В помощь педагогу
тест по психологии по теме

Митюхина Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

Исследование самочувствия педагогов в школе.

Цель исследования: определить степень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе и своим положением в нём.

Задачи исследования:

1. Определить  уровень  готовности  педагогического  коллектива  школы  к взаимодействию и общению.

2. Оценить  состояние  психологического  микроклимата  в  педагогическом коллективе школы.

3. Определить удовлетворённость педагогов отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на общем собрании учителей и педагогов. Работа ведётся по специальному опроснику, разработанному Капустиным Н.П. Анкета выдается каждому учителю, и они отвечают на все вопросы в течение 5-10 минут.

Способы обработки анкет (опросных листов): берётся чистая анкета с вопросами и напротив каждого ответа отмечается число отвечающих. Например: первый вопрос (из 100 опрошенных): а) 86; б) 11; в) 3.

После обработки анкет каждый член группы беседует примерно с пятью педагогами школы, чтобы выяснить причины, влияющие на настроение учителей. Если в творческой группе 3 человека, то они переговорят с 15 учителями, выбирая их по стажу, опыту, авторитету в педагогическом коллективе.

Получив общую картину ситуации и выяснив причины повышения тревожности педагогов, группа готовит справку и предложения, представляющие собой систему мер по снижению уровня тревожности и дискомфорта педагогов.

Подготовленная справка обсуждается с директором школы и его заместителем по воспитательной работе. На этом работа группы заканчивается.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 5/ 2008

        

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. Анкета не подписывается.

1.        Я обычно прихожу в школу:

а)        с хорошим настроением;

б)        без подъёма и приподнятости;

в)        с плохим настроением;

г)        затрудняюсь ответить.

2.        В школе я:

а)        ожидаю общения с коллегами;

б)        безразличен к окружающим;

в)        не хочу общаться ни с кем.

3.        В процессе делового общения я проявляю:

а)        доброжелательность и доверительность;

б)        снисходительность;

в)        нервозность и раздражительность;

г)        не могу ответить.

4.        Успех каждого из моих коллег вызывает во мне:

а)        радость;

б)        болезненную реакцию;

в)        не знаю.

5.        Я встречаю нового члена коллектива:

а)        доброжелательно и радушно;

б)        безразлично;

в)        избирательно.

6.        В случае неприятности на работе я:

а)        ищу причины в себе;

б)        ищу причины в других;

в)        пытаюсь разрешить проблему сразу;

г)        не обращаю внимания и полагаюсь на время.

7.        Когда я общаюсь с заместителем директора школы по воспитательной работе, то чувствую себя:

а)        раскованно и естественно;

б)        стеснённо и напряжённо.

8.        Приглашение к директору вызывает у меня:

а)        профессиональный интерес;

б)        чувство тревоги и беспокойства.

9.        Появление среди нас директора вызывает у меня:

а)        приятное чувство;

б)        беспокойство;

в)        отрицательные эмоции.

10.        Обычно критические замечания коллегам я высказываю:

а)        открыто;

б)        обсуждаю в узком кругу;

в)        не считаю, что это моё дело.

11.        В коллективе я:

а)        делюсь своими радостями и огорчениями;

б)        предпочитаю «своё» носить «в себе».

12.        Сколько лет вы работаете в школе:

а)        1-й год;

б)        2-3 года;

в)        4-10 лет;

г)        более 10 лет.

13.        Укажите причины, которые влияют отрицательно на ваше самочувствие.



Предварительный просмотр:

Исследование самочувствия педагогов в школе.

Цель исследования: определить степень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе и своим положением в нём.

Задачи исследования:

1. Определить  уровень  готовности  педагогического  коллектива  школы  к взаимодействию и общению.

2. Оценить  состояние  психологического  микроклимата  в  педагогическом коллективе школы.

3. Определить удовлетворённость педагогов отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на общем собрании учителей и педагогов. Работа ведётся по специальному опроснику, разработанному Капустиным Н.П. Анкета выдается каждому учителю, и они отвечают на все вопросы в течение 5-10 минут.

Способы обработки анкет (опросных листов): берётся чистая анкета с вопросами и напротив каждого ответа отмечается число отвечающих. Например: первый вопрос (из 100 опрошенных): а) 86; б) 11; в) 3.

После обработки анкет каждый член группы беседует примерно с пятью педагогами школы, чтобы выяснить причины, влияющие на настроение учителей. Если в творческой группе 3 человека, то они переговорят с 15 учителями, выбирая их по стажу, опыту, авторитету в педагогическом коллективе.

Получив общую картину ситуации и выяснив причины повышения тревожности педагогов, группа готовит справку и предложения, представляющие собой систему мер по снижению уровня тревожности и дискомфорта педагогов.

