Главные вкладки

    Методическая разработка деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу"
    методическая разработка по психологии по теме

    Челбогашева Екатерина Алексеевна

    Деловая игра позволяет имитировать профессиональную деятельность, ее участники оказываются в условиях, которые близки к реальным, и имеют возможность объективно оценить свои силы и знания. Целью деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу" является создание условий для формирования у студентов навыков эффективного поведения при поиске работы. Студенты техникума знакомятся  с элементами процесса отбора персонала, осваивают приемы и методы самопрезентации, получают знания о прохождении собеседования при приеме на работу.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Собеседование при профессиональном найме на работу

    Цель игры:

    Создать условия для формирования у студентов навыков эффективного поведения при поиске работы средствами деловой игры.

    Задачи:

    1. ознакомить студентов с элементами процесса отбора персонала;
    2. освоить приемы и методы самопрезентации;
    3. обучить правилам написания резюме;
    4. дать представление о прохождении собеседования;
    5. показать необходимость четкого и точного описания работы для адекватного определения требуемых характеристик сотрудника;
    6. научить проводить отборочное собеседование;
    7. дать представление о необходимых этапах процесса приема на работу.

    Количество участников: 9 - 12 человек

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Участники игры:

    В качестве работодателей, соискателей и экспертов: студенты 3 курса очного обучения ГОУ СПО «Таштагольский горный техникум» специальности «Гостиничный сервис»

    Ход занятия:

    1. Организационный момент
    2. Ведущий рассказывает о целях и задачах игры и представляет участников
    3. Основная часть. Деловая игра «Собеседование при профессиональном найме на работу»
    4. Подведение итогов занятия.

    Ход игры

    1. Объявление (приложение Г).
    2. Показ фильма об отеле «Снежный»
    3. Работодатель выступают перед соискателями с представлением имеющихся вакансий
    4. Соискатели идут на собеседование
    5. Кадровая комиссия проводит собеседование с каждым из пришедших соискателей лично.
    6. Кадровая комиссия делает выбор в пользу того или иного соискателя и обосновывают свой выбор, выступая перед группой.
    7. Эксперты оценивают работу кадровой комиссии отеля при собеседовании.

    Описание игровой ситуации:

    Игра представляет собой моделирование процессов, возникающих при приеме на работу. Участники игры исполняют роли сотрудников организации, принимающих на работу, и претендентов на вакантные должности.

    В отель  «Снежный» требуется администратор.

    На роль директора фирмы выбирается наделенный лидерскими задатками студент. Он вместе с группой решает, какую фирму они будут открывать (важно, чтобы интересы совпадали). Он же выбирает себе двух помощников — секретаря и двух сотрудников фирмы (старшего администратора и менеджера по персоналу). Трое студентов играют роль соискателей на вакантную должность.

    Заранее дома готовятся резюме, которые обсуждаются принимающей стороной. В резюме указываются реальные биографические данные, требования к оплате труда, пожелания, знания и умения. Каждый из участников должен пройти собеседование, в котором должно проявиться умение рекламировать себя как работника на рынке труда.

    Представители организаций формируют требования к претендентам, составляют список вопросов для проведения собеседования, определяют лиц, проводящих собеседование.

    Претенденты на вакантную должность разрабатывают свою профессиональную биографию и формируют стратегию поведения на собеседовании.

    Цель каждого претендента – постараться поступить на работу в отель «Снежный», конкурируя друг с другом.

    Цель отеля – отобрать наиболее пригодного, на их взгляд, специалиста.

    Открывает занятие "директор" короткой презентационной речью, в которой рассказывает об отеле, о направлении ее деятельности, о перспективах, о кадровой политике. Показ видео ролик.

    Затем слово предоставляется менеджеру по персоналу, который рассказывает  о требуемой вакансии.

    Затем сидящие за одним столом директор, старший администратор и менеджер по персоналу приглашают желающих поступить на работу пройти собеседование. Во время собеседования на экране проектора показывается резюме соискателей. Принимающими оцениваются деловые и коммуникативные качества претендентов, их умение находить способы решения сложных проблем (приложение В). Вопросы к собеседованию тщательно продумываются (приложение Б) и заносятся в специальный бланк (приложение А).

    После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур. Кадровая комиссия совещается (5-10 мин) и принимает решение приеме на работу из числа прошедших собеседование. При этом фирма может не взять ни одного кандидата.

    Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и представитель работодателя (директор) торжественно объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.

    Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой дальнейшего трудоустройства» и т.п.

    Заключительный этап — подведение итогов. Комиссия объявляет список принятых, комментируя, чем мотивирован выбор.

    Проводится анализ игры, рассматриваются вопросы, задаваемые на собеседовании.

    Ведущий предлагает участникам игры рассказать о трудностях, с которыми столкнулись, о личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих.

    Вводное слово ведущего. Вы решили принять участие в собеседование на интересующую вас вакансию. У вас подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям о деловом стиле. Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания непосредственно при собеседовании с работодателем.

    Собеседование — это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют точной и профессиональной оценки. В ходе интервью на собеседовании надо постараться убить двух зайцев - выяснить профессиональную компетентность кандидата и понять, насколько кандидат подходит вашей компании как личность. Задача не из простых и требует особой подготовки. Прежде всего, надо понять, что вы будете оценивать, а затем уже решить как. Что вы от него ожидаете как от профессионала, какие обязанности он будет выполнять. Как можно проверить компетентность кандидата, кто и как это сделает?

    Рефлексия

    После завершения игры со всеми участниками проводится разбор ошибок, допущенных при оформлении документов и прохождении собеседования. Также отмечаются студентами наиболее успешно справившиеся с каждым заданием.

