сообщение Основные методы и приемы формирования социальной (жизненной) компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
материал на тему

Копылова Наталья Александровна

сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopylovoy_soobshchenie.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету по теме « Формирование социальной (жизненной) компетенции у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные методы и приемы

формирования социальной (жизненной) компетенции

у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Подготовила Копылова Н.А.,

замдиректора по УВР,

учитель русского языка,

 чтения и развития речи.

         

2           Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Компетентность – это готовность действовать в ситуации неопределенности

Это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.

3.         Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом личностно-ориентированного подхода и его особых образовательных потребностей.

Просмотрев еще раз ключевые жизненные компетентности, рассмотрим, где и  какими методами и приемами можно педагогам формировать определенные качества личности, и в первую очередь, такие как социальная (жизненная) компетентность для того, чтобы ребенок с ОВЗ, выпускник коррекционной школы, смог действовать в любой жизненной ситуации.

4.         Жизненная компетентность детей с ОВЗ включает развитие:

- навыков общения в различных жизненных ситуациях,

- умений и навыков практического владения выразительными движениями,

- творческих способностей, активности, самостоятельноти,

- выработку положительных черт характера,

- коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

5.       ГДЕ, через что:

  • Уроки  особенно СБО, трудовое обучение 
  • Работа специалистов службы сопровождения: соцпедагоги, педагог-психолог, логопед, дефектологи.
  • Общественно-полезный труд:  ежедневные трудовые поручения, дежурство
  • Коллективные творческие дела праздники, игровые программы и т.п
  • Воспитательские занятия  по темам СБО, ЗОЖ, , ПДД, тематические прогулки. экскурсии
  • Работа с родителями родительские собрания, разъяснительная работа
  • Работа кружков, внеурочки: воспитатели, педагоги доп. образования 
  • Повседневный обслуживающий труд  самообслуживание.
  • Внеклассная работа :воспитатели, кл. руководители

6.           Компонент «жизненной» компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.

  • Язык – речевая практика
  • Математика – практическое применение знаний
  • Естествознание – взаимодействие с миром
  • Человек – взаимодействие с людьми
  • Обществознание – взаимодействие с окружением
  • Искусство – практика ремесел
  • Физическая культура – практика ЗОЖ

7,8,9.         И  КАКИМИ МЕТОДАМИ:

10       Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогическая форма детской жизни.

 Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью. В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений.

Чаще всего можно наблюдать этот метод работы на уроках СБО, в начальных классах, а в общем-то на любом уроке.

11.      Дидактические игры: шарады, анаграммы, кроссворды, ребусы - всё это активизирует речевое мышление детей, повышает уровень креативности.

Хорошо развивает групповая игра «Карусель», когда учащиеся произвольно делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа пишет на листке один вопрос по теме, листки передаются соседям, которые отвечают на полученный вопрос и формулируют следующий. Так продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к хозяевам. Данная дидактическая игра позволяет решить сразу несколько задач: повторить изученную тему, развить речь школьников, дать возможность работать в группе, приспосабливаясь друг к другу и избегая конфликтов.

12.           Практические упражнения

Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками, т.к. сведения не подкрепленные действиями, не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни.

13.        При проведении практических работ решаются задачи воспитания:

  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности.

Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний, и чаще других их используют педагоги трудового обучения, СБО, биологии, воспитатели. Они дают возможность перевести знания в умения.

Прежде чем выполнять практическую работу, недостаточно одного объяснения педагога, нужно составить карту или схему действия. Такую работу можно увидеть, как правило, на уроках трудового обучения, когда учителя предлагают поработать с технологической картой. Использование таких карт или схем поможет выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально-бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.

14.      «Метод незаконченного предложения».

Выберете одно из предложений и запишите на листочках его законченный вариант.

  • Сегодня было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Нравится детям задание разукрасить текст (дан текст о природе, нужно вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать ребятам вывод о роли прилагательных). На одном из уроков в первой четверти я дала ученикам 5 класса текст, который они успешно украсили, добавив эпитеты, сравнения.

Речевые разминки. Например, на доске записан текст. Разминка организуется по следующим различным вопросам.

Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить дополнительные лексические значения слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов. Семиклассники на уроке развития речи «Создание словесного портрета» сделали открытие, обнаружив, что портретом называют только описание человека.

15.      Экскурсии

Экскурсии носят не только познавательный характер. Они строятся таким образом, чтобы обучающиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.

16.       Результатом проведения экскурсий является то, что обучающиеся

  • овладевают коммуникативными навыками,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

17.           Беседа

Беседа на уроках и занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируется в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождается беседа наглядным материалом. Используют в работе этот метод все педагоги школы-интерната.

18           Проекты

В ролево-игровых проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными учителем ситуациями.

 Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.  

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектомНапример: проекты «Наши увлечения», «Моя семья»  

Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Например: проекты: «Правила для учащихся и учителей» по теме «Школа». «Как мы можем защитить окружающую среду» по теме биологии «Экология»; «Улицы моего города» по теме «Мой родной город/посёлок».

19       Говоря о методе проектов как средстве формирования жизненных компетенций, можно выделит 3 аспекта:

  1. Формирование компетенций в процессе групповой работы
  2. Психологический аспект формирования (самореализованность, успешность)
  3. Формирование компетенций как следствие расширения кругозора

Использование проектов на основе интерактивных форм  деятельности детей и взрослых, интеграция детей и подростков с ОВЗ в среду здоровых сверстников  будет способствовать развитию  познавательной активности  и  формированию жизненной компетенции у детей с проблемами интеллектуального развития.

