Тренинг развития коммуникативных навыков
план-конспект урока по психологии по теме

Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков взаимодействия в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshcheniya_pravoslavnaya_gimnaziya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг развития коммуникативных навыков

для учащихся 8 класса Православной гимназии

г. Ноябрьск

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи: 

  1. Закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся.
  2. Диагностика психологического климата в группе.
  3. Улучшение уровня коммуникации; развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса Православной гимназии (14-15 лет). Количество: 13 человек.

Дата проведения: 23.05.2012 г.

Место проведения: Православная гимназия.

Оборудование: стулья по количеству участников тренинга;  флип-чарт; косынки - повязки на глаза – 3 шт.; бельевой шнур – 3 шт. по 5-7 м; листы белой бумаги – 20 шт.; ватман – 1 шт.; маркеры по количеству участников.

Тренер: педагог-психолог ОППП МБУ «ЦПППН «Доверие» - Гарифуллина Н.М.

Ход тренинга

  1. Вступительное слово тренера (целеполагание)                        Время – 5 минут

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? У кого из вас есть опыт работы в тренинговой группе? С какой целью каждый из вас пришел на тренинг? Сегодня мы встретились, чтобы узнать себя и других, научиться лучше понимать свои чувства, переживания, желания, а также выражать их так, чтобы другие люди лучше  понимали нас, а мы – их. Для этого мы воспользуемся психологическими играми и упражнениями.

        Но предварительно я хочу задать вам вопрос: Как по-вашему, что такое общение? (единство процессов обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга).

Что необходимо  для успешного общения?  (искренний интерес к партнеру; умение внимательно его слушать, при необходимости задавать уточняющие вопросы; восприятие не только того, что говорит партнер, но и того, что он при этом чувствует, переживает; умение понимать значение не только слов, но и жестов, выражения лица и т.п.; учет ситуации, в которой происходит общение; разборчивая, грамотная речь; наличие обратной связи – диалог эффективнее, чем монолог).

  1. Знакомство  (приветствие)                                                Время – 5 минут

Описание упражнения

Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву, что и его имя. Далее повторение имен идет по принципу снежного кома: второй участник повторяет имя первого с эпитетом, затем называет свое имя и свой эпитет; третий, прежде, чем назвать себя, повторяет то, что сказал второй, и так далее.

Смысл упражнения

Помимо облегчения запоминания имен участников группы, это упражнение нацелено и на активизацию их личностной динамики, усиление их рефлексии и тем самым на обеспечение большей вовлеченности в работу, поскольку для каждого человека его собственное имя – очень сильный стимул.

  1. Принятие правил группы                                                Время – 10 минут

Группа делится на две подгруппы по 6 человек. Для этого в произвольном порядке участники предварительно делятся на пары.  Затем – игра «Поймай ладошки», победители – команда №1, другие – команда №2. Один участник тренинга  работает у флип-чарта. Задание в подгруппах: выработать правила, которые позволят структурировать общение в группе и обосновать этот выбор. Затем представители каждой подгруппы предлагают свои правила, которые записываются на флип-чарте. Из множества предложенных вариантов выбираются несколько, за которые голосуют все без исключения.

  1. Работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях.
  2. Говорить только «от своего лица» («Я – высказывания»).
  3. Слушать друг друга внимательно, не перебивая.
  4. Антимобильник.
  5. Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице.
  6. Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения.
  7. В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

  1. Упражнение «Построимся»                                                 Время: 10 минут

Описание упражнения

Всем участникам предлагается построиться в одну линию по определенному признаку: по росту (2 варианта);  по цвету волос (2 варианта); в алфавитном порядке имени (фамилии); по длине волос. При этом нельзя разговаривать. Построиться по дате и месяцу рождения – общение разрешается.

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Психологический смысл упражнения

Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение

Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

  1. Упражнение «Вслепую через лабиринт»                                Время – 15 минут

Описание упражнения

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись).

Смысл упражнения

Упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Обсуждение

Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

  1. Упражнение «Отгадай предмет»                                Время – 25 минут

Описание упражнения

Водящий загадывает любой предмет, находящийся на виду в том помещении, где проходят занятия. Задача остальных участников – отгадать, что это за предмет. Для этого они задают уточняющие вопросы, на которые водящий отвечает «Да» или «Нет» (допускается также ответ «Не знаю» или, если заданный вопрос неприменим к данному предмету, «Сложно сказать»). Каждый участник по очереди формулирует по одному вопросу. Если кому-то кажется, что он понял, о каком предмете идет речь, то он может в любой момент озвучить свою версию (не важно, его очередь задавать вопрос или нет). Если отгадка верна – он сам становится водящим и загадывает новый предмет, если неверна – выбывает из игры до конца раунда.