Подготовленная справка обсуждается с директором школы и его заместителем по воспитательной работе. На этом работа группы заканчивается.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 5/ 2008

        

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. Анкета не подписывается.

1.        Я обычно прихожу в школу:

а)        с хорошим настроением;

б)        без подъёма и приподнятости;

в)        с плохим настроением;

г)        затрудняюсь ответить.

2.        В школе я:

а)        ожидаю общения с коллегами;

б)        безразличен к окружающим;

в)        не хочу общаться ни с кем.

3.        В процессе делового общения я проявляю:

а)        доброжелательность и доверительность;

б)        снисходительность;

в)        нервозность и раздражительность;

г)        не могу ответить.

4.        Успех каждого из моих коллег вызывает во мне:

а)        радость;

б)        болезненную реакцию;

в)        не знаю.

5.        Я встречаю нового члена коллектива:

а)        доброжелательно и радушно;

б)        безразлично;

в)        избирательно.

6.        В случае неприятности на работе я:

а)        ищу причины в себе;

б)        ищу причины в других;

в)        пытаюсь разрешить проблему сразу;

г)        не обращаю внимания и полагаюсь на время.

7.        Когда я общаюсь с заместителем директора школы по воспитательной работе, то чувствую себя:

а)        раскованно и естественно;

б)        стеснённо и напряжённо.

8.        Приглашение к директору вызывает у меня:

а)        профессиональный интерес;

б)        чувство тревоги и беспокойства.

9.        Появление среди нас директора вызывает у меня:

а)        приятное чувство;

б)        беспокойство;

в)        отрицательные эмоции.

10.        Обычно критические замечания коллегам я высказываю:

а)        открыто;

б)        обсуждаю в узком кругу;

в)        не считаю, что это моё дело.

11.        В коллективе я:

а)        делюсь своими радостями и огорчениями;

б)        предпочитаю «своё» носить «в себе».

12.        Сколько лет вы работаете в школе:

а)        1-й год;

б)        2-3 года;

в)        4-10 лет;

г)        более 10 лет.

13.        Укажите причины, которые влияют отрицательно на ваше самочувствие.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.

Инструкция:

Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллектива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.

Оценки следует давать следующим образом:

6 баллов - все члены коллектива обладают соответствующим качеством,

5 баллов - почти все члены коллектива ...

4 балла   - простое большинство…

3 балла   - половина...

2 балла   - простое меньшинство…

1 балл     - почти никто…

0 баллов - никто...

Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, учебе.

Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.

Сплоченность    - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.

Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов коллектива.

Контактность    - отношение к новичкам, к другим коллективам.

Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, распределить обязанности так, чтобы добиваться наибольшей эффективности в совместной работе.

Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.

Примечание.     На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа (см. рис.).

Три уровня развития коллектива: низкий - до 3 баллов, средний - от 3 до 3,9 балла,

высокий - свыше 3,9 балла.

Методику    социально - психологической можно рекомендовать:

для общей оценки уровня психологического развития, достигнутого данным коллективом;

для сравнительного оценивания уровня развития системы коллективистских отношений в разных ученических коллективах;

для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основных направлений педагогической работы;

для оценки влияния на социально-психологическое состояние
ученического коллектива тех или иных конкретных педагогических воздействий;

для получения сведений о динамике развития ученического коллектива за определенный период времени.

1. Информированность

2. Организованность

3. Открытость

4. Контактность

5. Сплоченность

6. Коллективизм

7. Ответственность

        Рис. Социально- психологический рельеф коллектива

Литературный источник:

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.

Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.

Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 61 – 66.

        


                                                                               1                                                                       2

                            6

        6 баллов

 

        5 баллов

        4 балла

        

        3 балла

        2 балла

                     1 балл

                       5                                                                                                                             3

                                                                              4



Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы глазами родителей учащихся школы

Цель исследования: изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе.

Задачи исследования:

Определить активность участия детей и их родителей в общественной жизни школы, подготовке и проведении мероприятий в школе и классе.

Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе; отношение к негативным явлениям в школе.

Определить  удовлетворённость  родителей  учащихся  отношениями  со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классных родительских собраниях 1-11-х классов. Работа ведётся по специальному опроснику, разработанному центром проблем воспитания школы № 137 г. Москвы. Анкета выдаётся каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15-20 минут.

После проведения анкетирования и статистической обработки материалов как по классам, так и по школе в целом творческая группа выясняет причины тех или иных показателей. Для этого члены группы договариваются между собой о проведении собеседований с родительскими активами отдельных классов, чтобы выяснить причины высокого или низкого уровня оценивания в классных родительских коллективах. Получив в дополнение к количественным данным качественные, группа приступает к написанию справки (структуру справки см. выше), продумыванию предложений и планированию системы мер.

