Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент в школе.
    классный час по психологии (9 класс) по теме

    В данной работе представлено обоснование необходимости овладения учащимися навыками тайм-менеджмента, классный час, мотивирующий детей экономит своё время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon тайм-менеджмент63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вступление.

    Здравствуйте. Меня зовут Вотякова Любовь Александровна. Я учитель русского языка и литературы.

    Здоровьесбережение. Предложив это слово детям на уроке для морфемного и лексического разбора, получила исчерпывающий ответ: здоровьесбережение включает отказ от вредных привычек, своевременное обращение к врачам, сохранение психологического здоровья. Если с первыми двумя пунктами все понятно и при наличии здравого смысла легко исполнимо, то с последним все не просто. В одной из анкет, предложенных учащимся, один из вопросов звучит так: «Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту». Из вариантов ответов (часто, редко, никогда) детьми были выбраны «редко», «никогда». Стресс – это состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях. Для того чтобы испытать стресс, необязательно совершать противозаконные действия. В наше время с его скоростями, информационным бумом, напряженностью в обществе, стресс становится спутником повседневной жизни с самого раннего возраста. А ведь это не такое безобидное явление. Последствия стресса способны губительно повлиять на физическое здоровье человека, его семью, карьеру, судьбу. Наши дети, как показало анкетирование, решили бороться со стрессом сами, не обращаясь к специалисту (по сути, к такому же врачу).

    Становится очевидным, что нужно научить (и учиться самим) защищаться от негативного влияния стресса.

    Конечно, мы не можем разрешить все психологические проблемы детей , но начать можно с того, что нам под силу, что может исключить саму стрессовую ситуацию. Ежедневно нам, нашим детям приходится решать множество мелких дел, больших задач, а иногда и сложных проблем. А если мы овладеем сами и передадим детям систему приемов, позволяющих человеку эффективно организовывать деятельность по достижению поставленных целей? Наверняка, мы будем меньше испытывать негативных чувств, возникающих, когда нам кажется, что мы не в состоянии справиться с требованиями ситуации.

    В последнее время участились случаи суицида среди подростков. Слышала по этому поводу интервью по радио с главным психиатром Иркутской области. По ее мнению, отчасти эта проблема связана с тем, что дети не знают, чем занять свой досуг, ничем не занимаются. Наши дети, живя в деревне, имеют еще меньше возможностей в плане своей занятости: их «интересы» ограничиваются помощью взрослым по хозяйству, будем реалистами: мы, в условиях деревни Леонова, не можем предложить им кружки на выбор.

    Говорят, для счастливой жизни надо, чтобы сложились удачно три составляющие: работа, семья, друзья. В жизни не всегда и не всем так везет. Когда чего-то недостает, человек может найти такую нишу, которая будет компенсировать недостающие. Но это возможно, если человек трезво способен оценить свои шансы, возможности что-то изменить в имеющемся. Взрослые могут (как говорят психологи, при наличии интеллекта) найти выход из стрессовой ситуации, разобраться в ней. Ребенок ничуть не реже нас попадает в стрессовые ситуации, а шансов выбраться из них у него меньше: интеллект на стадии развития, психика неустойчивая, опыта 0,3. Какой выход? Не копаться в себе (это могут и любят делать люди, обремененные психологическим образованием). Решение быстрое – выйти из ситуации. Вот и прыгают дети с высоток, вешаются в сараях.

    Что мы можем сделать с этим? Понятно, что не все в наших силах, семья здесь решает больше. Мы можем помочь им с их «пустым» временем, попытаться помочь.

    Хочется донести до них мысль: доступный нам капитал времени, оставшегося до конца жизни, составляет примерно 200-400 тысяч часов. И самое главное — время невосполнимо. Потерянное время, в отличие от потерянных денег, нельзя вернуть.

    Как привлечь детей к освоению приемов организации времени?

    Что помогает ребенку организовать свое время? Дневник, имеющийся почти у каждого плакат «Режим дня», расписание уроков, план подготовки к различным мероприятиям.…Но современному ребенку этого мало: человеку трудно справляться с колоссальным потоком новой информации, большим количеством контактов (в том числе и виртуальных).

    Человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознает свои потребности и умело переводит их на язык целей и задач. Плодотворность любого проекта (профессионального, бытового, личностного) напрямую зависит от умения организовывать время.

