Психологический тренинг "Познай себя"
план-конспект занятия по психологии (8 класс)

Шмельков Дмитрий Александрович

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения тренинга «Познай себя»

1. Знакомство с участниками;

2. Упражнение «Круги общения»;

3. Социодраматический тренинг «Королевство»;

4. Игра «Чары Крокса»;

5. Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»;

6. Рефлексия. Обмен участников тренинга впечатлениями и эмоциями от проделанной работы. Что больше всего понравилось, и что нового узнали в процессе тренинга.

Ход работы

1. Знакомство. «Метаморфозное приветствие»

Цель: умение знакомиться в неформальной обстановке.

Каждый участник называет свое качество и свое настроение на первую букву своего имени, а также называет животное, с которым он себя ассоциирует.

свое имя, качество на первую букву своего имени и настроение, ассоциирующее его с каким-либо животным или птицей.

2. Упражнение «Круг общения»

Цель: осознание уровней физической и психологической границы в межличностном взаимодействии с разными людьми.

Инструкция: Начертить круг и разделить его на несколько частей. В каждой доле круга написать тех, с кем человек общается. В центре написать своё имя, а по кругу — имена людей, с кем приятно общаться, делиться своими проблемами и радостью. Выделить ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.

3. Упражнение «10 качеств

Цель: определение личностных качеств участниками, выявления уровня самооценки.

Инструкция: участники тренинга пишут на листе бумаги 10 качеств, отражающих их личностные и социальные качества. В зависимости от того, сколько положительных или отрицательных качеств напишут, определяется самооценка участников.

4. Социодраматический тренинг «Королевство»

Цель: умение участников примерять на себя различные социальные роли в микрогруппах.

Материал: две декоративные короны.

Инструкция: участникам предлагается создать своё королевство, для этого необходимо, чтобы кто-то стал королём. Королём становится желающий, он садится там и так, как ему хочется. Затем король выбирает себе королеву и наследника и рассаживает их. Королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник - придворную даму и маршала королевской армии.

Далее по такой схеме создаётся королевство. Роли придумываются в зависимости от количества человек в группе, а также представляют разные ролевые позиции (руководителей, исполнителей, критиков, вдохновителей и т.п.). После распределения должностей участникам дается выбор изменить свою должность на другую. В конце тренинга все садятся в круг и начинают обсуждать свои роли. К примеру «Я королевский шут и мне нравится моя работа, потому что она поднимает людям настроение».

Обсуждение:

1. Доволен ли ты своим местом в королевстве?

2. Какие особенности ты заметил в том королевстве, которое у вас получилось?

3. Что бы ты хотел изменить в этом королевстве?

4. Кому удалось сохранить должность? Кто повысил или понизил свою должность?

5. Что тебе осталось непонятным после игры?

5. Игра «Чары Крокса»

Цель: формирование навыков эффективной коммуникации и умений различать правдивые высказывания и ложные

Инструкция: Представьте, что на наше занятие неизвестным образом проник злой чародей по имени «Крокс. Он произнес заклинание и каждого из вас превратил… А вот в кого или что превратил вас Крокс нам предстоит выяснить.

У меня в руках карточки. На каждой карточке написано слово, обозначающее предмет, животное, птицу и так далее – вплоть до природных явлений. Они означают то, во что вы превратились, благодаря злым чарам Крокса.

Сейчас я раздам каждому карточки случайным образом. По моей команде вы перевернете доставшуюся вам карточку, прочтете надпись и узнаете, во что вас превратил чародей. После этого снова переверните свою карточку, чтобы никто не увидел ваше превращение.

И есть две особые карточки: «Неуязвимый» и «Крокс». Тот участник, которому достанется карточка «Неуязвимый», становится главным игроком, ведь только он оказался неуязвимым для этого колдовства. И только он может помочь своим товарищам и расколдовать их. Для этого ему нужно угадать, во что превращен каждый из вас.

Однако, есть еще одна особая карточка – с надписью «Крокс». Тот, кому она достанется, будет тграть роль чародея. Крокс может выдать себя за любой предмет и запутать Неуязвимого непонятными движениями или звуками.

Если же все-таки Неуязвимый догадается, что перед ним Крокс, и впрямую спросит об этом, то чары рассеются и все участники освободятся.

6. Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Цель: дать возможность участникам оценить свои способности в восприятии и понимании другого человека, увидеть возможные ошибки восприятия образа, которые возникают из-за влияния эмоций и особенностей мышления, а также получить обратную связь о том, какими их видят другие, расширить своё поле восприятия.

Инструкция: доброволец выходит в круг, который будет «смотреться в зеркало». Задача этого участника – только по отражению в «зеркале» (в двух), определить, кто из участников группы подошел к нему сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить ему, кто находится за его спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее, оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его по имени.

Вопросы: кому понадобилось меньше всего зеркальных отражений, чтобы определить, кто находится за спиной? В чем секрет такой прозорливости?

7. Рефлексия

Обмен участников тренинга впечатлениями и эмоциями от проделанной работы. Что больше всего понравилось, и что нового узнали в процессе тренинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)

Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереоти...

Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя

Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)

Программа призвана  приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....

Социально-психологический тренинг для подростков "Пойми себя"

Тренинг «Пойми себя» предназначен для юношей и девушек 9-11 классов. Особенности возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инсти...

Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).

Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного  развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в  развитии социального интеллекта. Им важно...

Рабочая программа психологического кружка для старшеклассников "Помоги себе сам" 8-11 классы

. Настоящая  Программа составлена  на   основе авторской   программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей  потенциал ...

"Психологические причины неуверенности в себе"

В материале раскрываются различные причины неуверенного поведения....