Применение кубиков с моделями звуков в процессе индивидуальной логопедической деятельности с детьми с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи.
статья на тему

Морозова Маргарита Викторовна

Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала использовать их в виде карточек, а изготовила кубики разного цвета, на которых и были расположены модели. Объёмные предметы вызывают у детей больший интерес, чем плоскостные изображения и кубики выполнили свою работу: дети с ЗПР заинтересовались и ПОНЯЛИ эти модели!  

               Современным дошкольникам можно преподнести эти модели как что-то фантастическое, присланное с другой планеты. И будьте уверены детский интерес появиться!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сделать серьёзное занятие для ребёнка

 занимательным – вот задача первоначального обучения

К.Д.Ушинский

Применение кубиков с моделями звуков

 в процессе индивидуальной логопедической деятельности

с детьми с задержкой психического развития,

имеющими общее недоразвитие речи.

             Уровень речевого развития является важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе.

             Большинство  дошкольников  с  задержкой психического развития) ЗПР  имеют  системное  недоразвитие  всех  сторон  речи  и  чаще  всего  находятся  на  втором – третьем  уровне  речевого  развития  при  общем  недоразвитии  речи (ОНР)  в  зависимости  от  степени  задержки  психического  развития.

            У  детей  с  ОНР  наблюдается  патологический  ход  речевого  развития. Основными  признаками  ОНР  в  дошкольном  возрасте:

позднее  начало  развития  речи;

 замедленный  темп  речевого  развития;

ограниченный, не  соответствующий  возрасту  словарный  запас;

 нарушение  формирования  грамматического  строя  речи;

нарушение  звукопроизношения  и  фонематического  восприятия.

             При  этом  у детей отмечается  сохранность  слуха  и  удовлетворительное  понимание  доступной  для  определённого  возраста обращённой  речи. Многим  ребятам  присущи  недостатки звукопроизношения  и  фонематического  развития.

             Одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогической работы с данными детьми является развитие речи и коммуникативных способностей.

            С.Г.Шевченко выделила следующие задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР:

развитие и совершенствование общей моторики;

развитие и совершенствование ручной моторики;

развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объёма, тонуса, темпа, точности, координации);

развитие слухового восприятия, внимания;

развитие зрительного восприятия, памяти;

развитие ритма;

формирование произносительных умений и навыков;

совершенствование лексических и грамматических средств языка;

развитие навыков связной речи;

обогащение коммуникативного опыта.

                 В процессе тесного взаимодействия логопеда, дефектолога и воспитателей на коррекционных занятиях проходит стимуляция речевой активности детей, развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков понимания и построения развёрнуты речевых высказываний.

            В учебном плане специализированных учреждений для детей с ЗПР выделяются специальные занятия «Развитие речи», которое проводит дефектолог, и «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», которое проводят учитель-дефектолог и логопед.

            На индивидуальных логопедических занятиях формируются произносительные умения и навыки, и ставятся следующие задачи:

устранение дефектного звукопроизношения;

развитие умений и навыков различать звуки, похожие по артикуляции и звучанию;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью.

            Основной целью индивидуальной логопедической деятельности является формирование навыков правильного произношения. Для достижения этой цели приходится повторять один и тот же материал, что утомляет и ребёнка и взрослого. Но при этом логопед должен уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, заинтересовывать ребёнка, «превращать» скучные, на первый взгляд, упражнения.

           Существует множество вариантов организации работы с детьми для создания интереса, но хотелось бы рассмотреть применение моделей звуков.  Данные модели предложила В.М.Акименко, но я не стала использовать их в виде карточек, а изготовила кубики разного цвета, на которых и были расположены модели. Объёмные предметы вызывают у детей больший интерес, чем плоскостные изображения и кубики выполнили свою работу: дети с ЗПР заинтересовались и ПОНЯЛИ эти модели!  

               Современным дошкольникам можно преподнести эти модели как что-то фантастическое, присланное с другой планеты. И будьте уверены детский интерес появиться!

            Использование моделей звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонематического слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

              При постановке звуков модель помогает ребёнку быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Ребёнок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Модель постоянно «напоминает» артикуляцию произносимого звука. У ребёнка при работе с моделями создаётся правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

На красном кубике – модели гласных звуков, на синем – модели согласных звуков, а на зелёном также модели согласных звуков: изначально для гипердинамичных детей, мягкость не уточняется. Но со временем зелёный кубик стал применятся и при постановке мягких звуков, т.е. используется по ситуации.

          Таким образом, кубики с моделями звуков Акименко В.М. успешно используются при формировании навыков правильного произношения.

Литература:

Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков.//Логопед, №2, 2005год.

Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие по развитию речи дететй 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Календарно-тематическое планирование Группа:  Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс:  1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов:  всего __90__ часов;  в...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "В поисках Немо"

Данное занятие нацелено на активизацию и закрепление словаря по лексической теме "Животный мир морей и океанов", закрепление умения употреблять в речи простые и сложные предлоги, а также развитие...

Логопедические занятия для детей 5 – 7 лет, имеющими общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов,...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...