проффесиональное выгорание педагогов
материал по психологии по теме

Проффесиональное выгорание педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa.docx12.06 КБ
Файл vystuplenie.docx9.91 КБ
Файл pamyatka.docx189.35 КБ
Package icon prezentaciya1.zip2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемые коллеги просим вас принять участие в анкетировании по проблеме профессионального выгорания.

1.Как Вы считаете, подвержены ли Вы  профессиональному выгоранию?

А) да                 Б) нет                     В) затрудняюсь ответить

2.Используете ли Вы средства профилактики предотвращения синдрома профессионального выгорания?

А) да                         Б) нет                                 В) затрудняюсь ответить

3. Какие из перечисленных ниже способов саморегуляции Вы используете?

А) аутотренинг

Б) вокализация

В) дыхательные упражнения

Г) прослушивание релаксационной музыки

Д) другое (укажите какие)______________________________________________________________________

4) Хотели бы Вы познакомиться с различными способами профилактики синдрома профессионального выгорания?

 Если да то укажите какие_____________________________________________________________

 Укажите ваш        Возраст:                должность:                                           стаж работы:  

Заранее благодарны.

Анкета

Уважаемые коллеги просим вас принять участие в анкетировании по проблеме профессионального выгорания.

1.Как Вы считаете, подвержены ли Вы профессиональному выгоранию?

А) да                 Б) нет                     В) затрудняюсь ответить

2.Используете ли Вы средства профилактики предотвращения синдрома профессионального выгорания?

А) да                         Б) нет                                 В) затрудняюсь ответить

3. Какие из перечисленных ниже способов саморегуляции Вы используете?

А) аутотренинг

Б) вокализация

В) дыхательные упражнения

Г) прослушивание релаксационной музыки

Д) другое (укажите какие)______________________________________________________________________

4) Хотели бы Вы познакомиться с различными способами профилактики синдрома профессионального выгорания?

 Если да то укажите какие_____________________________________________________________

Укажите ваш            Возраст:                должность:                                           стаж работы:

                                                                                                                                                          Заранее благодарны.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

(слайд1)« Профилактика профессионального выгорания педагогов»

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми.  Это длительный сон,( слайд    вкусная еда,  общение с природой и животными,  баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Наверняка вы интуитивно используете многие из них. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим.

Возможными проявлениями напряженности являются: (слайд4) возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость.  Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления напряженности, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось в конце 20 века, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века.

            В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы — педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители различных уровней и др.)

Существует 3 стадии  синдрома «выгорания»( автор)

( слайд5)

1стадия близка к пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости» и приписывается практически всем людям, не ограничиваясь какими-либо определенными профессиональными группами. Происходит  забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д." Обычно на  эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от  характера деятельности, увеличение   нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет работы .  

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со  временем  это  может  перейти в агрессию  и отчаяние.

( слайд 6)  

2 стадия рассматривает «выгорание» как эмоциональное истощение,  наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общей (в. том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по  роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели,- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение: числа простудных  заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной  стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.  

(Слайд7)

3 стадия   появляется ощущение  утраты собственной эффективности, или падения  самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, перестает испытывать удовольствие от работы,  утрачивает веру в свои профессиональные возможности, т.е. происходит личностное выгорание. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

 

В прошлом  учебном году было  проведено исследование пед.коллектива  нашей школы, результаты которого предоставлены на экране :                           (слайд8)

С низким уровнем   эмоционального истощении в коллективе:29% 

Средним:  48%

Высоким:  23%

В сентябре этого учебного года  среди педагогов школы проводилось анкетирование , результаты которого перед вами на экране ( слайд)

Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «синдрома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

 ( слайд)  Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта (слайд)
– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Предлагаю  вашему  внимаю, некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.  

Способ №1:  связанный  с дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц, понижает возбудимость.

 давайте выполним упражнение вместе   (слайд11)  «  Дыхание на счет 7-11»

Дышите медленно, глубоко.  Живот во время вдоха должен максимально подниматься, во время выдоха - максимально опускаться. Считайте до 7 при вздохе и до 11 при выдохе. Необходимо  так долго растягивать дыхание как требует полной концентрации внимания и максимально способствует расслаблению.

 Способ№2

Способ№3  Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.  

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу. (Слайд 13)

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. (Слайд 14)

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. (Слайд 15)

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. (Слайд 16)

 Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания. (Слайд 17)

 Упражнение «Внутренний ребенок»

Обычно фрустрирующей ситуации включается наш « внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого состояния. А как обычно действуют дети в ситуации , которая им не нравиться? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать . а мы? Правда, похоже? Это естественно. Именно эго- состояние отвечает за наши чувства. И когда нам плохо, и нашему « внутреннему ребенку».

Сейчас пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет . внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. теперь подойдите к этому ребенку,  угостите его чем- нибудь , приласкайте, возьмите на руки и скажите: « я тебя люблю ( ласковое  имя) и всегда буду беречь и защищать».

Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует, а как вы себя чувствуете?

Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение и, следовательно , сами могут изменить его , и что такие  вполне естественны и нормальны. Если вы себе позволите, то вполне можете привести себя в следующее  спокойное состояние: « в целом все нормально, а теперь давай-ка посмотрим , что же я могу сделать с этой проблемой , в этой ситуации?» .Даже  если вы не сразу найдете, как ситуацию разрешить , вы сохраните свое здоровье .

В заключение хочется отметить следующее: в работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить.  

Возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы - все это сигналы беды. Для психологического благополучия профессионалов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.

"Мы не можем быть большим, чем мы есть…, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем".

Желаю успехов и здоровья!!!!!!!!!!!!!



Предварительный просмотр:

Симптомы профессионального «выгорания»

Выделяют 10 основных признаков эмоционального «выгорания» (психолог Е. Малер):

  • Истощение, усталость;
  • Бессонница;
  • Негативные установки;
  • Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • Увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • Уменьшение аппетита или переедание;
  • Усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
  • Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • Чувство вины.

Аутогенная тренировка

Очень эффективным методом расслабления, несомненно, является  аутогенная тренировка. Она применяется после утомления, для  регуляции рационального состояния, для борьбы с бессонницей. В основе аутотренинга лежит самовнушение.

Самым благоприятным для самовнушения является  момент после ночного сна и перед  засыпанием.  Кроме утренних и вечерних часов аутотренинг  можно проводить до 2-3 раз в день, в зависимости от ритма и распорядка дня.

Помните: чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно, в зависимости от самочувствия.

Схема занятий:

Прежде всего займите удобное положение и постарайтесь отрешиться от посторонних  мыслей и ощущений.

Используйте следующие формулы:

  • Я приготовился к отдыху;
  • Я успокаиваюсь;
  • Посторонние звуки мне не мешают;
  • Мысли текут плавно;
  • Я отдыхаю;

Формулы надо произносить про себя, на выдохе, если же формула слишком длинная, то можете растянуть ее на два выдоха.

Упражнения для регуляции психического состояния

Для регуляции своего психического состояния любому человеку нужно уметь диссоциироваться от негатива и ассоциироваться с благоприятными ощущениями.

1. Установите для себя определенное время в течение нескольких дней  и выполняйте данное упражнение минут пять.

2.Поставьте кресло или стул поблизости от открытой двери  или  окна, расположитесь поудобнее, вдохните несколько раз поглубже, расслабьте все ваши мышцы.

3.Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, закройте глаза, и это усилит возможности других чувств. Позвольте всем запахам и звукам  проходить через органы ваших чувств неотфильтроваными
 (т. е  вы чувствуйте, думайте, переживайте).

4.После упражнения проанализируйте, насколько вы смогли сконцентрировать внимание, какие ваш мозг создавал картины, определите,  что послужило стимулом для их создания (предметы, картины, запахи, звуки).

5.        Подумайте, улучшилось ли ваше самочувствие, изменилось ли  настроение, уменьшилась или появилась тревога.

Это упражнение поможет вам создать арсенал образов личных положительных ассоциированных состояний. Опираясь на эти ассоциированные состояния, вы получаете один из способов разрядки напряженных состояний.

Дыхание – очень важный для человека процесс, без воздуха мы не можем прожить и 2-х минут. Нет такого органа в нашем теле, который не нуждался бы в дыхании. Поэтому дыхательная гимнастика оздоравливает  все системы организма: кровеносную, пищеварительную, нервную, эндокринную.

   Упражнение    «КУЛАЧКИ»

Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. Все мышцы должны быть расслаблены.

После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох, втягивая воздух через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Продолжить выполнение упражнения в той же последовательности: быстрый вдох и сжимание рук в кулаки — медленный выдох и разжатие  пальцев, которое сопровождается расслаблением кисти

Упражнение требуется повторить не менее четырех раз. Далее нужно отдохнуть в течение трех-пяти секунд, после чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом, продолжающимся несколько секунд. Так сделать 24 раза.

                                                                                                                                                                                                                   

Желаю удачи в борьбе с

собственной
                         
усталостью!

               

                   



Подписи к слайдам:

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Длительный сон
Возможными проявлениями напряженности являются:
ВозбуждениеРаздражительностьБеспокойствоМышечное напряжениеУчащение сердцебиенияПовышенная утомляемость

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания
Снижение самооценки. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; происходит забывание каких-то моментов,Первая стадия может формироваться в течение трех- пяти лет работы
ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания
Одиночество• возникают недоразумения с учениками и родителями, • снижение интереса к работе, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», « мертвый сон без сновидений»Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания
Эмоциональное истощение• притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;• глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.Стадия может от десяти до двадцати лет
Опросник « Психическое выгорание»Н.Е. Водопьянова; Е.С. Старченкова
Как Вы считаете, подвержены ли вы профессиональному выгоранию?
Используете ли Вы средства профилактики предотвращения синдрома профессионального выгорания?
Какие из перечисленных ниже способов саморегуляции Вы используете
САМОРЕГУЛЯЦИЯ-
управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием
Три основных эффекта
эффект успокоенияэффект восстановления эффект активизации
Дыхание на счет 7-11
Дышите медленно, глубоко. Живот во время вдоха должен максимально подниматься, во время выдоха - максимально опускаться. Считайте до 7 при вздохе и до 11 при выдохе. Необходимо так долго растягивать дыхание как требует полной концентрации внимания и максимально способствует расслаблению.
Физиологическая саморегуляция
Звуковая гимнастика ( вокализация)
Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе. Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания
Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью!
Физиологическая саморегуляция
«Болезни души неотделимы от болезней тела»Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Упражнение
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.Затем начинайте вытягивать позвоночник.Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.
Способы, связанные с воздействием слова
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.Самоодобрение (самопоощрение). Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
РЕЛАКСАЦИЯ
Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.
“Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого”.Народная мудрость

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...