    Таким образом, умение организовывать свое время – актуальная компетентность успешного человека.

    В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собственных целей. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог изыскивает собственный ресурс для организации деятельности. Я хочу предложить вашему вниманию реализацию второго направления – почти самое его начало.

    КУДА УТЕКАЕТ МОЕ ВРЕМЯ?

    1. Учащиеся знакомятся с гостями классного часа.

    2. Постановка целей: обратите внимание на оформление класса, попробуйте связать эти предметы-понятия, отгадать, о чём будем сегодня говорить.

    На доске – циферблат, на мультим. доске – мечты, стулья учащихся перепутаны одной нитью.

    БУДЕМ ГОВОРИТЬ О ТОМ, ЧЕГО ХОТИМ ДОСТИЧЬ В ЖИЗНИ, О ТОМ, ЧТО ЭТОМУ МЕШАЕТ, О ВРЕМЕНИ, ДАННОМ ЧЕЛОВЕКУ.

    3. Начнём с ваших мечтаний. СЛАЙД №1.

    Перечитываем. Есть предложение все эти пункты спрятать под одним, тем более что эта мечта есть у всех вас – машина.

    Картинка на доску горизонтально сверху (машина).

    - Что нужно для достижения этой мечты (имеем в виду и остальные)?

    Вторая картинка ниже (работа).

    - Для этого что нужно?

    Третья картинка ниже (образование).

    - Чтобы получить профессиональное образование, что необходимо?

    Четвёртая картинка (школа).

    - А для достижения этой промежуточной цели что требуется?

    Последняя картинка (хорошо учиться).

    Все эти ступени присутствовали в ваших мечтах, но нужно помнить о последовательности.

    - Последнее в ваших силах?

    - Что мешает?

    3. Переходим ко второму атрибуту нашего классного часа: к часам.

    - Не так давно вы по моей просьбе описывали свой день, распорядок дел.

    Ваши режимы были похожи в главном – в неорганизованности времени. Я позволила себе написать режим дня, суммируя то, что видела у вас. СЛАЙД №2.

    4. Анализ режима дня. 

    - В чём вы видите ошибки при организации времени?

    - Хочу познакомить вас с одним интересным словом – хронофаги – пожиратели времени, причины, ведущие к потере времени в течение дня.

    5. Хронофаги.

    - Давайте составим список хронофагов (врага надо знать в лицо, чтобы с ним бороться).

    Учащиеся говорят, предложенное ими записывается на мульт. доске. СЛАЙД №3.

    - Конечно, это не курение, не алкоголь, не наркотики, в общем-то, приятные, знакомые всем вещи. Может, не так они страшны. Есть люди, и их не мало, которые мечтают жить именно так, не париться.

    - Давайте взвесим, что имеем: с одной стороны те ваши мечты, с другой – хронофаги.

    6. ВЕСЫ. Кладем на чаши картинки с мечтами – хронофаги.

    Последнее перевешивает.

    - Оставим всё как есть? Или будем лечить?

    7. Прививки.

    - Попробуйте найти придумать прививки от хронофагов.

    Дети предлагают, запись ведётся на мульт. доске, напротив каждого хронофага – прививка.

    8. Осталось разобраться с путами на ваших стульях.

    - Но сначала хочется вернуться к вашим мечтам, к первой ступени по их достижению.

    -Что это было? Хорошо учиться, закончить школу.

    - Давайте посчитаем, сколько месяцев длится учебный год, не учитывая выходные, каникулы.

    9 месяцев. Этот срок говорит вам ещё о чём- то?

    - Проведём параллель: конечной целью беременности что является?

    Здоровый ребёнок.

    -Конечной целью вашего здесь пребывания?

    Хороший аттестат.

    - От чего зависит первое?

    -Второе?

    - Теоретически мы сегодня сделали прививки каждому от того, что могло бы помешать вам достичь цели. Практически – дело за вами.

    Возьмите ножницы, помогите друг другу распутаться.

    - Хочу дать вам напоследок один практически действенный совет, который поможет экономить время, организовывать себя.

    10. Ёлочка.

    Показать, как сделать из бумаги ёлочку, как ею пользоваться.

