Программа допризывной подготовки
рабочая программа по психологии (9 класс)

Федорова Елена Михайловна

Программа по формированию толерантного поведения, духовно-нравственных качеств подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_12.doc998 КБ

Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

         

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

Раздел I. Паспорт программы.                                                       стр.

Раздел II. Информационная справка.                                               стр.

Раздел III. Пояснительная записка к программе                                стр.

Раздел IV. Содержание программы:

4.1. Механизм реализации целевых установок

4.2. План мероприятий

4.3.Структура взаимодействия.                                

4.4.Управление и кадры                                                

Раздел V. Приложение:

  1. Научно-методическое сопровождение

 программы.                                                                         стр.

  1. Мониторинг результативности реализации

     программы                                                                                      стр.

Паспорт программы

Наименование программы:

Программа допризывной подготовки учащихся МОУ лицей №2.


«12 ШАГОВ»

Направление программы:

Формирование толерантного поведения  допризывной молодежи

Основание для разработки программы:

  1. Стратегия модернизации российского образования  на период до 2010 года.
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»     от 10.07.92 г.
  1. Федеральная программа развития образования приложение к федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000г № 51-ФЗ).
  2. Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки. № 9, май 2006 г.// «Программа Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  3. Федеральный Закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (1998);
  4. Федеральный Закон «Об обороне»,

приказ Министерства образования РФ «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы» (03.05.91);

  1. Постановление Правительства Российской Федерации №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (31.12.99);
  2. приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования  РФ «Об организации военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации» (18.08.2000);
  3. городская межведомственная программа «Молодежь города Нижневартовска на период 2006-2008 гг.»;
  4. Школьная целевая «Программа военно-патриотического воспитания на 2005-2008 гг.»;

Разработчики Программы 

Федоровае Е.М. педагог-психолог

Цели:

формирование у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

  1. разработать календарно-тематическое и методическое обеспечение;
  2. разработать индивидуальный ремейк-маршрут личностного развития допризывника с целью преемственности военкомата с МОУ лицей №2 в создании единой системы динамики личностной подготовленности, психологического здоровья допризывников;
  3. формировать нравственно-психологические  качества гражданина, необходимые для прохождения военной службы;
  4. воспитывать патриотизм, уважение к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным силам;
  5. изучать  основные положения Всеобщей декларации прав человека;
  6. развивать чувство собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
  7. развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  8. развивать социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  9. поддерживать взаимодействие с семьей по формированию толерантного поведения и обучению конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

Количество часов освоения программы:

36 академических часов

Сроки и этапы реализации:

Организационный (базовый) этап:2007г.

Этап реализации (основной ) этап:2007-2008г.г.

Итоговый (завершающий) этап:2008-2009г.г.

Разделы программы:

РАЗДЕЛ 1: Тематическое планирование.

РАЗДЕЛ 2: Содержание программы

Ожидаемые конечные результаты:

Формирование толерантного поведения у допризывной молодежи, развитие психологических качеств, необходимых для успешного прохождения воинской службы.

Система организации контроля за исполнением

Мониторинг мотивационно-потребностной сферы, развитие толерантного поведения допризывника.


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №2 Юридический адрес: 628605

г. Нижневартовск,  ул. Омская , 66 а 

Ханты -Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область

Телефоны: 46-57-59

Тел./факс: (3466) 46-54-68

Электронная почта:

  Электронная почта 2:  

Получатель: ИНН 8603033280

УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИНАНСАМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.Нижневартовск

(МОУ лицей №2 л/с 006020280)

Банк получателя: РКЦ Ханты-Мансийск

г.Ханты-Мансийск

БИК: 047162000

р/сч 40204810200000000016

Год основания образовательного учреждения – 1989.

(1989- 2006 год – наименование учреждения – МОСШ №28)

Директор школы –

Фарберова Т.Р.

Информационная справка

 

Ф.И.О.

Федорова Елена Михайловна

Год рождения:

1971

Образование:

высшее, окончила Нижневартовский педагогический институт в 1994году, Московскую государственную Академию в2004г.

Квалификация:

Педагог-психолог, психолог-практик в социальных системах

Категория:

первая

Стаж работы в образовании:

18 лет

Стаж работы в МОУ лицей №2

2 года

Нагрузка:

34 учебных часа

Классы:

9-10 классы

Методическая тема:

Активизирующие методы и технологии в развитии  мотивационно-потребностных устремлений в жизненном и профессиональном самоопределения старшеклассника.

Тема научного исследования:

Формирование толерантного поведения допризывника.

