Тренинг. Развитие коммуникативных навыков
материал по психологии на тему

Филиппова Алина Андреевна

Данный тренинг разработан для специалистов системы образования. Коммуникативные навыки - это фундамент успешной работы педагога. Их развитие ведёт как к профессиональному так и личностному росту педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening._filippova_a.a.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Цели тренинга:

  1. Совершенствование уровня профессионального мастерства, за счёт развития личностных ресурсов педагога
  2. Развитие и повышение профессиональной компетентности учителя
  3. Повышение коммуникативной компетенции, как одной из основ профессиональной компетентности
  4. Повышение уровня психологических знаний педагогов

Задачи тренинга:

  • Познакомить с понятием и видами «профессиональной компетентности», «профессионального роста», «личностного роста»
  • Активизировать процессы самопознания и самоанализа
  • Обучить навыкам эффективного общения

Тренинговый день включает в себя следующие этапы:

1. Разминочный — подготовка и «разогрев» участников группы для эффективной работы.

2. Основной — информирование о развиваемых умениях и навыках, и собственно упражнения, направленные на обучение, формирование и развитие данных качеств. На этом этапе упражнения и деловые игры заканчиваются, как правило, обсуждением и рефлексией.

3. Заключительный — подведение итогов занятия (высказывание участников о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему). Резюме ведущего. Прощание.

Материалы: ватман, маркеры, фломастеры, карандаши, ручки, малярный скотч, стикеры (белые, жёлтые, зелёные, красные), карточки с рисунками, карточки с названием предметов, макет дерева.

СЦЕНАРИЙ

Разминка-приветствие «Хлопки»

Участники свободно перемещаются по залу. Ведущий предлагает по хлопку поздороваться нестандартными способами: коленями – 1 хлопок, плечами – 2 хлопка, спинами – 3 хлопка, локтями – 4 хлопка.

Упражнение-знакомство «Активный Александр..»

Каждому из участников предлагается придумать для себя адекватный эпитет, начинающийся на ту же букву,  что и его имя.

Первый участник говорит следующую фразу: «Привет, я— гениальный Григорий»,  потом обращается к другому участнику(любому,  кроме соседей справа и слева):

«А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я—доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.

После знакомства группы ведущий озвучивает тему и план работы. После этого идёт информирование участников тренинга о принципах и правилах работы в группе и совместного принятия их.

Такими групповыми правилами являются:

1. Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каждый несет ответственность как за свои решения, так и за групповые.

2. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.

3. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

4. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.

6. Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.

Соблюдение этих норм (правил) необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Упражнение «Мои ожидания»

Материалы: ватманы, маркеры, стикеры, фломастеры.

Ведущий просит участников написать свои ожидания от тренинга на цветных листочках (стикерах). Важно предупредить участников, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос. Затем стикеры прикрепляются на ватман и зачитываются тренером.

После принятия правил работы группы и обозначения ожиданий группы от тренинга начинается мини лекция раскрывающая тему и цели тренинга.

Информация от тренера: Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Введенский В.Г. выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой».

Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.

Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Педагогические компетентности:

Когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция)

Психологическая (эмоциональная культура и педагогическая зоркость)

Коммуникативная (культура общения, речи и педагогический такт)

Профессионально-информационная (педтехнологии, ИКТ, мониториг, профразвитие)

Развитие каждой из этих компетенций приводит к профессиональному росту педагога.

Показатели профессионального роста:

  • активное  творческое начало педагогов;
  • стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
  • потребность  педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;  
  • готовность педагога разработать тему по самообразованию до авторской  разработки
  • стремление педагога выступать на  педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.

Как мы видим основа профессионального роста – это личность педагога. И как было заявлено в теме тренинга, мы рассматриваем сегодня не только профессиональный, но и личностный рост, как основу профессионального развития.

В современной психологии личностный рост понимается в первую очередь как измеряемый факт, как результат существенных и позитивных изменений в личности человека. Как бы мы это ни называли - рост личности, личностный рост, личностное развитие, рост и развитие личности - все это в первую очередь позитивные изменения в личности человека, укрепление стержня и увеличение потенциала личности. Не всегда понятно, что с человеком происходило, но в некоторых случаях можно сказать: личностный рост с человеком произошел. Человек стал - другим, он стал лучше управлять своей жизнью, стал сильнее, глубже и внутренне богаче. Основные характеристики личностного роста и развития - его направленность, активность и масштаб.

Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться.

Личность есть то, куда она стремится. Человек начинается с того, что для него становится что-то дорого, что он ради чего-то готов себя поднять, с того, что что-то для него становится иногда важнее его личного существования.

