Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"
методическая разработка (психология) по теме

 

Уважаемые коллеги, есть ли в ваших детских коллективах дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными? Совместная разработка рекомендаций работы с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Цель:

познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей;

совместно разработать рекомендации по работе с такими детьми.

Ход семинара

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети». Иначе их еще называют: непоседы, шустрики, энерджайзеры.

Есть ли в ваших детских объединениях дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Пожалуйста, приведите примеры поведения детей, в которых проявляется их излишняя активность и невнимательность. Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными?

Немного теории.

Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.

Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.

Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.

В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

Перед вами лежит раздаточный материал (Приложение 1). Посмотрите на страницу 1, где перечислены основные признаки диагностики гиперактивности. О проявлениях чрезмерной подвижности можно говорить тогда, когда присутствует 8 и более поведенческих признаков. Пожалуйста, разделитесь на группы и постарайтесь определить: является ли данный ребенок в примере гиперактивным или же подвижность – это особенность его темперамента.

Если примеров мало или по другой причине, можно их предложить (Приложение 2). Деление на группы происходит в зависимости от количества педагогов и примеров. Удобнее всего разделить на 2-4 группы.

Обсуждение в группах. Все возвращаются в круг, и каждая группа педагогов обосновывает свое решение.

Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Давайте попробуем, исходя из особенностей таких детей, составить общие рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Педагоги предлагают свои варианты. Психолог записывает рекомендации на доске, комментирует и добавляет пункты.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам.Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована.Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Психологи так же заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Поверхностность - одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Вывод однозначен:терпение и спокойствие. И еще - повышенное внимание и ваша собственная грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Семинар педагогов Тема: Помогите ребенку преодолеть застенчивость

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности. Некоторые родители сами были застенчивыми в детстве, страдали из‑за этого и не желают так...

Практический семинар: «Значение первичного и вторичного дефектов в развитии ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие»

Цель: разделение  для педагогов понятий вторичный, первичный дефект  развития детей с общим психическим недоразвитием.Задачи:1.    Рассмотреть понятия вторичный и первич...

Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"

Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...

Методический семинар "Социокультурное развитие ребенка через образ народной тряпичной куклы"

Конкурс "Учитель года России-2016" задание "Методический семинар" учитель технологии....

Семинар-практикум «РАС. Ребенок, которого не понимают»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и сп...

Презентация семинара-практикума "Одаренный ребенок"

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. Работа по педагогической поддержке и сопровождению та...


 

Комментарии

в помощь при работе с гиперактивными детьми