Занятие - тренинг «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»
презентация к уроку по психологии (6 класс)

Богданова Татьяна Николаевна

 В  период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в подростковом возрасте во многом определяют успешность подростка.

Цель тренинга – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zanyatie-trening.ppt1.43 МБ
Файл nazvanie_k_saytam.docx20.55 КБ
Файл konspekt_treninga.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1 сайт – Занятие –тренинг на тему: «Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»

2.сайт – Цель: повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

3 сайт – Основные задачи семинара: 

Воспитательная:

 - Сплочение  коллектива на основе сотрудничества, проявления уважения друг к другу, доброжелательности, взаимного доверия.

Развивающая:

 - Развитие активной социальной позиции, чувства уверенности, самостоятельности.

- Развитие коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками.

Обучающая:

- Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

- Развитие  коммуникативных навыков, формирование взаимного доверия  друг другу, выстраивание отношений на  основе сотрудничества в совместной деятельности.

- Владение навыками саморегуляции, умение адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других;

4 сайт – Ход тренинга. Вступление.

5 сайт –Правила группы.

6 сайт – Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает»

Цель: формирование взаимного доверии

7 сайт – Упражнение «Продолжи фразу»

 Цель: способствовать умению высказывать свою точку зрения

8 сайт –  Упражнение  «Притча»

Цель: активизация детей на повышение сплоченности коллектива

9 сайт –Упражнение «Строй».  

Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы

10 сайт –Упражнение «Дискуссия»

Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

11 сайт –  Беседа об общении, видах общения.

12 сайт – Упражнение «Секреты общения»

Цель: способствовать умению слушать, понимать состояние другого человека, учитывая его позицию.

13 сайт – Упражнение "Интервью" 

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. 

14 сайт -Рефлексия.

15 сайт – Литература:

1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.

2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.

3.Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.  
4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н.П.Слободяник.-М.: Айрис-пресс, 2006
5.Психолого-педагогический анализ личности учащегося.- Методические рекомендации.
М., 1990.
6.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений.-М.: ТЦ Сфера, 2006

7. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.



Предварительный просмотр:

Занятие - тренинг

«Развитие коммуникативных навыков, сплочения и сотрудничества»

Материал подготовлен педагогом-психологом

 Богдановой Татьяной Николаевной.

 В  период подросткового возраста происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе. Навыки конструктивного общения, приобретенные в подростковом возрасте во многом определяют успешность подростка.

Цель тренинга – повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими.

Основные задачи семинара: 

Воспитательная:

 - Сплочение  коллектива на основе сотрудничества, проявления уважения друг к другу, доброжелательности, взаимного доверия.

Развивающая:

 - Развитие активной социальной позиции, чувства уверенности, самостоятельности.

- Развитие коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками.

Обучающая:

- Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

- Развитие  коммуникативных навыков, формирование взаимного доверия  друг другу, выстраивание отношений на  основе сотрудничества в совместной деятельности.

- Владение навыками саморегуляции, умение адекватно выражать  свои чувства и понимать выражения чувств других;

Вступление 

Здравствуйте Ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействия. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.

Так чему же  ВЫ НАУЧИТЕСЬ
На тренинге можно научиться по-новому воспринимать себя и других (более позитивно, более конструктивно), можно научиться навыкам эффективного общения, можно научиться лучше чувствовать себя и других людей, осознавать себя и свои состояния.

Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.

Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?

Правила работы группы:

  1.  Говорить по одному.
  2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
  3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
  4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
  5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.

  1. Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает»

Цель: формирование взаимного доверия

Инструкция:

Сейчас тот у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Татьяна Николаевна, никто не знает что я…..»

2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»

2. Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: способствовать умению высказывать свою точку зрения

Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.

Фразы:

 - Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.

-Особенно меня раздражает, что я…

 - Мне бывает стыдно, когда я….

- Верю что я…

- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….

- Иногда люди не понимают меня, потому что я….

3. Упражнение «Притча»

Цель: активизация детей на повышение сплоченности коллектива

Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

4.Упражнение «Строй».  

Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.

5.Упражнение «Дискуссия»

Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.

Инструкция.

Вы  разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

Обсуждение в кругу:

Что получилось, что нет, удалось ли договориться.

Что мешает нам общаться?

Сейчас мы с вами сделаем небольшой перерыв, и вернемся к работе.

6. Беседа об общении, видах общения.

Выполнение задания учителя. Каждому ребенку выдается рисунок-задание на котором зашифрована поговорка “Язык до Киева доведет”. Детям предлагается прочитать поговорку

2) После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:

- Почему так говорят?

- Как могут общаться люди не используя слов?

3) Рассказ психолога  о невербальных средствах общения (мимике, жестах).

7.Упражнение «Секреты общения»

Цель: способствовать умению слушать, понимать состояние другого человека, учитывая его позицию.

Секрет 1. Называй друга по имени и он будет обращаться к тебе так же.

Секрет 2. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

будут уважать тебя

Секрет 3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового.

Секрет 4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

8.Упражнение "Интервью"

Цель: развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки, - сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга. 
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.

Рефлексия.

Проанализируйте, пожалуйста, свои чувства, мысли и ответьте на вопросы

  • Что Вы сегодня получили в ходе занятия?
  • Что возьмете с собой?
  • Что бы Вы хотели пожелать друг другу?

Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу.

Литература:
1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.

2. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.

3.Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.  
4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н.П.Слободяник.-М.: Айрис-пресс, 2006
5.Психолого-педагогический анализ личности учащегося.- Методические рекомендации.
М., 1990.
6.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений.-М.: ТЦ Сфера, 2006

7. Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков" У начинающего психолога много пробл...

Тренинг развития коммуникативных навыков

Игры и упражнения, представленные в данной разработке, способствуют закреплению стереотипов межличностного поведения учащихся, развитию чувства "мы", группового единства, а также закреплению навыков в...

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Тренинг. Развитие коммуникативных навыков

Данный тренинг разработан для специалистов системы образования. Коммуникативные навыки - это фундамент успешной работы педагога. Их развитие ведёт как к профессиональному так и личностному росту педаг...

Программа тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях представленна программа и содержание тренинга, целью которого является формирование у подростков с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллекту...

Тренинг по развитию коммуникативных навыков "Мое первое впечатление"

Авторское тренинговое занятие, разработанное для старших подростков и юношеского возраста. Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков у подростков и юношей.Основная задача трен...

Занятие с элементами тренинга "Развитие коммуникативных навыков"

Цель данного занятия: Развитие коммуникативных навыков - установление контактов, формирование навыка равноправного общения через самопознание, самоактуализацию личностных- качеств старшеклассников....