Подготовленная справка обсуждается с директором школы и его заместителем по воспитательной работе. На этом работа группы заканчивается.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 5/ 2008

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по вопросам школьной воспитательной системы и взаимодействия учителей и родителей.

Ваше мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению воспитательной работы в школе.

Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщённом виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Укажите только номер и букву класса.

Необходимо по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать на листе для ответов тот из них, который больше всего соответствует вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

1.        С каким чувством Ваш ребёнок обычно идёт в школу?

а)        в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;

б)        в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;

в)        когда как;

г)        затрудняюсь ответить.

2.        Участвовал ли Ваш ребёнок в подготовке и проведении мероприятий в классе?

а)        да, постоянно;

б)        да, эпизодически;

в)        нет, не участвовал;

г)        затрудняюсь ответить.

3.        С каким чувством Вы обычно идёте на родительское собрание?

а) в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;

б)        в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;

в)        когда как;

г)        затрудняюсь ответить.

4.        Если говорить в целом, нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся на  общешкольном уровне? Почему?

а)        в основном нравятся;

б)        нравятся, но не во всём;

в)        в основном не нравятся;

г)        затрудняюсь ответить.

5.        Если говорить в целом, нравятся ли Вам мероприятия, которые проводятся в вашем классе? Почему?

а)        в основном нравятся;

б)        нравятся, но не во всём;

в)        в основном не нравятся;

г)        затрудняюсь ответить.

6.        Насколько вы удовлетворены отношениями, которые сложились у Вас с классными руководителями?

а)        в основном удовлетворительные;

б)        в чём-то удовлетворительные, в чём-то нет;

в)        в основном неудовлетворительные;

г)        затрудняюсь ответить.

7.        По Вашему мнению, за последний год:

а)        школа стала лучше;

б)        школа стала хуже;

в)        никак не изменилась;

г)        трудно сказать.

 8. Что Вас привлекает и не привлекает в нашей школе?

9. Ваши предложения по организации школьной жизни?



Предварительный просмотр:

Анализ состояния воспитательной работы глазами учащихся школы

Цель исследования: изучение мнения учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе и классе.

Задачи исследования:

Определить активность участия детей в общественной жизни школы, под
готовке и проведении мероприятий в школе и классе.

Выявить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям в
школе и классе; отношение детей к негативным явлениям в школе.

Определить удовлетворенность детей отношениями со всеми участника
ми образовательного процесса.

Исследование проводится на классных собраниях 5-11-х классов. Работа ведётся по специальному опроснику, разработанному центром проблем воспитания школы № 137 г. Москвы. Анкета выдаётся каждому учащемуся, и они отвечают на все вопросы в течение 15-20 минут.

После проведения анкетирования и статистической обработки материалов как по классам, так и по школе в целом творческая группа выясняет причины тех или иных показателей. Для этого члены группы договариваются между собой о проведении собеседований с активами отдельных классов, чтобы выяснить причины высокого или низкого уровня оценивания в классных коллективах. Получив в дополнение к количественным данным качественные, группа приступает к написанию справки, продумыванию предложений и к планированию системы мер.

Структура справки является общей для всех групп. Приведём её схему:

1. Тема исследования.

2. Цель исследования.

3. Участники исследования.

4. Время и объём исследования.

5. Содержание исследования.

6. Результаты исследования.

7. Причины положительных и отрицательных явлений.

 8. Способы устранения причин на уровне целей и задач.

 9. Система мер по устранению выявленных причин с указанием сроков и ответственных.

 10. Прогнозирование результатов после реализации системы мер.

Подготовленная справка обсуждается с директором школы и его заместителем по воспитательной работе. На этом работа группы заканчивается.

Источник: Научно-методический журнал «Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе». № 5/ 2008

Дорогой друг!

Приглашаем принять участие в опросе по проблемам школьной воспитательной системы. Твоё мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации по изменению условий и содержания воспитательной работы.

Надеемся на искренние ответы. Результаты опроса будут использованы только в обобщённом виде, поэтому свою фамилию можешь не указывать.

Заполнять анкету просто. Нужно по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать тот из них, который больше всего соответствует твоему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

1.        С каким чувством ты обычно идёшь в школу?

а)        в большинстве случаев с хорошим, радостным настроением;

б)        когда как;

в)        в большинстве случаев с неважным настроением, без радости;

г)        затрудняюсь ответить.

2.        Участвовал ли ты в подготовке и проведении самодеятельных мероприятий в школе (встречи по интересам, диспуты, конкурсы, соревнования и т.п.)?

