«Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении обучающихся»
методическая разработка по психологии по теме

Вероника Эскендеровна Менситова

Материал адресован психологам, педагогам, социальным работникам, родителям по работе с детьми, испытывающими трудности  поведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupl.docx19.62 КБ
Файл tablicy.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

«Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении обучающихся» от 18.02.2013г.

Педагог-психолог Менситова В.Э.

Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек - демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики 

Подходы к психопрофилактике девиантного поведения

Как видно из вышесказанного, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий. Психологическая помощь является одним из уровней этой системы и играет в ней связующую роль. Она имеет два ведущих направления:

- психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика);

- психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного поведения подростков становятся превентивные меры по предупреждению девиации, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальные семьи.

Г.П. Бочкарёва считает, что есть:

1) семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим детям;

2) семья, где нет эмоциональных контактов между её членами;

3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.

А.Е. Личко выделяет три неблагополучные ситуации в семье

1) гиперопека различных степеней;

2) ситуация, создающая «кумира» семьи;

3) ситуация, создающая «золушек» в семье.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность воспитания, нахождение в детском доме

Коррекционная работа в подростковых и детских девиантных группах включает следующие этапы:

1. Формулировка социально-педагогической и психологической проблемы.

2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.

3. Диагностический этап.

4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.

5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.

6. Разработка программы.

7. Осуществление этой программы.

8. Контроль за ходом и эффективностью программы.

Последние три пункта найдут отражение в предложенных таблицах по работе с нарушением поведения обучающихся. В таблицах также представлены тактические методы и приемы по предупреждению и преодолению поведенческих нарушений, а также даны рекомендации педагогам и родителям.

Таблица 1. Нарушения поведения обучающихся. Причины и пути решения.

Таблица 2. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения (памятка для родителей и педагогов)

Таблица 3. Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка

Спасибо за внимание!

Педагог-психолог Менситова В.Э.



Предварительный просмотр:

Нарушения поведения обучающихся. Причины и пути решения

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ кл.руководителя

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1

Склонность к обману

Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

  1. Защитная реакция;
  2. Стремление выделиться, утвердиться;
  3. Желание фантазировать;
  4. Способ манипулирования;
  5. Стремление адаптироваться в коллективе

1.        Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;

2.        Наблюдение за ребенком;

3.        Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

  1. Не уличать ребенка в обмане публично;
  2. Не обвинять ребенка;
  3. Доброжелательное отношение;
  4. Индивидуальный подход

1.Доброжелательное отношение, установление доверия;

2.Не оставлять обман незамеченным;

3.Поиск совместных интересов, совместный досуг;

4.Применение наказания и поощрения с подробным объяснением

2

Демонстративность

  1. Проективные методики;
  2. Опросник Леонгарда;
  3. Опросник Шмишека;
  4. 16 – факторный тест Кеттела

  1. Защитный механизм против агрессии;
  2. Самоутверждение;
  3. Особенности характера;
  4. Взаимоотношения в семье;
  5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
  2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
  3. Сглаживать вспышки агрессии.
  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

1.Создание товарищеских контактов с ребенком;

2.Специальные формы поощрения;

3.Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

3

Замкнутость, необщительность

  1. Наблюдение;
  2. Социометрия;
  3. Тест Айзенка (темерамент);
  4. Кинетический рисунок семьи;
  5. ДДЧ;
  6. Тест тревожности Филлипса.
  1. Социальные условия.
  2. Особенности темперамента;
  3. Страх самовыражения

1. Доверительная беседа;

2. Создание ситуации успеха;

3. Вовлечение в коллективную деятельность;

4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха

  1. индивидуальный подход;
  2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

1.        помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;

2.        вовлечение в значимые семейные дела;

3.        больше времени уделять ребенку

4

Уход из дома, склонность к бродяжничеству

  1. проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, методика Р. Жиля);
  2. опросник Шмишека;
  3. опросник Личко;
  4. социометрические методики

1. Неблагоприятная обстановка в семье;

2. Отсутствие учебной мотивации;

3. Эмоциональная ранимость;

4. Низкая самооценка

  1. посещение на дому;
  2. индивидуальные беседы и консультации;
  3. вовлечение в классные мероприятия; общественные поручения

1.        индивидуальный подход в оценивании;

2.        повышение самооценки;

3.        развивать заинтересованность к предмету

  1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
  2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
  3. организация досуга ребенка;
  4. учитывать личностные особенности ребенка;
  5. создание семейных традиций

5

Агрессивность

  1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
  2. тест фрустрации Розенцвейга;
  3. тест руки Вагнера;
  4. незаконченные предложения;
  5. тест Басса – Дарки

1.        социальные;

2.        трудности в общении

  1. беседы,
  2. проведение игр социального характера;
  3. диспуты;
  4. семинары

1.        индивидуальный подход, изменение стиля общения;

2.        использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности

1. Учет возрастных особенностей детей;

2.  изменение стиля общения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Типы плохого поведения. В чем они проявляются и как исправить поведение ребенка


ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Цель, которую неосознанно преследует ребенок

Поведение Ребенка

Реакция Взрослых

Ответ ребенка
на реакцию Взрослых

Рекомендации
Педагога – психолога

1.Привлечь к себе внимание

Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушается

 

Обращают внимание и раздражаются

Прекращает на время, затем снова начинает

  1. Игнорировать.
  2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо

2. Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить и за это

Не показывать свой гнев и обиду

4. Продемонстрировать свою неспособность

Неспособен научиться самостоятельно навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен

Остается беспомощным

Поверить в способности и возможности ребенка

Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка

Нарушения

Проявление

Причина

Воспитательные методы и приемы

1

Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)

Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки

• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). 
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания. 
• Недостаток родительского внимания. 
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. 
• Преобладание наказаний над поощрениями

 

 

• Не ругать, не читать нотаций часто. 
• Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. 
• Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. 
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. 
• Проявлять любовь и внимание

2

Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим

гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи

• Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости. 
• Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться

• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. 
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. 
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
• Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
• Проявлять любовь 

3

Упрямство -
неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу

Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку

• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. 
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка. 
• Утверждение родительского авторитета силой

• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время, 
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. 
• Контролировать себя и свои действия

4

Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения

Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью

• Неосторожно сказанные слова членов семьи,
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• болезненное состояние. 
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. 
• Перевозбуждение нервной системы ребенка

• Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. 
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. 
• Соблюдать режим сна, питания и т. д. 
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. 
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь

5

Гиперактивность(греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы

Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)

• Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. 
• Осложнение беременности и родов, 
• Соматические заболевания в ранней детстве. 
•  Физические и психические травмы.
• Нарушения центральной нервной системы
• Стрессы и переутомление матери

• Разумно организовать распорядок дня.
• Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок. 
• Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации. 
• Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. 
•поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. 
• избегать частых наказаний

6

Замкнутость -
скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность

Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность

• Авторитарный стиль семейного воспитания.
• Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. 
• Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). 
• Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых

• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. 
• Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). 
• Проявлять ласку и любовь

7

Гнев - чувство сильного возмущения, негодования

 

 

 

 

 

 

 

Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений

• Неудовлетворение потребностей ребенка.

• Оскорбление.

• Применение принуждений и наказаний.

• Нарушение этики взаимоотношений и общения.

• Несправедливое отношение к ребенку.

• Состояние болезни

•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

• Не наказывать.

• Оставлять на время в покое.

•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева

 

 

8

Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке

 

 

 

 

 

 

(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе

 

 

 

• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.

•Соперничество между детьми.

• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.

• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.

•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка

 

• Выяснить причины драки.

• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.

•Лишать на время телевизора, компьютера.

• Давать поручения по дому.

• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.

• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.

• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.

• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей

9

Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов

• Мечта ребенка иметь заветную вещь.

• Желание сделать подарки друзьям.

•Стремление укрепить свое положение (ста-

тус) в коллективе ровесников.

•Месть родителям за невнимание, недостаток

любви к нему.

• Способ компенсации за свою безрадостную

жизнь в детском учреждении.

• Способ самоутверждения в жизни.

•Выполнение требований взрослых

 

• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.

• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.

• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.

• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.

• Не предрекать будущее.

• Не применять физическое наказание

 

10

Ложь (лживость) -  намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

• Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.

• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

•Желание доказать свое превосходство над кем-то.

• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

•Приспособление.

• Симуляция болезни

 

• Избегать запретов и наказаний.

• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.

• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.

• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

• Не лгать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты

 

 

 

 

Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины

•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне

•Потеря любимой игрушки, вещи, животного.

• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.

• Смерть родителя (родителей), других членов семьи

 

 

 

 

• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.

• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.

• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

Приёмы коррекционной работы по преодолению нарушения чтения у обучающихся школы VIII вида

В работе представлены теоретический материал о  нарушение чтения у  младших школьников  и практические приёмы коррекционной работы по его преодолению....

Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи.

О том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов....

Методы и приемы предупреждения и коррекции нарушения письма

Межполушарная асимметрия и межполушарные отношения в процессе осуществления интеллектуальной деятельности являются отражением биогенетических закономерностей формирования мозговой организации психичес...