Социально-психологический тренинг "Я и мое место в мире"
учебно-методический материал по психологии по теме

Ермакова Вера Владимировна

 

 

В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг.

Подростковый возраст — наиболее драматичный и динамичный период становления личности. Общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у социально-депривированнных подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. В этот возрастной период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую форму, изменяются интересы, привязанности, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. В конечном итоге подростковый возраст сводится к проблемам отношения со временем. Он необходим для нормального взросления и проявляются, в таких конфликтах, как диффузия времени и застой в работе. Феноменология кризиса такова: подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Таким образом, подростковый возраст является сензитивным для развития навыков конструктивного общения, формирования моделей и способов построения жизненной перспективы, осознания себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа психолога в интернате93 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«Я И МОЕ МЕСТО В МИРЕ»

В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг.

Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении. Социально-психологические тренинги могут посвящаться самым разным темам и при этом всегда включают в себя вопросы межличностного взаимодействия.

Подростковый возраст — наиболее драматичный и динамичный период становления личности. Общение является ведущей деятельностью этого возрастного периода. В то же время, навыки конструктивного общения развиты у социально-депривированнных подростков недостаточно, что связано, в первую очередь, с малым социальным опытом. В этот возрастной период происходит переструктурирование совокупности детских идентификаций в новую форму, изменяются интересы, привязанности, тематика проблемных ситуаций, значимость различных сфер жизни (выбора профессии и профессионального пути, религиозных и моральных убеждений, политических взглядов, межличностного общения, семейных ролей), способы преодоления трудностей. В конечном итоге подростковый возраст сводится к проблемам отношения со временем. Он необходим для нормального взросления и проявляются, в таких конфликтах, как диффузия времени и застой в работе. Феноменология кризиса такова: подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Таким образом, подростковый возраст является сензитивным для развития навыков конструктивного общения, формирования моделей и способов построения жизненной перспективы, осознания себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.

Развитие и формирование таких способностей личности наиболее удобно и эффективно осуществлять в виде тренинговых занятий. Программа социально-психологического тренинга направлена на решение этих задач.

Цель данной программы социально-психологического тренинга - повышение социально-психологической адаптированности подростков.

Тренинг направлен на решение следующих задач:

  1. активизировать механизмы самопознания и самовыражения;
  2. сформировать представления подростков о значимости, ценности себя и других людей;
  3. развить коммуникативные умения и навыки;
  4. развить навык осознания и выражения своих чувств;
  5. развить навык понимания и принятия чувств окружающих людей, в том числе сверстников противоположного пола;
  6. способствовать развитию представлений подростков о своей полоролевой принадлежности;
  7. расширить представления о полоролевых взаимоотношениях;
  8. развить навык полоролевого поведения;
  9. развить навык управления своим поведением;
  10. ознакомить подростков с понятиями и особенностями целеполагания, формирования перспективы, а также факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания;
  11. установить соответствие между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье;
  12. развить мотивацию к достижению позитивных жизненных целей;
  13. обучить способам конструктивного планирования своего будущего;
  14. преодолеть страх перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу «не очень-то хотелось»;
  15. перенести положительный опыт из группы в реальную жизнь;
  16. развить навыки рефлексии.

Данная программа рассчитана на подростков 13-16 лет и состоит из цикла занятий, общее количество, которых составляет 38, продолжительность каждого занятия - два академических часа, частота проведения – два раза в неделю. Занятия проводятся в помещении с площадью, достаточной для проведения динамических упражнений. Для реализации программы комплектуется группа из 8-12 человек, группа должна быть закрытой. Перед формированием групп с участниками проводится общая беседа и индивидуальные собеседования о целях и задачах проводимого тренинга.

Методы, используемые на занятиях: свободные дискуссии, релаксации, ролевые игры; метод направленного воображения, а также используются приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, адекватный выбор стратегии поведения в зависимости от ситуации.

Социально-психологический тренинг «Я в мире людей» основывается на следующих программах: «Думая о будущем» С.В. Кривцовой, «Тренинг управления жизнью для подростков» В.Р. Шмидта, «Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков» Г.И. Макартычевой, «Тренинг развития мотивов межличностных отношений» Т.В. Резниковой, тренинг «Мужчина и женщина» Р.М. Мухаметовой.

В данной программе предусмотрено 2 раздела и шесть блоков:

  1. Блок – «Познание себя и своих возможностей».

Цель: развитие представлений подростков о значимости, ценности себя и других людей.

Раздел I. «Инь-янь».

Цель: повышение уровня осознания подростками себя как мужчины/женщины и принятия соответствующей своему полу роли.

  1. Блок – «Я – Мужчина. Я - Женщина».

Цель: развитие представлений подростков о своей полоролевой принадлежности.

В этом блоке предусмотрено разделение группы по половому признаку. Занятия проводятся в один день, но раздельно с юношами и девушками.

  1. Блок – «Как понять их?».

Цель: расширение представлений подростков о полоролевых взаимоотношениях.

Раздел II. «Мой жизненный путь».

Цель: формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания, способностей к саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

  1. Блок – «Думая о будущем».

Цель: актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению.

  1. Блок – «Линия времени».

Цель: развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы, способности к целеполаганию.

  1. Блок – «Построение позитивной жизненной перспективы».

Цель: актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора.

Первое и последнее занятия не входят ни в один блок. Первое занятие направлено на первоначальное сплочение группы, принятия правил совместной работы, а последнее – на подведение итогов, вербализацию подростками своих достижений, полученных в ходе проведения социально-психологического тренинга.

