Практический семинар: «Значение первичного и вторичного дефектов в развитии ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие»
материал по теме

Довженко Галина Александровна

 

Цель: разделение  для педагогов понятий вторичный, первичный дефект  развития детей с общим психическим недоразвитием.

Задачи:

1.    Рассмотреть понятия вторичный и первичный  дефект развития ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие.

2.    Научить педагогов выделять  вторичный и первичный  дефект развития ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие, в практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар: «Значение первичного и вторичного дефектов в развитии ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие»

Цель: разделение  для педагогов понятий вторичный, первичный дефект  развития детей с общим психическим недоразвитием.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятия вторичный и первичный  дефект развития ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие.
  2. Научить педагогов выделять  вторичный и первичный  дефект развития ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие, в практической деятельности.

        

Теоретическая часть

        В силу перенесенного поражения мозга умственно отсталому ребенку значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды, труднее занять среди товарищей, сверстников, в школе и семье какую-либо устойчивую жизненную позицию.

        Главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость ребенка, т. Е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости. Из-за этого ребенок выпадает из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными действиями и ролевой игрой). Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышления, памяти, характера и т. д.).

        «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, - говорит Л.С. Выгодский, - тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Недоразвитие высших психических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено».

        Для доказательства этого положения Л. С. Выгодский ссылается на множество исследований и, в частности, на исследование Левенштейном однояйцовых и двуяйцовых близнецов. Общий результат этого и других подобных исследований сводится к следующему: наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции.

        Левенштейн показал, что этот закон всецело применим к ненормальному ребенку.

        Как известно, в норме характерологические особенности разных детей чрезвычайно разнообразны. Болезнь же способствует возникновению сходных шаблонов характера, своеобразных характерологических стандартов. Это наводит многих специалистов, особенно психиатров, на мысль о том, что характер ребенка прямо обусловлен болезнью, что особенности характера сами по себе есть проявления его болезни.

Возникают, таким образом, вопросы: может ли болезнь быть причиной создания определенного склада характера? Как сочетаются влияние воспитания и влияние болезни на характер ребенка?

        Вопросы эти очень сложны в теоретическом отношении. Однако их решение имеет очень важное практическое значение для учителя. Поэтому необходимо сделать попытку ориентироваться в их решении. В силу перенесенного поражения мозга умственно отсталому ребенку значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды, труднее занять среди товарищей, сверстников, в школе и семье какую-либо устойчивую жизненную позицию. Чтобы добиться необходимой адаптации, он непрерывно вынужден пускать в ход компенсаторные механизмы.

        Вопрос о важности компенсации утраченных либо недоразвитых функций достаточно широко поставлен рядом авторов, в частности профессором А.Р. Лурия. Однако до последнего времени остается малоизученным и даже мало учитываемым вопрос об отрицательных, спонтанно возникающих вредных путях компенсации. Между тем в основе так называемых отрицательных, вредных привычек ребенка-олигофрена нередко лежат именно эти отрицательные средства компенсации. Так, например, чтобы привлечь внимание окружающих, быть принятым в игру детей либо получить желаемую игрушку, олигофрен вынужден быть изобретательнее своих здоровых сверстников. Он может привлечь к себе внимание кривляньем, паясничаньем, нелепыми выходками, он может научиться вырывать желаемые игрушки силой, может добиваться желаемого неустанным плачем, надоедливыми просьбами и т. Д. Редко, очень редко удается больному, неразумному малышу самостоятельно найти путь положительной компенсации и вызвать симпатии товарищей с помощью доброты, уступчивости, умения играть и т. д.

        Будучи моторно-неловким, олигофрен может путем тренировки под руководством воспитателей приобрести хорошую осанку, хорошую походку, некоторые спортивные умения. Но если ему не прийти вовремя на помощь, он компенсирует плохое равновесие раскачивающейся походкой, привыкает толкаться, проходя мимо людей, находит разряд накопившейся энергии в драке.