    «Положительные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни, а негативные – болезни и страдания», - Синельников.В.В.

    Для самоанализа.

    Мотивирую себя.

    1. Почему умение организовывать время важно для моих учеников?
    2. Как я могу мотивировать детей на изучение приемов организации времени?
    3. У детей есть время для того, чтобы заняться изучением этого вопроса?
    4. У меня есть время для того, чтобы систематически работать с детьми в этом направлении?
    5. Как можно привлечь коллег и родителей для этой программы?

    Список «хронофагов»

    1. Незнание того, как действовать, неумение довести начатое дело до конца.
    2. Поиск записей, телефонов, нужных предметов, книг и пр.
    3. Чрезмерно долгая игра на компьютере.
    4. Телефонные разговоры с родственниками или друзьями.
    5. Просмотр телепередач.
    6. Привычка браться за все дела сразу – «распыление сил».
    7. Незапланированные визиты друзей и знакомых, болтовня.
    8. Личная неорганизованность, лень.
    9. Привычка откладывать дела со дня на день до последнего момента.
    10.  Беспорядок на рабочем столе, в портфеле, сумочке.
    11. Спешка, приводящая к ошибкам, которые нужно исправлять.

                                                          Мечты, мечты…

    1. Хорошая работа.

    2. Большой дом (четырёхкомнатную квартиру в городе, коттедж, дом за границей)

    3. Собственный магазин одежды.

    4. Трое детей.

    5. Стать учителем  (физ-ры, лепки), врачом, юристом

    6. Много хороших оценок.

    7.  Прыгнуть с парашютом.

    8. Машину (кабриолет, джип

    9. Ноутбук, телефон последней модели.

    10. Лето.

    11. Танцевать брейк-данс, заниматься карате.

    12. Никогда не болеть.

    13. Достойный (просто замечательный) муж (хороший парень, жена)

    14. Жить в теплых странах.

    15. Достойная зарплата.

    16. Дружная семья.

    17. Плантацию для выращивания роз.

    18. Запрет на винно-водочную и табачную продукцию.

    19. Выиграть миллион.

    20. Достойная пенсия.

    21. Быть хорошей женой.

    22. Улучшить нашу деревню, школу.

    23. Помогать родителям в материальном плане.

    24. Помогать больным детям.

    25. Послужить в армии.

    26. Сняться в кино.

    26. Жить вечно.

    27. Чтобы родители не болели.

    28. Хочу, чтобы моих детей окружали только добрые люди.

                                                 Мой день.

    7.00 – будильник вопит, выключить его и попытаться стащить себя с дивана.

    7.10 – ползу на кухню, чай, есть не буду.

    7.30 – наконец проснулась, зубной пасты объелась.

    7.40 – блин, уроки-то вчера…

    7.42 – не пойму, горло что ли болит… или живот?..

    7.45 – ладно, одеваюсь сегодня неброско, краситься не буду (вдруг всё-тки заболею)

    8.00 – в шко-о-олу…

    13.00 – поучилась, день так себе, после второго урока кончился баланс.

    13.10 – провожаемся с девчонками, выясняется, что Ванька сегодня всех достал, юморист…

    14.00 – обед.

    14.30 – надо отдохнуть после сытного обеда (где-то читала, не помню), смотрю научно-популярные передачи.

    16.00 – уроки. Что-то не всё понятно…надо позвонить Ире.

    16.30 – потом доделаю, времени до вечера  вагон. Тем более девчонки пришли – договаривались погулять.

    18.00 – отдых.

    19.00 – помощь по дому.

    19.20 – ужин. Уфф…

    19.40 – просмотр телепередач (научно-фантастических)

    21.00 – гигиена, в баню, надо позвонить Даше.

    21.30 – всё-таки родители нарушают права ребёнка: спать в десять – средневековье.

    21.35 – блин, историю не прочитала…

    21.50 – мама уснула, папа сквозь храп что-то невнятное…уснула под телевизором.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе

    Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили ...

    Применение здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы

    Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трех видах:1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:ü Динамические паузы – это физкул...

    Применение здоровьесберегающих технологий в Каменской средней школе

    Выступление на общешкольном родительском собрании...

    Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

    Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

    Итоговая практико-значимая работа «Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы»

    Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто. (Сократ)Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно не...