Публикации:

------

     

        Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

       Социологические исследования призывников в ряде областей Приволжского, Уральского военных округов показали, что

 70 % из них заявили о ненужности воинской службы, свыше 35 % о готовности покинуть Родину, каждый второй считает, что ушли в прошлое и лишены смысла такие понятия, как воинский долг, честь, патриотизм.

  Знания природы готовности молодежи к военной службе, защите своего Отечества, а также условий ее формирования в процессе военно-патриотического воспитания как комплекса личностных качеств и как цель военно-патриотического воспитания имеют неоспоримо важное значение для создания системы военно-патриотического воспитания на всех уровнях с целью подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном поприще.

Понятие готовности к защите отечества имеет конкретно-исторический характер, органически связанный с социальными переменами в стране, а также с крупномасштабными научно-техническими преобразованиями в военном деле, с изменениями характера ведения войн и психологии их участников.

Таким образом, готовность к военной службе – емкое сочетание сформированных личностных качеств, которое предполагает в основе своей готовность к защите Родины даже ценой своей жизни.

  Проблемы личностного роста имеют для нас значение с практической точки зрения. Поэтому наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности допризывника через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды и быть терпимыми к взглядам других.

     Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

     Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества- значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

    В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо

обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

  1. воспитание в духе и социальных контекстах.

Анализ исторического опыта по подготовке молодежи к военной службе в России, требований современного общевойскового боя и боевых уставов Российской армии, а также исследований российских и некоторых зарубежных военных специалистов позволяет определить общие, основные черты готовности к защите Отечества. Она представляет собой систему развития личностных качеств,  в основе которых находятся морально-психологические,  а также способность к актуализации и мобилизации их в чрезвычайных, экстремальных условиях. Ядром данной системы является морально-психологическая готовность к военной службе. Как показывают результаты исследований, ее степень зависит от сформированности наиболее важных и необходимых качеств для выполнения воинского долга, а именно:

любицВ научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящийся к позициям и ценностям других людей.

        Одна из главных задач предлагаемого курса программы- сделать понятие «толерантность» близким и ясным для  старшеклассника. Она решается через ознакомление их не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме  семинаров, используется групповой «мозговой штурм» и технология модерации по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

       Важной темой курса является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключается основные различия между толерантной и интолерантной личностями.

      Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и « толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрывается суть «инаковости», отличности от других. Три занятия курса посвящены формированию у старшеклассников толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Учащиеся допризывного возраста должны осознать, что позитивное отношение к себе, адекватное понимание себя, формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций, развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях и умений преодолевать жизненные трудности является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

     Кроме того, в курсе ставится важная проблема «границ» толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие  жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы – все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе.

Важной целью программы является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации.. 

Основными задачами определяющими нашу цель является:

  1. Разработка календарно-тематического и методического обеспечения;
  1. Создание индивидуального ремейк-маршрута личностного развития допризывника с целью преемственности военкомата с МОУ лицей №2 в создании единой системы динамики психологической подготовленности, здоровья допризывников;
  2. Формирование нравственно-психологических  качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
  3. Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным силам;

других;

  1. Развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  2. Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  3. Поддерживать взаимодействие с семьей по формированию толерантного поведения и обучению конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

    Изучение  основных положений Всеобщей декларации прав человека;

  1. Развитие чувста собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

При реализации занятий использовались следующие принципы: 

  1. Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей подростка в процессе обучения.
  2. Доступность – подача психологической информации с учетом возрастных особенностей.
  3. Целенаправленность соответствие результатов определенной цели.
  4. Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт старшеклассников
  5. Результативность – овладение навыками и  умениями.

      Таким образом, объектом нашего исследования будет формирование толерантного поведения у допризывной молодежи. Учитывая данные аспекты мы выдвигаем гипотезу: что для формирования толерантного поведения у молодежи необходима  система активизирующих методов и технологий:

  1. Психологические:
  1. социально-перцептивные
  1. ситуационные
  2. импровизационные
  3. моделирующие и ролевые игры
  4. когнитивные и экспрессивные методы
  5. упражнения, предполагающие обратную связь
  6. обмен чувствами
  7. техники присоединения
  8. обсуждение притч и басен, метафор и кинофильмов
  9. психогимнастика
  10. тренинговые упражнения

2. Педагогические:

  1. технология модерации
  2. проблемно-поисковые
  3. индуктивные методы
  4. методы самостоятельной работы
  5. групповые технологии

Принципы групповых технологий

  1. Предоставление старшеклассникам полной информации о работе группы: ее целях,  задачах, планируемой работе, требованиях,  предъявляемых к участникам.