Смысл упражнения

Выработка умения задавать вопросы, позволяющие эффективно получить нужную информацию, тренировка сообразительности.

Обсуждение

Какие вопросы оказались наиболее информативными, позволяющими быстрее всего приблизиться к отгадке? Скорее всего, это были вопросы, которые не только были ясно и четко сформулированы, но и базировались на определенном предположении задающего, позволяли отнести предмет к какому-либо классу (мебель, одежда, деталь интерьера и т. п.). В каких жизненных ситуациях важно умение задавать точные и информативные вопросы?

  1. Упражнение «Испорченный телефон»                                       Время – 15 минут

Описание упражнения

5 участников выходят за дверь. Одному – ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, знакомой и интересной для ребят. Остальные участники – зрители.

Пример сообщения

Для нашей школы, благодаря спонсорской помощи, купили 25 новых компьютеров. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет в конце коридора на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе в присутствии дежурного учителя можно будет заниматься тем ребятам, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории или в течение учебного дня будет дежурным в школьной столовой.

Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот — следующему и т. д. При этом неизбежно возникают и накапливаются искажения в передаваемой информации. Полезно заснять это упражнение на видеокамеру или хотя бы записать его на диктофон, чтобы при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход передачи и искажения информации. Это упражнение можно проводить и непосредственно в кругу, тогда следует упростить текст сообщения и передавать его шепотом. Можно передавать одновременно два сообщения, одно по часовой стрелке, второе — против. Если позволяет время, полезно провести это упражнение дважды: с обратной связью (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы) и без таковой, после чего сравнить результаты. Передаваемые сообщения должны быть примерно одинаковыми по сложности, но разными по содержанию.

Смысл упражнения

Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, и органично перейти к разговору о причинах возникновения конфликтных ситуаций. Кроме того,   на примере данного упражнения можно показать эффект избирательности восприятия: в первую очередь, искажаются и теряются блоки информации, эмоционально безразличные для участников, эмоционально окрашенные же искажаются в желательном для участников направлении.

Обсуждение

Что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? А насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что Петя обозвал тебя нехорошим словом»)?

  1. Упражнение «Городок» (продуктивный этап групповой динамики)

       Время - 40 минут

Цели: улучшение уровня коммуникации; развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.

Описание упражнения

Работа в этом упражнении от начала до конца проводится на едином пространстве листа ватмана. Упражнение выполняется в несколько этапов.

Первый этап:

Каждый участник тренинга находит на ватмане место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа – это претенденты на лидерские позиции.

Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя домика проецируется личность автора.

Второй этап:

Каждый участник выбирает 3-4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Тренер также участвует в упражнении – проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает участников, не принятых в группе.

Третий этап:

В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы». Группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т.д.)

Обсуждение

Тренер задает группе следующие вопросы:

  1. Какие местечки вам особенно понравились в вашем городке?
  2. Вы бы хотели жить в таком городе, если бы он существовал наяву?
  3. Что вы бы назвали лишним в этом городке? А чего не хватает?
  4. Во время выполнения задания, работала ли группа эффективно? Почему?

  1. Упражнение «Синий и красный шар» (подведение итогов, итоговая рефлексия)                                                                     Время – 10 минут

Цель: рефлексия участников.

Описание упражнения

Участникам группы предлагается представить, что у них в каждой руке находятся синий и красный воздушный шарик. Оба шарика обязательно нужно подарить любому из участников группы (исключая тренера). Красный шарик нужно подарить с комментарием, отображающим благодарность за что-то (например, «с тобой было приятно работать», или «ты был сегодня веселый, спасибо» и т.д.). Синий шарик необходимо подарить участнику тренинга с пожеланием (например, «желаю тебе приобрести больше уверенности в себе», или «желаю тебе обрести как можно больше друзей» и т.д.).

Тренер оговаривает заранее, что все комплименты и пожелания должны нести положительный посыл. Шарики нужно дарить обязательно, оставлять их у себя нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Тренинг. Развитие коммуникативных навыков

Данный тренинг разработан для специалистов системы образования. Коммуникативные навыки - это фундамент успешной работы педагога. Их развитие ведёт как к профессиональному так и личностному росту педаг...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адекватных...

Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»

В  период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей явля...

Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...

Занятие с элементами тренинга "Развитие коммуникативных навыков"

Цель данного занятия: Развитие коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, самоактуализацию личностных- качеств старшеклассников....