        Таким образом, неудачные пути компенсации приводят иногда к возникновению дурных привычек. Но возникший таким образом вред усугубляется тем, что, как отмечал еще К. Д. Ушинский, одна какая-либо привычка, раз появившись, прокладывает путь другой, аналогичной. Так, например, привычка курить способствует возникновению отрицательной привычки воровать, так как курение вынуждает добывать деньги на папиросы, а привычка ходить на лыжах прокладывает путь положительной привычке изучать окрестности, любоваться природой и т. Д.

        Таким образом, воспитание положительных привычек способствует общему положительному направлению компенсации ребенка олигофрена, а стихийное формирование дурных привычек побуждает его вступить на путь отрицательной, ложной компенсации.

        Значение воспитания привычек для нравственного развития умственно отсталых детей особенно велико еще и потому, что в связи с нарушениями в области познавательной деятельности, малой развитостью их сознания и самосознания воспитание нравственных убеждений, принципов и т. Д. относительно затруднено. Наиболее действенным путем формирования нравственности, культурных потребностей и характера умственно отсталого ребенка является воспитание привычек.

        Здесь вновь полезно вспомнить мысли Л. С. Выгодского о том, что характер (наряду с высшими формами памяти и мышлением) относится к вторичным образованиям в развитии психики ребенка с общим психическим недоразвитием. В каждом заболевании центральной нервной системы ребенка есть, видимо, первично-биологические проявления и вторичные, обусловленные процессом развития и образом жизни ребенка, обладающего этими первичными биологическими проявлениями болезни. Характер ребенка определяется его воспитанием, условиями жизни в конкретно-исторической обстановке. Болезнь не создает никакого склада характера, но создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов ребенка и, во-вторых, является сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому он как-то приспосабливается. Известно, например, что дети, перенесшие травму головного мозга, не выносят шума и утомляются при обычной для школьника умственной нагрузке. Остро переживая возникающую из-за этого в условиях школьного режима несостоятельность, такие дети вынуждены иногда хитрить, изворачиваться, избегая трудных заданий, контрольных работ, труда в шумных мастерских. У них возникают дурные привычки, а в дальнейшем и такие черты характера, как лживость, хитрость, стремление избегать трудностей. Наряду с этим дети становятся болезненно самолюбивыми, обидчивыми, иногда проявляют склонность компенсировать свои недостатки хвастовством, рисовкой, подчеркиванием каких-либо своих достоинств. Означает ли это, что сама по себе травма головного мозга создает подобные черты характера? Нет. Если бы ребенок, перенесший травму, получил воспитание, рассчитанное на компенсацию его утомляемости и невыносливости, то характер его мог бы быть совершенно нормальным.

        Несмотря на малое количество исследований в этой области, может быть также сделана попытка подсказать один из важнейших приемов формирования их характера. Речь пойдет о воспитании у умственно отсталых детей привычек, которые не случайно называют второй натурой человека.

        Замечательный ученый-олигофренопедагог, человек с горячим сердцем практика-воспитателя и проницательным мышлением теоретика – Э. Сеген еще в начале XIX в. С большой остротой поставил вопрос о значении привычек для воспитания умственно отсталых детей, или, как он выражался, «идиотов». Сеген писал: «Привычка-вторая натура. Идиотия-почти во всех своих наиболее отталкивающих симптомах - является не созданием природы, а преимущественно результатом привычек; привычка к нервному тику, привычка к инертности, к невниманию, к крику, к неопрятности, к онанизму, привычка к повторению одних и тех же впечатлений и актов, к уклонению от нормальных функций – вот что составляет облик идиота.

        Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, все органы, и опять-таки больше всех головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются.

        Следовательно, хорошие и дурные привычки возникают у учащихся вспомогательных школ в результате определенного образа жизни больного ребенка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций.

Практическая часть

        Педагогам предлагается разбиться по группам для выполнения практического задания. После выполнения задания, полученные результаты докладываются всей группе.

Задание: выберите одного из учеников вашего класса, группы, анализируя его поведение, выделите вторичный дефект и компенсацию.