Хотите понять в человеке главное - поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления.

Направленность личности часто описывают словами "преобладающие интересы и стремления", "иерархия мотивов", иногда - личная идеология.

Направленность личности - не то же самое, что направленность жизни. Направленность жизни иногда задается внешними обстоятельствами - нужно кормить семью, пора рожать ребенка, или забрали в армию, - в то время внутренняя направленность человека может быть - дача, жить на природе и заниматься садом и огородом.

Направленность личности - это то, что человеку внутренне, действительно дорого, к чему он на самом деле стремится.

В отличии от естественной личности, в основе развития которой лежит пассивный личностный рост, развивающаяся личность практикует активный личностный рост.

В пассивном (естественном) личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Жизнь идет - растет попа, растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели - после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки.

Личностный рост может иметь разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее.

Человек был больной, постепенно выздоровел и вернулся к норме. В психологической метафоре это не личностный рост, а выздоровление, удачная психотерапия. Здоровый человек пошел на фитнес и убрал животик: в метафоре это личностный рост, но внутри нормы. Он среди лучших, но все-таки не спортсмен. Если же человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства, в метафоре это личностный рост, поднимающийся над рамками нормы.

Когда происходят личностные, а не только физические изменения в человеке, то изменения внутри личностной нормы - это малый личностный рост. Был человек категоричным, вспыльчивым, обидчивым, не чувствовал партнера - когда ликвидировал эти недостатки и стал вполне приличным, у него произошел личностный рост. Но он остался внутри большинства, он остался среди многих.

Как правило, такой - малый личностный рост происходит параллельно процессу гештальт-терапии и подобных систем, см. Техники сдерживания. В психологических терминах тут точнее говорить о психокоррекции, в педагогических терминах - это воспитание или самовоспитание.

Если же он приобрел лидерские качества, научился работать с собой самостоятельно, приобрел неуязвимость от ударов жизни, если он гарантировано защищен от депрессии и алкоголизма, если это стало в принципе несовместимо с его образом жизни - похоже, такие его особенности выделяют из нормативного большинства, это выход за пределы нормы, это большой личностный рост.

Как в случае профессионального так и в случае личностного роста, сам процесс  общего развития идёт за счёт развития определённых качеств. В нашем случае это профессиональные и личностные качества педагога.

Давайте перейдём к активной форме работы. Участники, прошу вас поделиться на две команды. Для этого вытяните листок и по результатам жеребьёвки организуйте 2 группы.

Задание для первой группы – составить список профессиональных качеств педагога.

Задание для второй группы – составить список личностных качеств педагога.

Время работы – 5 минут. После окончания работы прошу по 2 участника от группы выйти и записать на доске полученный результат.

Обсуждение полученного «портрета»

Информация от тренера: Как мы видим уровень нашего профессионализма зависит не только от того как именно мы осуществляем педагогическую деятельность, но и в основной мере от свойств нашей личности.

Сегодняшний тренинг мы посвятим умениям, которые являются основой любой деятельности, а в случае педагога – её основной составляющей. Коммуникативным компетенциям.

Упражнение-разминка «Броуновское движение»

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате.  Как только музыка выключается,  и ведущий называет какую-либо цифру,  участники должны,  взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.

Упражнение  можно  усложнить  и  сделать  его  более  интересным.  Ведущий  просит объединиться в группы не по числу человек,  а по какому-либо признаку (например,  по цвету глаз,  элементам  одежды,  домашним  животным  и  т.  д.).  Задание  выполняется  веселее,  если участникам к тому же запрещается разговаривать.

Информация от тренера: В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может правильно не только выстроить стратегию общения и взаимодействия с другим человеком, но и внести поправки в свое собственное поведение, которые необходимы для получения желаемого результата.

Таким образом, в ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность не только в самом процессе беседы, а тот, кто активно готовится и планирует его с учетом индивидуальных особенностей своего оппонента. Естественно, что созданный образ партнера по общению, будет связан с присущим именно вам способом толкования и объяснения мира. Следовательно, является закономерным стремление к выявлению факторов, способствующих наиболее объективному формированию этого образа, который служит основой адекватного отношения к партнеру.

Исходя из этого, объективно необходимым и важным является рассмотрение факторов, которые могут помочь в формировании целостного образа партнера по общению.

В методических материалах вы найдёте информацию  о типах личности по 2-м направлениям практической психологии: нейролингвистическом программировании и психогеометрическом подходе. Познакомимся на практике с одним из этих направлений.

Упражнение «Выбор траектории»

Цель: поведенческая психодиагностика форм личности на основе предпочтения геометрических фигур.

У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то как будто, шагает вдоль сторон треугольника. И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом. У вас есть несколько ми нут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать раз: меры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники двигаются по комнате. Ведущий мягко пресекает разговоры. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе.  

После этого участники получают бланки с описанием той фигуры, которую они использовали в своём маршруте. По желанию группу проводится обсуждение полученных результатов.

О себе мы кое-что узнали, теперь давайте перейдём непосредственно к общению. С чего же начинается разговор? С того что мы встречаем своего партнёра и смотрим на его лицо. Поэтому следующее упражнение направлено на работу с мимикой.

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит участников с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция:

Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  • Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
  • Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  • Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  • Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  • Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  • Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  • Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

Обсудите с участниками, в какой степени эмоции помогают общению.

Информация от тренера: Как вы правильно заметили во время общения необходимо проявлять внимание к нашему партнёру. Улыбка, открытые жесты, правильный наклон головы и взгляд – всё это основа доброжелательного и эффективного общения. Для проявления внимания и заинтересованности к собеседнику необходимо оттачивать и развивать наблюдательность.

Упражнение «Все мы особые»

Цель: развитие наблюдательности.

Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает в круг пару. Не глядя на партнера, нужно будет описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т. п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.

Упражнение-разминка «А я еду…»

Информация от тренера: Следующее упражнение направлено на развитие способности адекватно воспринимать партнёра по общению, умению анализировать речь.

Упражнение «Брачные объявления»

Цели:  развитие способности к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать; развитие воображения и речи.

Материалы: карточки с названием предмета.

Ведущий сможет увидеть психологические проблемы некоторых участников игры.

Каждый участник получает карточку с названием какого-то предмета, обладающего характерными свойствами: ему для полноты существования нужен другой предмет, дополняющий его.

Игра состоит в том, что каждый участник произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения; вторая часть объявления — «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера и интересы.

Объявление составлено правильно, если удалось найти те главные черты предмета и его «половины», сочетание которых образует прочный союз, наполнит смыслом «жизнь» обоих.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару».

В конце концов, с помощью уточняющих и побуждающих вопросов все находят друг друга и становятся рядом. Информативно и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»: галстук - сорочка; карандаш -бумага; подсвечник — свеча; проигрыватель — пластинка; руль - машина; диван - подушка; стол - скатерть; берег -река; бассейн — вода.

Информация от тренера: Следующее упражнение является отражением вашей профессиональной деятельности. Ведь процесс преподавания – это передача знаний которыми ты владеешь, тому кто с этим знанием ещё не знаком.

Упражнение «Слепое слушание»

Цель: развитие способности анализировать устную речь; развитие умения слушать и эффективно давать указания к действию.

Материалы: карточки с рисунками, доска, мел/маркер.

Участники делятся на команды по 4-6 человек. Самостоятельно выбирают роли «ученика» и «учителя». Участник, стоящий у доски должен нарисовать объекты из задания. Второй участник диктует, что нужно делать при этом, не называя сам объект. Через 4 минуты к доске выходит новый «ученик» и продолжает работать. Главное условие – учителя НЕ показывают лист с заданием ученикам.

Обсуждение:

  • Какие трудности у вас возникли?
  • Как часто подобные затруднения возникают у вас в профессиональной деятельности?
  • Кому понравилась его роль? А кто хотел бы оказаться на «другой стороне»? Почему?

Информация от тренера: Спасибо за работу в этом упражнении. Вы были активны и несмотря на трудности отлично справились. Сегодня мы отрабатывали навыки эффективного общения, узнавали новую информацию о себе, учились анализировать свои особенности. Так же вы получили много теоретической информации, которая является актуальной и полезной для построения диалога с любым человек, а особенно с ребёнком. Закончим наш день работой с рефлексивным деревом.

Упражнение «Рефлексивное дерево»

Материалы: макет дерева, стикеры 3-х цветов (жёлтые, зелёные, красные), карандаши, ручки.

Участники берут по несколько стикеров разных цветов. На зелёном стикере отвечают на вопрос «Чему я научился?». На жёлтых стикерах – на вопрос «Что узнал?». На красных – «Это мне не понадобится?». После заполнения зелёные стикеры крепятся к стволу дерева, жёлтые – между кроной и землёй, красные – на земле у дерева.

Информация от тренера: Спасибо за вашу работу! Если у вас остались вопросы или ест желание обсудить возникшие вопросы, прошу вас – задавайте!

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Тренинг развития коммуникативных навыков

Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков в...

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»

В  период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей явля...

Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...

Занятие с элементами тренинга "Развитие коммуникативных навыков"

Цель данного занятия: Развитие коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, самоактуализацию личностных- качеств старшеклассников....