В помощь учителю
методическая разработка по психологии по теме

Малаева Ирина Алексеевна

Формы и методы работы школьного психолога со старшеклассниками и пути выхода из конфликтных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы школьного психолога со старшеклассниками и пути выхода из конфликтных ситуаций:

Детский практический психолог, работает в школе и имеет дело с детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст в динамике и помочь переходу с одной ступени на другую – одна из задач школьного психолога. Работа с детьми, имеющими проблемы в здоровье  накладывает на школьного психолога особую ответственность - их интеллектуальное и личностное развитие требует создание оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное переживание детьми каждого возрастного периода а также  способствующих реализации их творческого потенциала. Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в цикле развития, в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение.

Возрастные особенности существуют как наиболее типичные наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Тот или иной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а поэтому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Каждый возрастной период стабильный или критический является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую ступень. Сложность возрастного этапа состоит в том, что он содержит в себе психологические навыки сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями завтрашнего дня. Именно полноценное развитие каждого возрастного периода подготовят ребенка к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим нововобразованиям. В основе наиболее благоприятных психолого-педагогических условий лежит реализация в работе с детьми всех возрастнов принципа «Зона ближайщего развития» (Л.С.Выготский) использование этого принципа  в работе психолога позволяет проектировать тот уровень развития который школьник может достичь в ближайшее время.

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремлений ощутить себя и  стать взрослым. Для того чтобы эти качества развивались они должны быть заложены, воспитаны. Развитие не происходит из нечего, новообразования не возникают сами по себе, они являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активной включенности в выполнение самых разных форм общественно полезной деятельности учебной, спортивной, художественной при этом школьники вступают в определенные отношения со взрослыми и сверстниками  формирует у них способности строить общение с окружающими в зависимости от различных задач и требований жизни, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. Л.И.Божович, говорила, что в психологическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на разных этапах своего развития.  Поэтому общение подростков и старшеклассников со взрослыми и сверстниками необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития на всех этапах онтогенеза, но оно выполняет свою функцию только тогда, когда у ребенка одновременно есть общение с «нормальным» (умным, доброжелательным и нравственно-воспитанным) взрослым. Именно в таком общении происходит проверка и понимание тех ценностей, которые формируются в среде сверстников. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного возраста в благоприятном и доверительном общении со взрослым не получают своего удовлетворения. Это обстоятельство ведет к развитию тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной неустойчивой  самооценкой со сложностями в личностном развитии установлении межличностных связей мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях. Я считаю, что психолог, именно тот человек, который не может быть равнодушным по определению, к проблемам личностного роста учащихся. Практически все и педагоги и воспитатели и психологи  и молодые и опытные  обязательно сталкиваются  с проблемами дисциплины.   Как мы реагируем на плохое поведение зависит от «философии дисциплины» которую осознанно или нет пропагандирует каждый взрослый, работающий в школе. Здесь можно выделить три разных подхода:

  1. Называется «Руки прочь» взрослый  придерживается невмешательского подхода, считая, что подростки постепенно сами поймут и научатся управлять своим поведением. Такие педагоги в лучшем случае разъясняют ученикам что случилось, когда уже все произошло. Программа дисциплины здесь сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и..
  2. Это подход «Твердой руки» когда педагог верит, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие  взрослые  похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Т.е. они манипулируют учениками считая, что это для их же блага. Основные методы здесь – угроза, шантаж – типа»Если ты не замолчишь…я….»далее следует наказание основанное на знании слабых мест ученика

     «Возьмемся за руки.» Педагоги придерживающиеся      такого подхода считают, что конкретные поступки учеников это результат действия обоих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, их программа дисциплины строится на позитивных отношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины необходимо:

Выполнить несколько условий:

1.Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников

2.Обнаружение скрытой цели нарушений поведения

3.Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке

4.Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

 На чем строится поведение учеников – основные законы:

1 закон – Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон – Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 закон – нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:

- привлечение внимания

- власть

- месть

избегание неудачи.

Когда  педагог поймет, что поведение учеников основывается на выборе, он сможет влиять на этот выбор и чувствовать себя увереннее. Решение выбирать как себя вести принадлежит ребенку но выбор есть и у нас с вами,  мы можем действовать привычными методами – манипуляцией, не оставляя ученику выбора, а можем научиться взаимодействовать с учениками так, чтобы они захотели выбрать адекватное поведение. (пример).

2 закон – это базовая цель поведения ученика. Ежедневно в течение 9-11 лет   полдня школьник проводит в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. В своей книге «Школа без неудачников» Ульям Глассер пишет «Если личностные потребности детей не реализуются  дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны поучать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу….именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности –осознанию себя полноценной личностью». Ученики пытаются достигнуть эти цели всеми доступными им способами. Если им неизвестны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или» плохое поведение». Как правило на предпочтение учеников приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия как:

- качество отношений между ним и учителем;

- классная атмосфера, направленная на успех или, наоборот, деструктивная;

- соответствующая этому структура классного коллектива.

Почему часто бывает так, что у разных учителей один и тот же ребенок ведет себя совершенно по-разному. Зная, теперь законы по которым  строится поведение того или иного ученика мы можем сказать, там, где взаимоотношения ученика и учителя строятся на принципах хорошего отношения друг к другу достигается цель называемая коммуникативной компетентностью. По реакции учителя, по оценкам ребенок чувствует что у него  все получается достигается цель интеллектуальной состоятельности, и на этом уроке ребенок имеет авторитет (поддерживаемый учителем) т.е. он получает еще и состоятельность в глазах коллектива. А на другом уроке ребенок не может реализоваться. Его отношения с учителем не партнерские (обычно тон отношений задается педагогом) но и никакими они не являются, поэтому ребенок пытается обратить на себя внимания любым другим способом – плохим поведением, чувствуя себя при этом иллюзорно  принадлежащим школьной жизни.

3 закон  нарушая дисциплину ученик осознает, что вдет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания -  некоторые ученики выбирают «плохое поведение» чтобы получитьособое внимание учителя. Они все время хотятбыть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя.

Власть – некоторые ученики «плохо» ведут себя потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обеду. Мстить они могут кому-то из учителей, из ребят, всему миру.

Избегание неудач – некоторые ученики так бояться повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагогов. Эти четыре мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я выделил эти четыре причины? Почему их не пять и не сто?», - я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива «плохого» поведения. В 90% присутствует один их этих четырех мотивов. Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними.  И если мы научимся идентифицировать цели нарушения поведения, мы сможет правильно строить общение с учеником, и не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и наоборот к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Эти 4 цели путеводные нити, прозрев однажды учитель понимает, что может помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемым способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.

В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....

Интернет-сайты в помощь учителю английского языка

Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....

В помощь учителю технологии:ссылки

Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....

В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки

Можно применить и разнообразить свои уроки....

Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....

Презентации в помощь учителю к урокам по изучению жизни и творчества А.Островского

Презентации помогут показать где жил драматург, его личные вещи, а также декорации к пьесе "Гроза", фотографии артисток, в разное время исполнявших роль Катерины на сцене театра и в кино, иллюстрации ...