    – Сегодня мне понравилось…

    – Больше всего мне запомнилось…

    – Я бы хотел (а) отметить…

    – Я хочу пожелать учебному заведению…

    – Подобные встречи…

    – Сегодняшние студенты, как будущие специалисты…         

    Приложение А

    (обязательное)

    Бланк собеседования

    Бланк собеседования с кандидатом на должность___________________________________

    Ф.И.О._______________________________________________ Дата____________________

    Вопросы

    Ответы

    Опишите Вашу трудовую деятельность до настоящего времени

    Опишите Вашу настоящую работу

    Какие задания Вы считаете Вашими наибольшими достижениями и неудачами? Почему?

    Каковы наилучшие и наихудшие стороны Вашей настоящей работы?

    Какие задания Вы считаете легкими и трудными в работе, которую Вы выполняете?

    Каковы Ваши сильные и слабые стороны?

    Какие у Вас отношения с начальником на старой работе?

    Какие качества, по-вашему, должен иметь идеальный начальник?

    Что Вы ищите в новой работе?

    Какая сторона новой работы наиболее важна для Вас?

    Каким Вы видите себя через пять-десять лет?

    Что привлекает Вас в новой работе?

    Члены комиссии:

    Директор гостиницы        _______________                        ________________________

                                            Подпись                                                фио                

    Менеджер по кадрам        _______________                        ________________________

                                            Подпись                                                фио

    Старший администратор        _______________                        ________________________

                                            Подпись                                                фио

    Секретарь                        _______________                        ________________________

                                            Подпись                                                фио

    Приложение Б

    Вопросы, которые могут быть заданы во время собеседования при приеме на работу

    1. Почему Вы хотите работать у нас?

    2. Каким опытом, который был бы Вам полезен на этой работе, Вы обладаете?

    3. Что Вам нравится / не нравится на Вашем последнем месте работы?

    4. Какие наиболее полезные уроки Вы вынесли с предыдущих мест работы?

    5. Как Вы оцениваете свой профессиональный рост?

    6. Как долго Вы планируете работать у нас?

    7. Как быстро Вы можете войти в курс наших дел и активно преступить к выполнению своих обязанностей?

    8. Что Вы планируете делать через пять лет?

    9. Что стало Вашим самым крупным достижением?

    10. Можете ли Вы работать в экстренной и напряженной производственной ситуации?

    11. Что является Вашими лучшими чертами?

    12. Почему мы должны нанять именно Вас? 13. Расскажите, как Вы поступаете в проблематичной ситуации?

    14. Какую последнюю книгу Вы прочитали?

    15. Как долго Вы ищете работу?

    16. Почему Вы считаете, что можете претендовать на более высокую должность чем у Вас когда-либо была?

    17. Есть ли у Вас вопросы?

    18. Приходилось ли Вам обманывать?

    19. Хотели бы Вы занять место Вашего руководителя?

    20. Что Вы думаете о своем руководителе?

    21. Опишите ситуацию, когда Вы или Ваша работа были подвергнуты критике.

    22. Расскажите мне о себе.

    23. Оцените себя по шкале от одного до десяти?

    24. Вы предпочитаете работать в коллективе или в одиночку?

    25. Это замечательный ответ, а теперь чтобы я мог быть более объективен, дайте мне пример ситуации, где Вы были не столь успешны.

    26. Что является Вашей слабостью?

    27. Когда принятие решения для Вас проблематично?

    28. Можете ли Вы принять рискованное решение?

    29. Видите в моих руках блокнот? Продайте мне его.

    30. Почему Вы так мало зарабатывали?

    31. Что плохого Вы знаете о нашей компании?

    32. Что Вы можете ответить людям негативно относящимся к Вашей профессии?

    33. Почему Вы решили сменить место работы?

    34. С какими людьми Вы любите работать, а с какими нет? Можете ли Вы успешно работать с разными людьми?

    35. Я не совсем уверен, что Вы подходите для этой работы.

    Приложение В

            Критерии



    Ф.И.О

    Внешний вид (умение следить за своей внешностью)

    Грамотная речь

    Компетентность (знания, умения, навыки)

    Устойчивая психика

    Пунктуальность

    Организаторские способности

    Добросовестность в работе

    Работоспособность

    Чувство ответственности за порученное дело

    Отношение к критике

    Целеустремленность

    Чуткость и внимательное отношение к людям (их просьбам, пожеланиям)

    Опыт работы

    Состояние здоровья

    Отсутствие вредных привычек (алкоголь)

    1. Профессиональные качества:

    - высокий уровень квалификации по своей специальности;

    - владение в достаточной степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый комплекс работ;

    - хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне;

    - собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально выполнять свои функции.

    2. Личные качества специалиста:

    - находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;

    - терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени;

    - коммуникабельность, склонность к работе в коллективе;

    - опрятность, чистоплотность;

    - уравновешенность;

    - деликатность;

    - упорство в достижении цели, активность, ориентированная на получение желаемого результата;

    - готовность помочь коллегам по работе;

    - вежливость;

    - преданность своим обязанностям, умение доводить дело до конкретного результата.

    Приложение Г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

    В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

    Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"

    данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....

    Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

    Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

    Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru методической разработки "Деловые игры в обучении физике"

    Свидетельство о публикации на сайте infourok.ru методической разработки "Деловые игры в обучении физике"...

    Свидетельство о публикации на сайте издания "Альманах педагога" методической разработки "Деловые игры в обучении физике"

    Свидетельство о публикации  на официальном сайте Всероссийского образовательно - просветительского  издания "Альманах педагога" методической разработки "Деловые игры в обучени...

    Методическая разработка деловой игры «Правовой калейдоскоп» для профессий среднего профессионального образования «общеобразовательный цикл»

         Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязан...