Программа элективного курса "Познавая себя и окружающих"
элективный курс по психологии (10 класс)

Останина Наталья Александровна

Цель курса:

- формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

 

ПРОГРАММА

  элективного курса  

«Познавая себя и  окружающих»

(для учащихся 10 класса)

Останина Н.А.,

педагог-психолог

1 кв. категория

г. Когалым

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Возраст учащихся 10 классов обозначен в психологии как юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта.

      Курс для учащихся 10-х классов рассчитан на 17 часов. За основу курса взята программа Савченко М.Ю. «Познавая себя и окружающих» из сборника: Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., ВАКО, 2006.  Данный курс  занятий является своеобразным мостиком в личностном развитии десятиклассника, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего. Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками самопознания и саморазвития.

Цель:

- формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Задачи:

  • обеспечить  участников теоретической психологической информацией;
  • обеспечить  участников средствами познания других людей и средствами самопознания;
  • построение адекватной Я – концепции;
  • научить способам и приемам конструктивного взаимодействия с окружающими.

Форма и методы проведения занятий: 

Занятия включают различные формы и методы работы -  лекции, беседы, проективные методики, приемы социодрамы, дискуссия, ролевое моделирование элементы арт – терапии, рефлексия, диагностика.

В ходе тренинговых занятий  ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т.п.  Выполнение различных тестов и методик помогут выявить уровень развития отдельных свойств и качеств личности.

В содержание программы включен также блок теоретической информации по психологии.  Некоторые темы курса объединены и расширены дополненным материалом.    

При изучении темы  «Психические процессы личности» для определения уровня развития основных когнитивных навыков – внимание, память, восприятие, мышление – используется компьютерная программа СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей.

Формы контроля:

Для контроля теоретических знаний учащихся  проводится устный опрос, используются дидактические карточки для самопроверки.

Учащиеся, посетившие не менее 75% занятий, выполнявшие тесты и задания, по итогам курса получают «зачет».

Перечень  знаний  и  умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основы психологических знаний;
  • уровень развития отдельных свойств и качеств собственной личности.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать эмоции и чувства окружающих;
  •  распознавать невербальные средства общения;
  • использовать эффективные способы  взаимодействия в общении с окружающими;
  • осуществлять самоанализ развития своей личности.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Что изучает наука психология.

1

2.

Понятие о личности. «Я-концепция».

3

3.

Потребности и ценностные ориентации личности.

2

4.

Природные свойства нервной системы.

4

5.

Психические процессы личности.

3

6.

Чувства и эмоции.

2

7.

Невербальные средства общения.

1

8.

Подведение итогов.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что изучает наука психология. (1 час)

     Что изучает наука психология. Введение к курсу занятий. Знакомство  с правилами работы группы. Что такое тренинг. Правила тренинговых занятий. Самопрезентация.

Понятие о личности.  «Я-концепция». (3 часа)

      Структура и функции самосознания, понятие «Я-концепции».  Три составляющих «Я-концепции»: самопонимание, самооценка, самоконтроль.  Эссе «Мой психологический портрет». Формирование положительного «Я-образа».

Потребности и ценностные ориентации личности. (2 час)

  Иерархия потребностей по А.Маслоу.  Ценностные ориентации. Классификация Р.Рокича.  Упражнения по методу «Символдрамы».

Природные свойства нервной системы. (4 часа)

      Темперамент. Влияние темперамента на создание имиджа. Характер(тренинг самопознания).  Типология личности. Типы личности («мыслитель», «практик», «собеседник»; астеник – пикник - атлетик). Связь с профессиональным самоопределением.

Чувства и эмоции. (2 часа)

      Чувства и эмоции.  Тест эмоций. Навыки распознавания эмоций и чувств. «Как управлять эмоциями»- тренинг.

 Невербальные средства общения. (1 час)

    Жесты, поза, мимика – что они говорят о собеседнике. Визуальный контакт. Межнациональные различия невербального общения.

Психические процессы личности.  (3 часа)

      Восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление. Степень развития данных свойств у обучающихся. Занятия по развитию психических процессов с использованием компьютерной программы СИРС (Система интенсивного развития способностей). Решение задач на логическое мышление.

Подведение итогов. (1 час)

      Рефлексия.

Диагностический материал:

  1. Тест эмоций.
  2. Тест «Качества  темперамента».
  3. Методика на определение самооценки.
  4. Тест на определение типа личности («мыслитель-собеседник-практик»).

Учебные пособия для учителя:

  1. Анн Л.  Психологический тренинг с подростками. Питер 2007.
  2. Бобровская А.Н. Технология. Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.
  5. Рязанова Д. Тренинг с подростками. Москва 2003 .
  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9-11 классы). – М.: Вако, 2006.
  7. Сонин В.А. Психологический практикум. М.: Флинта, 1999.
  8. «Технология: профессиональный успех» для 10-11 классов под редакцией С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2007.

 

Дополнительная литература для учащихся:

1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.

3. Потемкина О., Потемкина Е.  Практическая психология. Тесты для подростков. М «АСТ-Пресскнига», 2006.

4. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПб «Речь», 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольно-измерительный материал

Контрольные вопросы по теме «Самосознание»

Вариант 1.

  1. Что изучает психология? Какие науки близки к ней?
  2. Как будут вести себя люди с разной самооценкой, потерпев неудачу в каком-либо деле?
  3. Что такое «эффект фасада»? В каких ситуациях мы используем его? Хорошо это или плохо?
  4. Прочтите притчу и  выскажите свое мнение, в чем ее суть.

Жили в городе Хитрец и Мудрец. Решил как-то Хитрец перехитрить Мудреца. Поймал он на лугу бабочку,  позвал соседей с собою, пошел к Мудрецу и спрашивает: - Скажи, Мудрец, что у меня в руках – живое или мертвое?

    А сам думает: если Мудрец ответит «живое» - я сожму пальцы и бабочка умрет, а если ответит «мертвое» - я разожму пальцы и бабочка полетит…

    Все вокруг с нетерпением ждали ответ Мудреца. А он посмотрел на протянутый кулак Хитреца и ответил: - Все  в твоих руках!

Вариант 2.

  1. Что такое самосознание? Когда начинает формироваться у человека самосознание?
  2. Бывает, что какие-то комплименты нас не трогают и кажутся фальшивыми. Почему? Как это связано с самопониманием?

3. Можно ли по внешнему виду человека определить его самооценку? Примеры.

4. В чем проявляется навык самоконтроля в  поведенческой  стороне «Я-концепции»? Приведите пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Искусство - способ познания себя и мира""

Курс предлагается учащимся 7 кл.  Программа явилась поиском  новых путей эстетического воспитания  средствами музыки, искусным владением слова....

программа элективного курса "Химия и окружающий мир человека"

Элективный курс "Химия и окружающий мир человека". Программа и тематическое планирование для 11 класса....

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"

Программа элективного курса "Сам себе дизайнер"....

Программа элективного курса " Помоги сам себе, или твое здоровье зависит от тебя"

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Это и чрезвычайно низкая экологическая культура науки, ...

Программа элективного курса "Найди себя"

Развитие человека зависит от развития человеческого общества. Человек находится в тесной зависимости от окружающих его людей. Ни один человек не может обойтись без других, отгородить себя. Иногда чело...

Рабочая программа элективного курса "Симметрия в окружающем пространстве"

Элективный курс "Симметрия в окружающем пространстве" направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков...