Брошюра в помощь учителю начальных классов "Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков"
методическая разработка по психологии по теме

Александрова Ирина Анатольевна

В брошюре приведены феноменология школьных трудностей при формировании учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_po_neuspeshnosti_uchenika.doc207 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение



«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Азамат»



города Канаш Чувашской Республики













В помощь учителю начальной школы



















Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков















                                   









- 2011 -




Психологические причины трудностей при формировании учебных навыков

По мнению специалистов различного профиля, существует определенная взаимосвязь между успешным обучением школьников, с одной стороны, и уровнем их психического развития – с другой.

        И.В. Дубровина выделяет такие показатели психологической незрелости детей, поступающих в школу: слабое речевое развитие; неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы (испытывают трудности, связанные с усвоением правил), отсутствие ориентировки на способ действия и слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития произвольного внимания, памяти и самоконтроля.

        Только «…около 30% учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту функциональную зрелость коры и регуляторных структур (мозга* (примеч. А.Л. Сиротюк). Значит у большей части (70%) школьников можно ожидать нарушение процессов организации внимания и целенаправленной деятельности, и это объясняет высокую «уязвимость» факторов концентрации внимания в процессе интеллектуальной и перцептивной деятельности, значимость этих факторов в качестве ведущих причин трудностей на начальных этапах обучения».

        Результаты аналитического исследования показали, что в психологический Центр  обращаются родители детей младшего школьного возраста со следующими жалобами:

  1. Неуспеваемость (52%);
  2. медленный темп выполнения учебной работы (56%);
  3. нежелание учиться (47%)
  4. расторможенность, эмоциональная лабильность (10%).

Причем родители мальчиков (77%) обращаются за консультацией в 3,3 раза чаще, чем родители девочек (23%).

Нельзя не согласиться с тем, что «родители и учителя не всегда имеют возможность правильно оценить причины нарушений в развитии ребенка и объясняют неуспеваемость либо упрямством или ленью, либо стремятся оберегать ребенка от малейшей нагрузки в школе, считая, что он переутомляется».

Наиболее распространенными причинами школьной неуспеваемости являются либо недостаточный уровень психического развития 7-летних детей к моменту их прихода в школу, либо преждевременное начало их обучения, т.е. в том возрасте (5-6 лет), когда еще окончательно не сформированы необходимые психические функции.

Л.С. Выготский писал, что обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Таким обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальный уровень психического развития.

Именно поэтому формирование базисных учебных навыков младших школьников (чтение, письмо, счет), которые опираются на незрелые психические процессы, не может быть успешным. Своевременность обучения и полноценность функциональных систем являются психологической основой успешности обучения школьников. Другими словами, для успешного формирования учебных навыков детей необходим определенный уровень развития высших психических функций.

К 7-летнему возрасту у ребенка должны быть полноценно развиты прежде всего функции правого полушария (пространственные представления, соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование, обоняние, вкус, чувство ритма и т.д.) и межполушарное взаимодействие, что является обязательным условием полноценного созревания таких функций левого полушария, как речь, логика, анализ, самоконтроль, внимание, социальные коммуникации, рефлексия, программирование, произвольность, альтруизм и т.д.

По мнению психологов, в основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) должны находиться зрительно- и кинестетико – пространственные и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации. Недостаточная  сформированность пространственных представлений «лежит в основе 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и при формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению».

Еще одной причиной неуспешности обучения школьников являются недостатки школьных методик, которые не всегда соответствуют возрастным особенностям психического развития детей, а часто и противоречат его естественному ходу. Например, обучение школьников чтению должно предшествовать формированию навыков письма. Если у учащихся еще не сложился комплексный визуально-аудиальный образ слова, то при письме они будут кое-как переписывать слова по буквам. Характерными ошибками при этом могут быть приписывания, недописывания, выпадения различных элементов слова и отдельных букв, поэтому необходимо сначала сформировать комплекс буквенных образов-представлений, которые позволят совершать переход от звуков к графическому изображению.

Еще одна немаловажная причина школьной неуспешности – неврологические нарушения у детей, наиболее часто возникающие в процессе родов. Детские неврологи считают, что такие школьные проблемы, как устойчивая неспособность к формированию навыков чтения, письма или счета; задержка речевого развития, нарушение артикуляции, низкая успеваемость, плохой почерк, рассеянное внимание, забывчивость, неусидчивость, конфликтность, страхи, плаксивость, ухудшение зрения и слуха, являются следствием нарушения функционирования и кровоснабжения коры больших полушарий, лимбической системы и стволовых структур головного мозга, возникающих из-за родовой травмы.

