адаптация учащихся 1 класса
календарно-тематическое планирование по психологии на тему
план работы по адаптации учащихся 1 класса и рекомендации педагогам по адаптации 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_1_klassa.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
.
План работы по созданию условий для адаптации первоклассников к процессу обучения.
Цель: создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь.
Предшкольный период (от записи в школу до 1 сентября).
Субъект деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия |
Классный руководитель |
| 1.Диагностика будущих учащихся. 2.Анкетирование родителей. 3.Консультации для родителей. |
Школьный психолог | 1.Проведение диагностики готовности детей к школе, особенностей личностного развития; прогноз школьных трудностей. 2.Проведение консультаций с классным руководителем и родителями по результатам диагностики, рекомендации родителям по обращению к специалистам. 3.Составление соответствующей документации диагностики детей. 4.Ведение журнала консультаций для родителей. | 1.Диагностика будущих учащихся. 2.Анкетирование родителей. 3.Консультации для родителей и классного руководителя. |
Совместная деятельность классного руководителя и школьного педагога -психолога | 1.Обсуждение результатов первичного знакомства и психолого-педагогической диагностики детей. 2.Выявление детей группы риска по адаптации к учебной деятельности. 3.Разработка плана работы по адаптации первоклассников на 1 четверть. | 1.Мини-педсовет с участием педагогов, педагога-психолога, администрации. 2.Родительское собрание «Параметры готовности к школе». |
Первая четверть
Субъект деятельности | Содержание деятельности | Мероприятия |
Школьный психолог | 1.Наблюдение за учащимися в процессе обучения, во внеклассной деятельности. 2.Уточнение данных диагностики психологической готовности детей к школе, особенностей личностного развития, прогноз школьных трудностей. 3.Организация и проведение занятий с учащимися по программе сопровождения адаптации. 4.Консультации для педагогов и родителей по протеканию адаптации. 5.Ведение журнала консультаций для родителей. | 1.Диагностика учащихся. 2.Занятия по программе адаптации. 3.Консультации для педагогов и родителей. |
Совместная деятельность классного руководителя и школьного психолога. | 1.Составление плана психолого-педагогической работы с проблемными учащимися. 2.Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождение ребенка. 3.Патронаж семьи, выработка плана совместной деятельности по вопросам развития и воспитания ребенка. 4.Разработка методических рекомендаций для родителей. 5.Предворительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти. | 1.Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников». 2.Выступление на педсовете «Итоги адаптации учащихся 1 класса». |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное - в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии - поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Среди общих правил появились, например, такие: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, "не драться", следовательно нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответсвующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть - коллективный рисунок: "живые картинки", устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс: адаптация учащихся, родителей, классного руководителя
Данный проект рекомендован классным руководителям 5 класса....
Адаптация учащихся 5 класса
Итоги адаптации пятиклассников...
некоторые особенности адаптации учащихся профельных классов
материал по вопросам адаптации учащихся профильных классов...
Некоторые особенности адаптации учащихся профильных классов общеобразовательной школы
Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации десятиклассников в условиях профильного и непрофильного обучения....
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Родительское собрание в 5 классе «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников"...
Родительское собрание в 5 классе "Возрастные особенности и адаптация учащихся 5 класса"
Каждый возрастной период в жизни ребенка выдвигает свои проблемы. Некоторые периоды из-за их повышенной «опасности» принято называть кризисными – 5 класс именно такой....