Главные вкладки

    Создание благоприятного психологического климата на уроке
    статья по психологии по теме

    Загитова Гульфия Анатольевна

    Рекомендации психологов для проведения  "успешного" урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sozdanie_blagopriyatnogo_psihologicheskogo_klimata.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание благоприятного психологического климата

       50 % успеха на уроке.

    Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества нам не дождаться.

    От того какой психологический климат создан учителем на уроке,зависит успех урока в целом.

    Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

    Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

    Первая функция – « открытие» ребенка на общение», призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

    Педагогические операции:

    Выбор пластической позы.

    Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком ( языком пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80% информации.

    Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение. Допустим преподаватель находится в так называемой позе льва ( широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне        «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

    Подача информации с позиции «МЫ»

    Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

    Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  ( за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

    Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

    Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.

    Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

    3.Установление личного контакта

    Личный контакт может устанавливаться различными способами:

    вербально, визуально, тактильно.

    Вербальный контакт осуществляется посредством слов(имена)

    Визуальный – это контакт глаз.

    Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость  в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.

     Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

    Демонстрация расположенности.

    Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

    Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

    2.Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

    Для педагога услышать ребенка- это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуться в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

    3.Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

    Третья функция « возвышение» ребенка

    1. Просьба о помощи

    В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно « возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в -третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

    2.Поддержание оптимистического рубежа

    Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера основанная на логике, факте.

    То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает. Преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция « возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

    Педагогическая оценка

    Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

    КАК МОЖНО МЕНЬШЕ ЗАПРЕТОВ.

    Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно удерживать в активе памяти, а следовательно выполнять правила, число которых затрудняется назвать сам педагог. А что происходит в школе?

    Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на уроке, ходить без сменной обуви, пропускать уроки, не выполнять домашнего задания и так до бесконечности. Но если возможно обозначить всю  совокупность запретов, то выстраивать  и осуществлять каждый момент своей жизни на их основе тем более невозможно. Сам факт неисчислимости этих правил негативно сказывается на отношении ребенка к ним, он думает: « все равно я не смогу их запомнить все». Поэтому время от времени  в той или иной мере он начинает их нарушать, более того он видит, как это делают другие. Исходя из всего этого, школьник субъективно свободно приходит к выводу, что правила можно нарушать.

    Предложим ученикам вариант двух запретов, в которые можно вместить все остальные :

    нельзя не работать и нельзя посягать на интересы другого человека.

    В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он отвлекает учителя и других учеников, а значит, доставляет неудобства, посягает на их интересы. Если но не готовит домашнего задания- он не работает. Приходит без сменной обуви - приносит в помещение грязь, которая, высыхая, превращается в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.  

    Такая же ситуация и в работе с родителями. Многие привыкли думать, что человек ходит на родительские собрания, чтобы уставать, терпеть, преодолевать трудности, мучиться от неорганизованности и возвращаться домой как «выжатый лимон». Чтобы изменить подобный стереотип, надо создать другие условия.

    Родительское собрание не должно только констатировать и обсуждать неудачи детей в учебе, предъявлять к ним претензии. Необходимо попытаться превратить родительское собрание из скучного, обязательного занятия в хорошую  традицию, в занятия по реализации потребности родителей в доверии и понимании, уважении.

    СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ:

    Перед началом собрания лучше « оставить за дверью» плохое настроение

    Самый приятный звук для  человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

    Помните «золотое» правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить  о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

    Дайте понять родителям, что  вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться

    В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей

    Доведите до родителей, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что вы вместе с ними готовы помощь его ребенку

    Не сравнивайте успехи отдельных учащихся

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

    В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

    Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

    Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

    Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

    Дела? Проблемы? Всё пустое!Душа ребёнка- вот святое!Цветок в душе ещё так мал.Успей полить, чтоб не завял?Опытные педагоги утверждают, что работать с детьми становится все сложнее. В последнее время п...

    «Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

    Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

    Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"

    Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"...