             2.Конфидициальность.

                   3.Принцип добровольности.

              4.Обеспечение психологической и физической безопасности  

         участников группы.

Структура занятия

                 Каждое занятие состоит из трех частей:

         Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие  

               активизации участников группы, созданию непринужденной,

                доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

         Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции,

                    игры, упражнения, задания, просмотр кинофильмов,

                            обсуждение притч, сказок и басен, помогающие понять и

                                усвоить главную тему занятия.

         Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями. мнениями, поговорить о своем настроении.

Цели занятий

  1. Ознакомить старшеклассников с понятиями « толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и   нетерпимости, показать значение толерантного  

         поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных  

          жизненных сферах.

  1. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развивать у себя качества толерантной личности.

  1. Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы   толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие»

Организационный этап

Сроки

Организационно-педагогические мероприятия

Ответственный

Декабрь  2009

Тестирование  допризывников «Толерантное поведение», анкетирование «Отношение к службе». Анкетирование классных руководителей «Знаете ли вы юношескую психологию?»

Педагог-психолог

Январь 2010

Разработка концепции программы «12 шагов»

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, учитель ОБЖ

Февраль  2010

Создание ремейк -маршрута личностного развития допризывника.

Педагог-психолог

Март 2010

Заседание Совета старшеклассников по обсуждению проекта программы, анализу реализации программы.

Заместитель директора по воспитательной работе

Апрель 2010

Создание банка  видеофильмов по проблемам формирования толерантного поведения допризывной молодежи.

Педагог-психолог, учитель истории

Май 2010

Подбор художественных текстов по тематике духовно-нравственного развития (притч, афоризмов, басен, метафор, сказок), развития мотивационно-потребностной сферы допризывника

Педагог-психолог, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы.

Основной этап

Сроки

Мероприятие

Ответственный

1 раз в квартал

2011

Родительские собрания по темам «Только тот мужчина…». «Круглые столы»– обсуждение кинофильмов с родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог

Ежегодно 2010-2011

Проведение праздника «Посвящение в мужчины»

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог , учитель по ОБЖ

Ежегодно

  «Круглые столы»– обсуждение кинофильмов с допризывной молодежью.

Педагог-психолог

Ежегодно

Издание информационных буклетов по тематике уроков. Внедрение электронной программы с методиками, разработанными  НПФ «Амалтея» по изучению индивидуальных особенностей подростка.

Педагог-психолог, заместитель директора по использованию информационных технологий в ОУ

Ежегодно

Система психолого-педагогического сопровождения и проведение БОС уроков с допризывной молодежью.

Педагог-психолог

Ежегодно

 Заполнение ремек-маршрутов личностного развития допризывника

Допризывник, педагог-психолог

Заключительный этап

Сроки

Мероприятие

Ответственный

Апрель-Май 2013

Мониторинг качества реализации программы. Ремейк-маршрут личностного развития допризывника.

Педагог-психолог, социальный педагог

Публикации в СМИ, открытие школьного сайта для родителей по темам формирования толерантной культуры подростка в семье.

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог

Психологическая готовность к военной службе

Педагог-психолог, учитель по ОБЖ

Структура управления

ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ.

СИСТЕМА РАБОТЫ

    Физическая подготовка

План мероприятий по развитию физических способностей учащихся, спортивно-оздоровительные мероприятия

Отражение результатов физической подготовленности учащихся на  специальном стенде

(приложить нормативы физической подготовленности)

     Учебная деятельность

(Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»)

     Реализация программы  

    предпрофильной подготовки

    (оборонно-спортивный  

    профиль)

Кружок «Юный стрелок»

    Строевая подготовка

Организация строевой подготовки членами клуба с учащимися начальной школы  и среднего звена

     Военно-патриотическое  

     воспитание

Деятельность в гражданско-патриотическом клубе «Поиск» (Программа гражданско-патриотического клуба «Поиск»), реализация программных мероприятий  по патриотическому воспитанию в рамках школьной целевой программы

Сохранение и укрепление здоровья

    Медицинское  

     освидетельствование и

     медицинское обследование

-медицинские осмотры

-организация работы с родителями по получению рекомендаций узких специалистов

    Проведение лечебно-

     оздоровительных

      мероприятий

-занятия в кабинете «БОС-здоровье»

-курс лекций по гигиеническому, половому воспитанию






           Психологическое

           сопровождение






Программа психологического сопровождения:

- тестирование по эл.программе «Амалтея»,

«Матрос-софт»

-занятия

-создание ремейк-маршрутов личностного развития

-индивидуальные и групповые консультации родителей и учащихся

- просмотр художественных фильмов

Социальная активность, система дополнительного образования

           Развитие системы  

          дополнительного

          образования через  

           развитие

          военно-прикладных видов  

          спорта

Организация работы объединений дополнительного образования спортивной направленности:


-тренажерный зал ( спортивный клуб «Позитив»);

-общефизическая подготовка;

-парашютный спорт;

- спортивная радиопеленгация;

-туристический клуб;

-кружок «Юный стрелок»;

-автодело

            Система работы с  

             родителями

-просветительская деятельность в области воинской обязанности;

-индивидуальные консультации психолога, преподавателя ОБЖ;

-проведение совместных мероприятий


Направление

Показатель

Шкала

Удовлетворенность родителей качеством

психологического сопровождения допризывной  молодежи

Развитие мотивационно-познавательной сферы в совместных мероприятиях лицея

Результаты анкетирования

 Качество проведения

занятий

Развитие мотивационно-познавательной сферы, психологическая готовность,

по результатам  анкет, смотров-конкурсов,

участие в различных формах военно-патриотической деятельности: занятия в объединениях дополнительного образования военно-прикладной направленности

Коллектив и общество

Отсутствие правонарушений  среди воспитанников  лицея

4 балла - отсутствуют факты  правонарушений.

3 балла -1-2

2 балла-3-4

1 балл- 5-6

0  баллов – более 6

Уровень воспитанности учащихся

Повышение показателя


Методика определения уровня воспитанности по В.П.Третьякову

Уровень  культурологических стремлений учащихся

Повышение показателя

Методика определения культурологических способностей иО.В. Овчарова

Уровень толерантости

учащихся

Повышение показателя


Методика определения культурологических способностей и толерантности поведения  Доровской А.И.

Степень  личностных нарушений  подростка, возможные их причины

Отсутствие антитолерантности   в поведении

Электронная программа методик, разработанная НПФ «Амалтея»

Система работы с родителями:

-просветительская деятельность в области воинской обязанности;

-индивидуальные консультации психолога, преподавателя ОБЖ;

-проведение совместных мероприятий

Социальная активность, система дополнительного образования

развитие системы дополнительного образования через развитие военно-прикладных видов спорта:

-тренажерный зал ( спортивный клуб «Позитив»);

-общефизическая подготовка;

-парашютный спорт;

- спортивная радиопеленгация;

-туристический клуб;

-кружок «Юный стрелок»;

-автодело.

Сохранение и укрепление здоровья

медицинское освидетельствование и медицинское обследование:

медицинские осмотры

-организация работы с родителями по получению рекомендаций узких специалистов

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий:

-занятия в кабинете «БОС-здоровье»

-курс лекций по гигиеническому, половому воспитанию

психологическое сопровождение:

-тренинги

-создание индивидуальных карт развития

-индивидуальные и групповые консультации родителей и учащихся

военно-патриотическое воспитание:

деятельность в гражданско-патриотическом клубе Поиск», реализация программных мероприятий  по патриотическому воспитанию в рамках школьной целевой программы

Строевая подготовка:

организация строевой подготовки членами клуба с учащимися начальной школы  и среднего звена

Подготовка граждан к военной службе (Система работы)

Учебная деятельность (Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»)

Реализация программы предпрофильной подготовки (оборонно-спортивный профиль)

Физическая подготовка:

план мероприятий по развитию физических способностей учащихся, спортивно-оздоровительные мероприятия

Отражение результатов физической подготовленности учащихся на  специальном стенде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

допризывная подготовка старшеклассников

План проведения учебных сборов, инструктажи с обучающимися ...

допризывная подготовка старшеклассников

План проведения учебных сборов, инструктажи с обучающимися ...

Допризывная подготовка в рамках предмета ОБЖ и использование мультимедийных презентаций.

В статье рассматривается опыт работы педагога по подготовке к службе в армии с помощью ИКТ через элективный курс в 9 классе, уроки ОБЖ в 10-11 классах....

Программа добровольной допризывной подготовки казачьей молодежи, 10 – 11 класс

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, причём каждый год включает 35 учебных часов. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. В данной программе заложен большой вос...

Программа по Допризывной подготовке

Сложившееся сегодня международная обстановка ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинирова...

программа по допризывной подготовке молодежи

Программа  поможет сформировать комплекс нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического обеспечения системы допризывной подготовки обучающихся общеобразовательного у...

программа по допризывной подготовке обучающихся

Программа поможет  организовать допризывную подготовку молодежи...