20 Содержание проекта «Словарное слово «МЕДВЕДЬ»:

1. Значение и происхождение слова «медведь»

  2. Легенды о медведе

  3. Изображения медведя

  4. «Медвежьи» фамилии

  5. Пословицы и загадки о медведе

  6. Сказки о медведе

Результаты проектной деятельности 

Формируются:

- навыки сбора информации

- навыки анализа информации

- навыки оформления работы

- навыки работы в группе

- навыки самостоятельной работы

- навыки принятия решения

21.           Внеклассная работа

Формирование социальной и жизненной компетенции обучающихся должно иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только совместная деятельность учителя и воспитателя позволит сформировать социально-бытовую компетентность детей с интеллектуальной недостаточностью.  С этой целью у нас проводятся массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, беседы по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Поэтому, можно сказать, что во многом жизнь обучающихся в школе-интернате подчинена формированию социальных (жизненных) компетенций. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.

22.         Формы работы по формированию жизненных компетенций:

 работа в группе, учебный конфликт, взаимопроверка, тренинговые занятия, проектные задания, обсуждение способов своего действия, поощрение высказывать свою точку зрения.

23. Социальная  (жизненная) компетентность проявляется в сформированности и индивидуальном развитии социальных навыков:

- способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать, умение участвовать в выработке общего решения, способность разрешать конфликты, способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

24.        На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Подготовка к самостоятельной жизни есть одна из важнейших
задач взросления, понимаемого как процесс развития личности от
социального к индивидуальному.

2.Сущность подготовки к самостоятельной жизни обучающихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида должна заключаться в формировании определенных качеств личности, и в первую очередь, таких как социальная ( жизненная) компетентность.

3. Коррекционно-педагогическая работа с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни должна иметь целостный характер.

25.         Пути реализации жизненной компетенции обучающихся в процессе обучения многообразны

Опираясь на  сотрудничество и согласие, на личное равенство педагога и воспитанника, сосредотачиваясь на потребностях ребенка, стремясь к творчеству, личностному и профессиональному росту, педагог сможет вовлечь детей в содержание обучения и сделать формирование коммуникативной грамотности результативным.

26.          В заключении:

  • Формирование  жизненной  компетенции у обучающихся коррекционной школы  длительный процесс.
  • Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет педагог, создана ли система работы по формированию жизненной (социальной) компетенции, сформирована ли мотивация обучения у обучающихся.

 Добавим к сказанному:

Методы и приемы формирования ключевых компетенций

К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенции относятся:

1) обращение к прошлому или только что сформированному опыту учащихся;

2) открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция учащихся;

3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

4) дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;

5) ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

6) проектная деятельность (исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты, имеющие жизненный контекст)

7) кейс-метод

8) технология развития критического мышления

Методы формирования информационной компетенции

Поиск и сбор информации:

  • задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
  • задания с избытком информации;
  • задания с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).

Обработка информации:

  • задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
  • составление планов к тексту;
  • подготовка вопросов к тексту;
  • составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
  • задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
  • задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:

  • подготовка докладов, сообщений по теме;
  • подготовка плакатов, компьютерных презентаций к учебному материалу;
  • подготовка «учебных пособий» по теме;
  • подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

Комплексные методы:

  • составление и защита рефератов (включая составление плана, выводы, оформление библиографии);
  • информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
  • учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
  • выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

Методы формирования коммуникативной компетенции

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  • выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Методы формирования кооперативной компетенции

Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:

  • фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (напр., в парах) - при условии его систематического использования и наличии элемента проблемности в задаваемых вопросах;
  • индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся (например, комплексное задание, требующее использования информации, распределенной по нескольким учащимся или рабочим группам. Чтобы выполнить задание целиком, учащиеся или группы должны объединить свои усилия и сложить имеющиеся у них фрагменты информации в единую систему);

Практически все методы и приемы в рамках групповой работы:

  • самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны требовать моменты сотрудничества между учащимися);
  • лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (должны включать моменты самостоятельного группового планирования и группового самооценивания);
  • групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
  • групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
  • ролевые и деловые игры;
  • любые варианты «технологии работы в группах сотрудничества» .

Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:

  • индивидуальные проекты любого типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;
  • индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.

Методы формирования проблемной компетенции

  • Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.
  • Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи).
  • Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.
  • Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция.
  • Проблемно-модельное обучение — моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации, имитационно-деловые игры.
  • Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки.
  • Решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения.
  • Учебные задачи с избыточным условием.
  • Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации.
  • Метод кейсов (решение ситуационных задач) Представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдается кейс — пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания.
  • Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты.
  • Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.
  • Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Доклад "Формирование исторических понятий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

У обучающихся с нарушением интеллекта особенности исторических представлений проявляются в их фрагментарности, неточности, часто бывают искажены, быстро забываются школьниками. Поэтому в образовательн...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Материалы для формирования каллиграфических навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Большие трудности при овладении навыками письма отмечаются у детей с отклонениями в развитии на начальном этапе обучения в школе. Связано это, прежде всего, со становлением произвольных движений в раз...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка".

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Приемы формирования орфографической зоркости у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка"....