а)        да, постоянно;

б)        да, эпизодически;

в)        нет, не участвовал;

г)        о самодеятельных мероприятиях в школе не знаю;

              д)  затрудняюсь ответить.

3. Участвовал ли ты в подготовке и проведении мероприятий в классе?

а)        да, постоянно;

б)        да, эпизодически;

в)        нет, не участвовал;

г)        затрудняюсь ответить.

4.        Много ли в школе мероприятий, которые тебя радуют, и ты ожидаешь их с нетерпением?

а)        да, их большинство;

б)        да, их немало;

в)        такие мероприятия - редкость;

г)        нет таких мероприятий.

5.        Имеются ли у тебя награды, благодарности за участие во внешкольных олимпиадах, праздниках, конкурсах?

а)        да, имеются;

б)        нет, не имеются.

6.        На твой взгляд, школьники твоего класса являются активными в общественной жизни школы или класса?

а)        да, и их подавляющее большинство;

б)        да, и их немало;

в)        да, но их меньшинство;

г)        затрудняюсь ответить.

7.        Можно ли сказать, что ты всегда найдёшь взаимопомощь в своём классе?

а)        да, всегда;

б)        да, но не всегда;

в)        скорее всего это будет исключением;

г)        затрудняюсь ответить.

8.        Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в твоём классе?

а)        да, всегда;

б)        да, но не во всём;

в)        нет, не нравятся;

г)        затрудняюсь ответить.

9.        Если говорить в целом, нравятся ли тебе мероприятия, проводимые в школе?

а)        да, всегда;

б)        да, но не во всём;

в)        нет, не нравятся;

г)        затрудняюсь ответить.

10.        У каждого человека складываются с окружающими людьми различные отношения. Скажи, насколько ты удовлетворён отношениями, которые сложились у тебя?

        (ответ надо дать по каждой категории).

с одноклассниками:

а)        в основном удовлетворительные;

б)        в чём-то удовлетворительные, а в чём-то нет;

в)        в основном неудовлетворительные;

г)        никаких отношений нет;
с учащимися других классов:

а)        в основном удовлетворительные;

б)        в чём-то удовлетворительные, а в чём-то нет;                

                 в) в основном неудовлетворительные;

г) никаких отношений нет;

       с классным руководителем:

а)        в основном удовлетворительные;

б)        в чём-то удовлетворительные, а в чём-то нет;

в)        в основном неудовлетворительные;

г)        никаких отношений нет;
с преподавателями школы:

а)        в основном удовлетворительные;

б)        в чём-то удовлетворительные, а в чём-то нет;

в)        в основном неудовлетворительные;

г)        никаких отношений нет.

11.        Бывают ли у тебя дополнительные встречи с классным руководителем во внеучебное время?

а)        да;

б)        нет.

12.        Беспокоят ли тебя негативные проявления в отношениях среди учащихся школы 

         (ответ надо дать по каждой категории)?

а)        да;

б)        нет.

 1   безразличие;                                      7   сквернословие;

2))))

грубость;

8   зазнайство;

3)

наговоры, клевета;

9  выпивки;

4)

курение;

10 наркомания;

5)

обман;

11  вандализм;

6)

легкомысленное поведение;

12  другое.

13. Хотел бы ты перейти в другую школу? Почему?
а) да, хотел бы.

        б) нет, не хотел бы.

14. Твои предложения по организации школьной жизни (напиши).



Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ С ПОМОЩЬЮ

ПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

   Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.

Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

Со мной большинство ребят советуются (считаются).

У меня отсутствует уверенность в себе.

Я примерно так же способен  и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

Временами я чувствую себя никому не нужным.

Я все делаю хорошо (любое дело).

Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

В любом деле я считаю себя правым.

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.      

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают  

      различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19.Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЖАТЫМ»

Методическое пособие служит хорошим помошником для начинающих вожатых и педагогов дополнительного образования....

Методичка« В помощь педагогу- организатору».

Совершенствование содержания форм и методов воспитательного процесса в наших клубах зависит от Вас, педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организато...

Презентации и методические разработки в помощь педагогам и учащимся

Толерантность:https://docs.google.com/open?id=0ByXhfe8NYKAzWlFfQVlmS3JXVm8Все флаги в гости будут к нам:https://docs.google.com/open?id=0ByXhfe8NYKAzNEFlMjNMVmNQUnMНа воде:https://docs.google.com/ope...

Методический материал в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ПЕРВАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ В ПОХОДЕ"

Материал содержит следующие разделы:1.Первая доврачебная помощь в условиях похода.личная гигиена туристаподготовка к походусамомассажсамоконтроль туристапотёртости и мозолиожогисолнечный и тепловой уд...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...