Немаловажное содержание в организме ребенка определенных биохимических веществ, влияющих на процессы полноценного психического развития. Знание полного спектра  этих веществ в нормальном организме, своеобразного возрастного «профиля» обмена веществ, возможно, позволит в дальнейшем искусственно моделировать его, вводя недостающие ингредиенты и подавляя, блокируя избыточные, и, таким образом, гарантировать ребенку «норму» внутренней среды, а не только внешней.

Для успешного психического развития ребенок в достаточном количестве должен получать необходимые витамины, микроэлементы, аминокислоты.

Витамины имеют различное назначение, в организм человека поступают в основном с пищей, лишь частично в нем синтезируются. Витамин А (ретинол) участвует в образовании зрительных пигментов; витамин В2 (рибофлавин) необходим для поддержания нормальной функции глаз; витамин В3 (пантенол) регулирует состояние ЦНС, снимает стресс и предупреждает утомление организма; витамин В4 (холин) участвует обеспечении передачи нервных импульсов, способствует укреплению памяти; витамин В8 (инозит) играет важную роль в питании мозга; недостаток витамина РР (ниацин) может вызвать негативные изменения личности и т.д.

В тканях человека содержится 60 микроэлементов. Фтор, марганец, молибден, кремний, селен, хром и др. входят в состав ферментов, витаминов, гормонов, пигментов. Так, марганец, цинк, йод влияют на рост ребенка; железо, медь, кобальт – на кроветворение; кальций нормализует процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

Нарушение обмена аминокислот – причина не только многих заболеваний, но и проблем в психическом развитии детей. Заменимые аминокислоты синтезируются непосредственно в организме человека, незаменимые (триптофан, лизин, фенилаланин, треонин, валин, метионин, лейцин, изолейцин) должны поступать с пищей (печень, яйца, молочные продукты). Большая часть аминокислот, необходимых ребенку, содержится в продуктах пчеловодства (мед, апилак – маточное молочко).

Немаловажную роль играет фитотерапия. Например, отвар из листьев крапивы способствует эффективному умственному развитию ребенка; отвар из череды повышает устойчивость к эмоциональным нагрузкам; экстракты люцерны и эхинацеи, а также яблочный сок уменьшают утомляемость при высокой умственной нагрузке. Экстракт элеутерококка стимулирует, укрепляет нервную систему и улучшает кровоснабжение головного мозга.

Известно, что активность электрических и химических процессов, происходящих в ЦНС человека, зависит также от количества обычной воды, выпитой в течение дня: каждому ребенку необходимо выпивать в день как минимум 25 мл воды на каждый килограмм тела. Не чая, не молока, а воды! Ежедневное употребление необходимого количества воды улучшает концентрацию внимания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустройчивость.

В таблице 1-3 приведены феноменология школьных трудностей при формировании учебных навыков и возможные психологические причины этих трудностей.

Таблица 1

Школьные трудности при формирования навыков чтения

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

2

Невозможность формирования навыка чтения

Дислексия (затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие)

Побуквенное или слоговое чтение

Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания

Чтение с возвратом

Не сформирована однонаправленность считывания текста слева направо

Правильно прочитывается начало слова, а окончание читается с искажениями (выше — вышла)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений и зрительного восприятия

Трудности при формировании  зрительного образа-представления букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения чтению)

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Недостаточность развития анализа пространственных представлений. Несформированность фонетико-фонематического анализа

Сложности при переводе звука в букву и наоборот

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Не развиты ассоциативные связи между звуковой и графической формами букв. Не усвоены понятия «звук» и «буква»

Замена близких по конфигурации букв (п-н, в-д, в-а и т.д.)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостаточность анализа между звуковой и графической формами букв. Недостатки методики обучения

Перестановка букв и слогов при чтении (шоколад — кошолад), неправильное произношение при чтении

Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, нарушения артикуляции

Трудности при слиянии букв и слогов при чтении

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия. Неготовность ребенка к обучению

Пропуски букв, слогов и слов

при чтении, угадывание, возвратные движения глаз по тексту        

Трудность концентрации внимания. Слишком быстрый темп чтения. Функциональное напряжение и переутомление

Зеркальное чтение (справа налево), отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных слов и букв

Зеркальное чтение (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие). Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Пропуск слов, расположенных слева; восприятие только правой половины текста

Односторонняя пространственная агнозия (височная теменная и затылочная области правого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие)

Медленный темп чтения (без улучшения скорости чтения в течение учебного года)

Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции. Трудности концентрации внимания. Медленный темп индивидуальной деятельности. Функциональное напряжение и переутомление. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов

Медленный темп чтения (с улучшением скорости чтения в течение учебного года)

Медленный темп индивидуальной деятельности

Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанного

Форсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения

Трудности при пересказе прочитанных текстов; неумение пересказывать прочитанные тексты «своими словами»

Недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности. Низкий уровень развития логических операций (анализ, обобщение, систематизация). Заниженная самооценка.