Программа социально-психологического тренинга опирается на следующие принципы:

  1. взаимодоверия и открытости;
  2. общение по принципу «здесь» и «сейчас»;
  3. персонификация высказываний;
  4. недопустимость непосредственных оценок;
  5. уважение к личности говорящего;
  6. активность и искренность;
  7. принятие себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, а также потребностей и ценностей сверстников, в том числе и противоположного пола;
  8. принятие своей гендерной роли и способов поведения в соответствии с этой ролью;
  9. исключение возможности простраивания жизненной перспективы в угоду чужим потребностям.

Материально-техническая база: бумага, листы ватмана, индивидуальные тетради, вырезки из газет и журналов, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, ящик, мяч, коробка, стулья по количеству участников.


Тематический план занятий по программе

социально-психологического тренинга

Тема занятия

Цель занятия

Количество часов

1

«Знакомство»

Создание благоприятных условий для работы в группе, информирование о целях занятий, принятие групповых правил, создание доброжелательной рабочей обстановки в группе, сплочение группы

2

Блок 1 – Познание себя и своих возможностей

2

«Кто Я?»

Создание условий для осознания  подростками своего «Я»

2

3

«Что я знаю о себе?»

Создание условий для осознания  подростками своего «Я»

2

4

«Познай себя»

Развитие навыка понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях

2

5

«Я великий мастер...»

Актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе

2

6

«Как я поступаю в различных ситуациях»

Осознание причин выбора модели поведения в различных ситуациях

2

7

«Я в мире людей»

Осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон и собственной полезности для окружающих и общества

2

8

«Я в своих глазах и в глазах других людей»

Активизировать процесс рефлексии

2

Раздел I «Инь-янь»

Блок 2 - «Я - Мужчина и Я - Женщина»

9

«Мужчина и женщина»

Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация)

2

10а

«Кодекс мужчины»

Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины и раскрытие способов поведения

1

10б

«Кодекс женщины»

Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как женщины и раскрытие способов поведения

1

11а

«Современная девушка -  какая она?»

Моделирование образа идеальной девушки и раскрытие многоаспектности этого понятия

1

11б

«Современный парень - какой он?»

Моделирование образа идеального парня и раскрытие многоаспектности этого понятия


1

12

«Два мира»

Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация).

2

13

Я - … (мужчина/женщина)

Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины / женщины (полоролевая идентификация).

2

Блок 3 - «Как понять их»

14

«Эффективное общение»

Обучение эффективным способом общения.

2

15

«Ты + Я = Партнеры»

Обучение распознаванию отношений, построенных на деструктивном уровне, стимуляция переживания опыта конструктивных партнерских отношений

2

16

«Эффективное общение»

Обучение эффективным способом общения

2

Раздел II «Мой жизненный путь»

Блок 4 – «Думая о будущем»

17

«Думая о будущем»

Познакомить подростков с понятиями целеполагания, перспектива, факторами, влияющими на формирование позитивной жизненной перспективы и целеполагания

2

18

«Думая о будущем 2»

Познакомить подростков с главными целями жизни

2

19

«Цели жизни»

Развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения

2

20

«Пути достижения целей жизни»

Развитие способностей самоопределения, прогнозирования и преодоления жизненных преград

2

21

«Каковы мои жизненные цели?»

Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению

2

22

«Цели и дела»

Повышение самооценки в достижении целей

2

23

«Аукцион ценностей»

Повышение уверенности в достижении жизненных целей

2

24

«Это сладкое слово — перспектива»

Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению

2

Блок 5  – «Линия времени»

25

«Назад в будущее»

Научить подростков рациональному использованию времени

2

26

«Искусство успевать»

Осознание собственного чувства времени

2

27

«И время, кто кого?»

Развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени

2

28

«Мой день через

10 лет»

Начать работу по моделированию будущего методом направленного воображения, дать участникам группы возможность привести в соответствие их личные ценности и цели, согласовать ближнюю и дальнюю перспективы

2

29

«В поисках смыслов жизни»

Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

2

30

«Линия жизни»

Развитие рефлексии собственной жизни, создание условий для развития временной перспективы у подростков, способности к целеполаганию

2

Блок 6 – Построение жизненной перспективы

31

«Чем нужно обладать, чтобы достигнуть желаемого?»

Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей

2

32

«Хочу. Могу. Умею»

Развитие навыков постановки жизненных целей и самоопределения в их достижении

2

33

«Я должен

или я выбираю»

Создание плана действий для достижения жизненных целей

2

34

«Можно ли объять необъятное»

Актуализация жизненных целей и развитие мотивации к их достижению

2

35

«20 000 дней»

Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации

2

36

«Пять шагов»

Осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а также их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации

2

37

«Я – подарок человечеству»

Актуализация жизненных целей и повышение мотивации к достижению жизненных целей, развитие навыков свободного выбора, актуализация знаний, полученных на занятиях всего цикла, подведение итогов

2

38

«Подведение итогов»

Создание условий для рефлексии подростками своих достижений за время прохождения социально-психологического тренинга

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно...

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Социально- психологический игровой тренинг «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин».  В осн...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...


 

Комментарии

Перкова Елена Викторовна

Спасибо за разработку тренинга. Меня заинтересовала ваша работа, так как сама пытаюсь работать в этом же направлении. Даже темы занятий похожи. Хотелось бы увидеть и ваш вариант разработанных занятий. Возможно что-то изменю в своих. Еще раз спасибо!

Крылова Елена Леонидовна

Спасибо большое! Очень интересный материал, особенно это касется, на мой взгляд, момента рационального использования времени, сейчас у детей, а тем более подростков, большие трудности с этим. Буду использовать этот аспект Вашего материала в работе с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях. Еще раз спасибо!