Ответ одного из педагогов во время работы семинара: мальчик учиться в 9 классе, отказывается выполнять домашнее задание по биологии, если необходимо выучить определенный объем материала. Первичный дефект – низкая познавательная способность, вторичный – низкий уровень развития психических функций, в частности произвольного внимания и памяти. Компенсирующее поведение самовольный уход с самоподготовки тогда когда необходимо выучить материал по биологии. Таким образом, формируется привычка пропускать самоподготовку, которая может привести к пропускам уроков, а затем бродяжничеству.  Путь коррекции, в это случае необходим индивидуальный подход в формировании домашних заданий, желательно заучивание заменить списыванием и рассказом материла по тексту.

Рефлексия

        Каким образом информация о дефектах развития детей, их компенсации может помочь вам в работе?

Ответ одного из педагогов во время работы семинара: «Мне этот семинар помог избавиться от чувства бессилия, когда кажется, ничего нельзя сделать. Теперь понимаю, что если внимательно проанализировать поведение ребенка и кропотливо в системе работать, тогда можно достичь положительного результата».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение первичного и вторичного дефектов в развитии ребенка, имеющего общее психическое недоразвитие.

Слайд 2

В силу перенесенного поражения мозга умственно отсталому ребенку значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды, труднее занять среди товарищей, сверстников, в школе и семье какую-либо устойчивую жизненную позицию.

Слайд 3

Первичный дефект Главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затрудненная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические ("ядерные") признаки умственной отсталости. Из-за этого ребенок выпадает из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными действиями и ролевой игрой).

Слайд 4

Вторичный дефект Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышления, памяти, характера и т. д.).

Слайд 5

«Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию». Л.С. Выготский

Слайд 6

Недоразвитие высших психических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при олигофрении и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом.

Слайд 7

Может ли болезнь быть причиной создания определенного склада характера? Как сочетаются влияние воспитания и влияние болезни на характер ребенка?

Слайд 8

В силу перенесенного поражения мозга умственно отсталому ребенку значительно труднее, чем здоровому, приспособиться к условиям окружающей его среды. Чтобы добиться необходимой адаптации, он непрерывно вынужден пускать в ход компенсаторные механизмы.

Слайд 9

Компенсация является основой привычек.

Слайд 10

Неудачные пути компенсации приводят иногда к возникновению дурных привычек. Но возникший таким образом вред усугубляется тем, что, как отмечал еще К. Д. Ушинский, одна какая-либо привычка, раз появившись, прокладывает путь другой, аналогичной.

Слайд 11

Воспитание положительных привычек способствует общему положительному направлению компенсации ребенка-олигофрена, а стихийное формирование дурных привычек побуждает его вступить на путь отрицательной, ложной компенсации.

Слайд 12

Может ли болезнь быть причиной создания определенного склада характера? Как сочетаются влияние воспитания и влияние болезни на характер ребенка?

Слайд 13

Характер (наряду с высшими формами памяти и мышлением) относится к вторичным образованиям в развитии психики ребенка-дебила. Л.С. Выготский

Слайд 14

«Привычка-вторая натура. Идиотия -почти во всех своих наиболее отталкивающих симптомах - является не созданием природы, а преимущественно результатом привычек; привычка к нервному тику, привычка к инертности, к невниманию, к крику, к неопрятности, к онанизму, привычка к повторению одних и тех же впечатлений и актов, к уклонению от нормальных функций - вот что составляет облик идиота». Э. Сеген

Слайд 15

Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, все органы, и опять-таки больше всех головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются.

Слайд 16

Практическое задание. Выберите одного из учеников вашего класса, группы, анализируя его поведение, выделите вторичный дефект и компенсацию.

Слайд 17

Каким образом информация о дефектах развития детей, их компенсации может помочь вам в работе?

Слайд 18

Спасибо за внимание! Использованная литература: С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. :М., "ПРОСВЕЩЕНИЕ».: 1986 г. Подготовила презентацию: Довженко Галина Александровна Педагог-психолог КОУ Омской области «Нововаршавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала испол...

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...