Таблица 2

Школьные трудности при формировании навыков письма

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

2

Невозможность формирования навыка письма

Дисграфия (теменные области левого и правого полушарий)

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений

Недостаточное развитие зрительного восприятия и анализа

Трудности при формировании зрительного образа-представления букв

Недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письму)

Трудности при формировании ильной траектории строки письме

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координации, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения.

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки

Недостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений

Затруднение при написании закругленных деталей букв и цифр.

Недостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв

Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк (различная высота и протяженность букв, разно- наклонные буквы, сильный нажим), тремор, искажение формы букв

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координации, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения

Пространственные ошибки (вертикальные, горизонтальные) в расположении букв (зеркальное письмо)

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв

Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв, персеверация написанных букв, слов и фраз

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария). Недостатки методики обучения (формирование навыка чтению должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения

Ошибки при письме (пропуск букв; недописывание букв и слогов; замены согласных букв, близких но звучанию (з—с, б—п, д - т и т.д.); неумение использовать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами)

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения

Замена букв по артикулярному типу (д-л-н, б-м и т.д.)

Недостаточная сформированностъ кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий)

Замена букв по пространственному сходству (с—е, и—п, н—п и т.д.)

Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений

Пропуск гласных букв

Недостаточная сформированность анализа гласных звуков (лобная и височная доли правого полушария)

Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок (прилетели   - при летели)

Недостаточная сформированное вербального анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных отношений

Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки при письме под диктовку)

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковыми и зрительными образами слов. Слишком быстрый темп письма.

Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь (например, мед — миот)

Недостаточная сформированное зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения

Медленный темп письма

Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звукобуквенный анализ. Медленный теми индивидуальной деятельности

Таблица 3

Школьные трудности при формировании математических навыков

Тип школьных трудностей

Возможные психологические причины

1

2

Невозможность выполнения счетных операций

Дискалькулия (теменная область левого полушария)

Трудности при переходе через десяток; пространственные ошибки

Недостаточная сформированность  пространственных представлений (теменные области левого и правого полушарий)

Трудности при переключении с одних чисел на другие; повтор одних и тех же ошибок

Недостаточная сформированность  произвольности и внимания, инертность речевых следов (лобная область левого полушария)

Трудности в различении геометрических фигур

Недостаточная сформированность  зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостатки методики обучения

Трудности правильного копирования геометрических фигур с сохранением пропорций

Недостаточная сформированность  зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения

Зеркальное прописывание цифр; плохое различение цифр, близких по конфигурации

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

Трудности восприятия цифр на слух

Недостаточная сформированность аудиального восприятия

Трудность формирования правильной траектории при написании цифр; изменение конфигурации цифр                

Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения

Сильный тремор, неровный нажим, неустойчивый почерк (цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации и размеров цифр)

Недостаточная сформированность координации движений и мелкой моторики руки. Неправильное положение ручки. Функциональное переутомление. Нарушение тонуса мышц руки.

Трудности расположения и восприятия по вертикали и горизонтали.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.

Трудности выделения в тексте числовых данных, написанных не цифрами, а  словами.  Фрагментарное восприятие задачи.

Недостаточная сформированность вербально-логического мышления. Механическое чтение без понятийного понимания текста. Функциональное переутомление.

Трудности при формировании математических понятий, законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в действие.

Недостаточная сформированность вербально-логического мышления и речи. Недостатки методики обучения.

Трудности при решении математических задач (не понимает условия задачи, забывает и заменяет числа)

Недостаточная сформированность логического и образного мышлении, ориентации на систему признаков. Непонимание грамматических конструкций. Низкий уровень развития памяти. Недостатки методики обучения.

        Таким образом, начиная обучение детей в школе, необходимо соблюдать следующие условия.

        Раннее начало обучения детей школьным навыкам не только не желательно, но и недопустимо. Обучение должно начинаться в строго определенное эволюционно-генетической программой время. В каждой возрастной период эволюционно-генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть реализована при выполнении, как минимум, следующих условий: все этапы развития должны  быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно; детям должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития; последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие детей, должны быть максимально элиминированы.

        Школьная неуспеваемость, несформированность навыков письма, чтения и счета, а также проблемное поведение детей начинаются не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Если у ребенка обнаружены признаки неврологических или психических нарушений, необходимо обратиться прежде всего к таким детским специалистам, как невролог и нейропсихолог.

        Все развивающие мероприятия желательно провести до 7-летнего возраста: чем младше ребенок, тем результативнее проявляется динамика психического развития. Развивающая работа дает результат только при условии систематических и множественных повторений специальных упражнений.

