Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).
план-конспект занятия по психологии (10 класс) по теме

 

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее со своей самооценкой.

Групповые занятия «Познавая себя и окружающих» являются своеобразным мостиком в их личностном развитии, обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_konspekt.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое  занятие с элементами социально-

психологического тренинга «Познавая себя и

окружающих»(10-11 класс).

                          МБОУ ВМР « Кипеловская средняя  

                              общеобразовательная школа»

                               Коваленко Татьяна Адиковна

                            Характеристика групповых занятий

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно при этом получить оценку окружающих, сравнить ее со своей самооценкой.

Групповые занятия «Познавая себя и окружающих» являются своеобразным мостиком в их личностном развитии, обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

Цели занятий:

-формирование психологической готовности старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь;

-развитие социального интеллекта (овладение способами и приемами конструктивного взаимодействия с окружающими);

-развитие рефлексии;

-развитие эрудиции.

Задачи:

-обеспечение участников теоретической психологической информацией;

-обеспечение участников средствами познания других людей и самопознания;

-развитие навыков групповой работы;

-формирование мотивов самоактуализации.

Советы ведущему:

Учащиеся в этом возрасте стремятся к касте взрослых, поэтому мнение значимого взрослого о  них – это стимул к личностному развитию. Значимый – это человек, который проявляет искренний интерес к проблемам молодого человека - юноши или девушки. Поэтому ведущий обязан владеть навыками конструктивного взаимодействия.

Организация деятельностного общения – непростое дело. Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание ведущим благоприятного психоэмоционального фона (комфорта), во-вторых, - атмосферы доверия, в- третьих, доброжелательного отношения участников к  друг  другу.

Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на то, что участники будут работать на занятиях, то есть раскрываться и общаться.

Главное помните, что именно ведущий своим личным примером формирует отношение старшеклассников к деятельности, к занятиям, людям!

Цели:

-развитие понятийного аппарата;

-формирование навыков самовыражения (резюмирование);

-поддержка положительного эмоционального фона.

                                                              ХОД:

1.Организационный момент.

2.Техника «Знакомство».

3.Основная часть.

Вводное слово ведущего.

+Итак, знакомство наше состоялось. Приступим к изучению основных правил социального психологического тренинга. В каждой группе могут быть свои правила, а эти наиболее типичные. Вы можете добавить или убрать какие-нибудь.

+Личность-это четыре составляющих:

-познавательная сфера;

-эмоционально - волевая(темперамент и характер);

-мотивационная (потребность, интересы);

-ценностная.

+Ценностные ориентации человека составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности - «философии жизни».

+Согласно учению психолога Р. Рокича имеются два класса ценностей:

1)Терминальные (то к чему стремится человек): здоровье, свобода, карьера, образование , семья и т.д. Это ценности - цели. ( см. Приложение)

2)Инструментальные: помогающие добиваться главных целей.

+Скажите, а качества личности, мы отнесем к какой группе ценностей? Почему?

+Рассмотрим список качеств личности. У каждого есть свой полярный полюс. Дополним его.

Список качеств личности:

Аккуратность -…небрежность

Воспитанность -…невежество

Жизнерадостность (оптимизм)-…уныние (пессимизм)

Исполнительность -…безответственность

Независимость (самостоятельность)-…зависимость (инфантильность)

Твердость (решительность)-…мягкость (нерешительность)

Коммуникабельность (общительность)-…неразговорчивость

Активность (деятельность)-…пассивность (бездеятельность)

Непринужденность (раскованность)-…скованность(зажатость)

Целеустремленность-импульсивность.

+Что происходит с человеком, когда у него исчезают цели? (деградация - бомж, наркоман). Таким образом, человек сам себе создает «жизненное пространство».

Упражнение «Брачное объявление».

Ведущий.

Предлагаю выполнить вам упражнение - составить текст брачного объявления. Как вы думаете зачем?

Во-первых, каждый из вас может заявить о своей системе ценностей; во-вторых, используя фантазию, может заглянуть в будущее; в-третьих, лучше узнать друг друга.

Структура брачного объявления:

1)Физические данные (возраст, рост, вес).

2)Общие сведения (дополнительные: знак зодиака, наличие вредных привычек).

3)Социальный статус (образование, материальное обеспечение, работа).

4)личностная характеристика (качества личности, черты характера, отношение к себе, к людям, к миру, увлечения).

5)Ожидание в выборе партнера (физические данные, социальный статус, качества личности, черты характера).

Пример брачного объявления.

Александр 25\180\73.По знаку зодиака Весы, брюнет, глаза карие, среднего телосложения, приятной внешности, без вредных привычек.

Образование высшее. Материально обеспечен. Обожаю природу и животный мир, люблю детей. Увлекаюсь рыбалкой. Из музыки предпочитаю джазовую. По характеру добрый, отзывчивый, спокойный.Оптимист по жизни, тонко чувствующий, увлеченный.

Познакомлюсь с интеллигентной симпатичной девушкой 20-27 лет для серьезных отношений.

Отвечу на письмо, желательно фото.

+Работать над текстом объявления нужно индивидуально. После составления я соберу, и буду зачитывать. Ваша  задача – отгадать, кому принадлежит брачное объявление.

Начали-закончили.

+И.П.Павлов как-то сказал: «Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель». Помните об этом.

4)Мнения участников о тренинге.

5)Ритуал прощания.

                                                                     Приложение №1

Активная, деятельная жизнь (интересная и творческая работа, полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

Здоровье (физическое и психическое);

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

Наличие хороших и верных друзей;

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

Развлечения (приятное и необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

Счастливая семейная жизнь;

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

                             ЛИТЕРАТУРА

Список жизненных ценностей-целей // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 409.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....

Социально-психологический тренинг "Я и мое место в мире"

  В работе психологической службы с социально-депривированными подростками все чаще используется такая форма групповой работы, как социально-психологический тренинг. Подростковый возрас...

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Социально-психологический тренинг по формированию толерантности для учащихся 5-х и 10-х классов

Социально-психологический тренинг по формированию толерантности  разработан для учащихся 5 и 10 классов. В роли тренеров выступают учащиеся 10 класса. В подготовке тренеров принимают участие учит...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Программа элективного курса "Познавая себя и окружающих"

Цель курса:- формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития....