt_raboty.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт педагогической деятельности учителя-словесника

Методы и формы работы на уроках русского языка и литературы

Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы.

Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.

Моя работа с учащимися направлена на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, Мы используем элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы. Благодаря применения метода проекта у учащихся вырабатываются и развиваются умения и навыки проектирования.

Самыми удачными в своей практике считаю применение исследовательского метода. Написание реферата и текста доклада предъявляет высокие требования к творческим способностям школьников в познавательной деятельности.

Реферат — это краткое изложение статьи, книги, документа, учения, теории, обзор литературных источников.

Сформулированы основные критерии оценки реферата:

- точность и объективность передачи сведений, полнота содержания,

-уровень анализа (теоретический/практический), логичность, выразительность, грамотность;

- аргументированность и убедительность;

- доступность восприятия текста.

Процесс написания реферата строится в соответствии с последовательностью трех этапов:

  1. Подготовительный этап: поиск и выбор литературы;
  2. Исполнительский этап: чтение и анализ источников, и ведение записи значимых фактов;
  3. Заключительный этап: обработка, оформление материалов, написание текста реферата и доклада по нему, составление списка использованной литературы.

Организация творческой деятельности школьного класса на уроке требует от учителя понимания уровней готовности учеников к самостоятельности в творчестве, которое поможет выстроить  стратегию индивидуального подхода к  формированию и развитию необходимых умений в самоорганизации учащимися своей  мыслительной деятельности в решении сложной творческой  задачи по написанию текста реферата и выступлению с докладом публично.

Эффективность решения зависит от умения учащихся решать две задачи:

-уровень овладения предметным содержанием излагаемой проблемы;

-уровень овладения видами речи, обеспечивающими адекватное использование языковых средств для изложения своих мыслей в соответствии с ситуацией (лексика, грамматика, синтаксис, типы текста и стили речи) в соответствии с ситуацией общения.

Написание реферата предполагает владение учащимся научным стилем речи. Выступление перед одноклассниками с докладом требует коррекции научного стиля текста в стиль научно-публицистический, в котором строгое научное изложение дополняется эмоционально-оценочными акцентами значимыми для интересов слушателей.

Перечисленные требования к творческой деятельности реализуются у школьников на пяти уровнях подготовленности к самоорганизации в решении творческих задач:

1.Неосознаваемый уровень: ученик не понимает задачу и виды действий в ее решении.

2.Репродуктивный уровень: ученик повторяет действия по заданному однажды образцу.

3.Алгоритмичный уровень: ученик действует строго по усвоенному им алгоритму.

4.Самостоятельный уровень: ученик действует методом проб и ошибок, пытаясь найти верный, новый способ решения задачи, самостоятельно перебирая все имеющиеся способы (мышления, речевые, языковые, коммуникативные) для подготовки текста, соответствующего ситуации общения.

5.Творческий уровень: ученик быстро готовит реферат и доклад, проявляя необходимый уровень

Мыслительной, речевой, языковой, коммуникативной компетентности в решении творческой задачи.

Следовательно, реализация творческих методов организации исследовательской деятельности школьников стимулирует совершенствование профессиональных умений учителя русского языка и литературы:

-знание критериев и уровней сформированности творческой активности школьников дает возможность точнее ставить учебные, развивающие и воспитательные задачи;

-уровни готовности учеников к самостоятельности в организации решения творческих задач определяют стратегии индивидуального подхода в выборе методов обучения;

-более дифференцированными цели, задачи и методы обучения системе языка, видам речевой деятельности, развитию коммуникативной компетентности на уроке.

Одновременно создаются благоприятные условия для социализации школьников в процессе познавательной деятельности и самореализации личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.

Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...