Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
методическая разработка по психологии по теме

Градобоева Татьяна Ивановна

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_regulyativnyh_navykov_mladshego_shkolika.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Развитие регулятивных универсальных учебных действий -  

важное условие успешного обучения ребенка в школе

Выступление на общешкольном родительском собрании

Градобоева Татьяна Ивановна,

                                                                            педагог-психолог высшей кв. категории

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения ребенка. Произвольность выступает, как умение ребенка стоить свое поведение и деятельность в соответствие с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль, коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.  Чтобы ребенок успешно учился в школе, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Прежде всего следует уделять внимание развитию самоорганизации (организации своего поведения, способности начинать и заканчивать действия в требуемый временной момент), самоконтроля (способность удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу; предвидеть результаты своих действий и возможные ошибки), саморегуляции (контроль своего поведения и эмоционального состояния).

Понятие «самоорганизация» включает в себя: соблюдение ребенком режима дня, выполнение им домашних поручений, умение содержать в порядке свои вещи, уборка комнаты (рабочего места), своевременный приход в школу, домой с прогулки и т.д. Важным при развитии самоорганизации является личный пример родителей, занятия с ребенком, обучение его новым обязанностям и контроль за их выполнением, беседы с ребенком, анализ его поступков.

Навыки самоконтроля предполагают достаточное развитие у ребенка произвольности психических процессов: памяти, внимания, логических мыслительных операций. Причины школьной неуспешности в основном заключаются в невнимательности школьника. Среди нарушений внимания наиболее часто встречаются: отвлекаемость (из-за внешних раздражителей, переживаний ребенка, отсутствия интереса к выполняемому заданию); рассеянность (при утомлении ребенка, перегрузках, гиперопеки как стиля воспитания). При организации помощи ребенку в выполнении домашних заданий необходимо следующее:

Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;

Привычные условия выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если учебные принадлежности находятся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.

Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков – стремление получить похвалу, поощрение, сюрприз. Сама деятельность может не вызвать у ребенка заинтересованности, но у него может возникнуть интерес к результату деятельности. Поэтому хвалите своего маленького ученика даже за малые достижения и успехи, придумывайте сюрпризы и поощрения.

Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, запахов). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания. Но и усиливают его.

Тренировка произвольного внимания (путем повторений и специальных упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

При формировании навыка саморегуляции (контроль своего поведения и эмоционального состояния) помогут определенные правила поведения в семье, демократический стиль семейного воспитания (сочетание разумного контроля и принятие ребенка, авторитет родителя, основанный на уважении) и бесконфликтная атмосфера в семье.

Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?

Дети восстают не против самих правил, а против способов их “внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на силовые методы).

Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Есть шесть правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Первое правило: Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся, как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в старости такие “вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и заброшенными.

Правило второе: Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: “Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут они показывают сомнительный пример поведения “всегда добиваться того, что ты хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым усвоенный  урок, и тогда “коса находит на камень”.

Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, то ребенок закрепляется убеждение: “Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители”.

В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о “можно”, “следует” и “нельзя”.

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому психологу).

Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем общаться и дружить…

Желтая зона – действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем дворе.

В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

Оранжевая зона действия ребенка – это действия, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, ребёнок напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона – действия, не приемлемые ни при каких обстоятельствах. Нельзя бить другого человека, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких … Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Правило третье: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети, играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но разрешить покидаться мягкими игрушками или подушками.

Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки смывают и комната готова для следующей группы. Создайте для ребёнка соответствующие условия и естественная потребность ребёнка будет удовлетворена без ссор и наказаний.

Нам необходимо оставаться носителями и проводниками общих, непреходящих ценностей: честности, трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души ищет и надеется получить.

Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.

Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье, ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, “раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня подряд ложился в 11 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему “разрешали”.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. Иначе они приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило пятое: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным вдвойне.

И на вопрос “Почему нельзя?”, не стоит отвечать “Потому, что я так сказал”, “Я так велю”, “Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: “Уже поздно”, “Это опасно”, “Может разбиться” …

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребёнок снова спрашивает: “Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Следует еще раз спокойно объяснить ему.

И последнее шестое правило поддержания дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки). И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Соблюдая эти несложные правила можно приучить ребенка выполнять все просьбы родителей, научить его быть организованным, ответственным за свои поступки, планировать свою деятельность, развить у него способность контролировать свое эмоциональное состояние, а значит в дальнейшем стать успешным в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений....

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...