По материалам журнала для логопедов

Сиротюк А.Л., доктор психолог. наук, профессор, г.Тверь

                 

Нравственный кодекс педагогического оценивания.

  1. Помни: только положительная оценка формирует позитивную мотивацию и самооценку личности. Отрицательная оценка тормозит личностное развитие и деятельность.

  1. Оценка более значима, чем отметка. Можно так поставить «пятёрку», что учащийся будет рыдать, - тогда это отрицательная оценка. Можно поставить «тройку», и учащийся будет счастлив и полон желания учиться лучше. Думай, что стоит за отметкой для каждого учащегося в конкретной ситуации.

  1. Оценивай прежде всего старательность и продвижение вперёд, рост учащегося относительно себя вчерашнего. Учитывай способности, состояние здоровья, самочувствие учащегося, условия его семейной жизни, воспитания и его желание учиться.

  1. Учи ребят оценивать свой учебный труд и труд товарищей, объясняй им нормы и критерии оценки, предоставляй образцы деятельности. Оценивай умение оценивать.

  1. Всегда давай возможность исправить плохую отметку. Умей обеспечивать успех каждого.

  1. Не относись к учащимся с предубеждением. Никогда не проявляй антипатию. Симпатию проявляй так, чтобы не обидеть остальных. Старайся, чтобы остальные учащиеся тоже испытали добрые чувства к тому, кого ты хвалишь.

  1. Личность каждого учащегося оценивай только положительно. Не переноси отрицательную оценку поступка, отдельной плохо выполненной работы и плохих оценок на личности и способности учащегося.

  1. Нельзя использовать отметку как метод наказания и дисциплинирования: ею оценивается только учебная работа учащегося. Занижать отметку безнравственно, завышать можно только для поддержания положительной мотивации и активности учащегося.

  1. Не забывай, что твой предмет не единственный в образовательном учреждении и отнюдь не главный в жизни. Не выдвигай непосильных требований.

                    Причины и характер проявления неуспеваемости.

               Причины неуспеваемости

                       Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации

(ничего не побуждает учиться)

- влияют обстоятельства жизни ребёнка в семье;

- взаимоотношения с окружающими взрослыми;

- положение в ОУ, группе, с педагогами, одногруппниками.

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости;

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (нет заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивает получение удовлетворительных)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально – пассивные учащиеся – те, которые не имели  ни правильных условий умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки и способы учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения.

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются такими способами учебной работы, которые дают очень мало эффекта и требуют от них значительной затраты лишнего времени и  труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют производить проверку; выполняют работу в медленном темпе.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

- неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, занимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении своих учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, им не используются, не влияют на его представления об окружающей действительности  и не побуждают к дальнейшей деятельности.


                                Психотерапия неуспеваемости.

Правило 1. «Не бей лежачего».

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждёт спокойной помощи, а не новых попрёков.

Правило 2. Не более одного недостатка в минуту.

Чтобы избавить человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь и помогайте ликвидировать его.

Правило 3. «За двумя зайцами погонишься».

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

Правило 4. Хвалить исполнителя, критиковать – исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть возможно более безличной.

Правило 5. Сравнивай  сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.

Даже самый малый успех – это победа над собой и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило 6. Не скупитесь на похвалу.

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

Правило 7. Техника оценочной безопасности.

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Ещё не знаю, но могу и хочу знать».

Правило 8.Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели.

Не искушайте его невыполнимыми целями.

Правило 9. Учащийся – не объект, а соучастник оценки.

Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения  работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

Правило 10. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графики, таблицы, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Существует множество различных типов интеллекта, и каждый из нас обладает своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как отпечатки пальцев.

Эффективные системы образования должны распознавать стили обучения учащихся и обращаться непосредственно к каждому из них.

А если образовательные учреждения объединятся в этом деле, они смогут изменить весь мир.

Удачной Вам профессиональной деятельности, любознательных и благодарных учащихся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю начальных классов

Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки в 1 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю на...

Мероприятия по использованию потенциала педагогов школы для оказания методической помощи учителям начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Вязники по внедрению ФГОС НОО

Данная разработка позволяет в системе на основе принципа преемственности  вести работу по переходу на новые ФГОС...

Ресурсы сети Интернет в помощь учителям начальных классов

Перечень ресурсов поможет учителям начальных классов быстро и своевременно сориентироваться в огромном пространстве интернета, выбрать для себя подходящий ресурс и пользоваться им....

Физкультминутки в помощь учителям начальных классов.

Презентация "Физкультминутки для учителя начальных классов", где даны упражнения, которые помогут детям снять усталость....

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...

Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»

В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...