Психологический анализ урока
методическая разработка по психологии по теме

Светлана Ивановна Богатырева

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной  деятельности, развитию внимания, памяти и т. д.

В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, речь, эрудиция, эмоциональность, поведение, отношение к детям)Психология учения

(деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока.     

 Дата____________________ Предмет___________________

 Ф.И.О. учителя_____________________________________  Класс____________

 Тема урока_________________________________________________________

Показатели реализации психологического потенциала урока.

Оценка

Примечание

1.Развитие внимания

Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке.        

На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения

внимания.

Изложение учебного материала(образность, эмоциональность, смена интонации, новизна речевой формы) способствовало поддержанию интереса на уроке.

Темп ведения урока способствовал поддерживанию внимания на уроке.

Смена видов деятельности способствовало  сосредоточению внимания учеников.

На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся.

2. Развитие памяти

На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной)

На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти уч-ся, использовались сочетание видов памяти.

3.Организация мыслительной деятельности.

Цель и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности уч-ся.

На уроке формировались навыки самоконтроля самооценки мыслительной деятельности уч-сz

На уроке имело место различные виды мышления (практически-действительное, наглядно-образное, словесно-логическое)  

Мыслительная деятельность уч-ся способствовало росту их интеллектуального уровня.

Учитель формировал у учащихся  умение выделять главное в учебном  материале.

На уроке учитывались индивидуальные  и интеллектуальные  особенности уч-ся

На уроке использовались проблемные задания.

На уроке была создана творческая атмосфера

4.Нравственное значение урока

Взаимодействие учителя и ученика на уроке доброжелательное

Учитель развивает у учеников установку на сотрудничество и взаимопонимание

На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера

На уроке осуществлялся личностно ориентированный подход

Оборудование, оснащение, эстетическое  оформление урока способствовало воспитанию культуры труда.  

5. Гигиеническая оценка урока

Учитель эффективно использовал наиболее продуктивное время урока.

Поведение уч-ся на уроке соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры.

Работе уч-ся на уроке не мешали дополнительные раздражители.

Классная комната соответствовала гигиеническим нормам (класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников).

                              Общая оценка урока

Ознакомлен -  Учитель: _______________________                                      Педагог- психолог: Богатырева С.И. _______________

Психологический анализ урока.

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опытных педагогов с точки зрения того, как он помогает созданию условий для эффективной умственной  деятельности, развитию внимания, памяти и т. д.

В целом при психологическом анализе урока следует выделить три основных звена: психология учителя (деятельность, ум, речь, эрудиция, эмоциональность, поведение, отношение к детям)Психология учения

(деятельности детей) и эмоциональная связь между учителем и учащимися.

Психологический анализ включает в себя следующие элементы:

- характеристику познавательных процессов: восприятия, осмысления,

   закрепления, внимания, памяти, мышления.

 

- характеристику качества усвоения знаний: работу над понятиями,

  выделение главного, усвоение теории и его связь с практикой,

  формирование убеждений, точность знаний,

- характеристику интеллектуальной атмосферы урока: насколько правильно

  побуждал учитель к активному мышлению всех  учащихся, как развивались

  познавательные интересы, удовлетворялась любознательность, ставились и

   решались познавательные проблемы, как использовались коллективные

  формы труда, умение думать вместе, спорить, доказывать и т. д.

 

- характеристику эмоциональной атмосферы урока : каким было настроение

  учащихся, как поддерживалось мажорный тон урока, как обеспечивались

  положительные эмоции для воспитания интереса к учению, формирование

  ответственности за свою работу, насколько заинтересован, влюблен в свою

  работу учитель, как эмоциональность урока влияло на  работоспособность

  учащихся;

- характеристику развития учащихся в процессе обучения : какие умения и

  навыки были ими приобретены или закреплены, какие познавательные силы

  и способности при этом развивались, какие нравственные качества

  воспитывались (в первую очередь ответственность, трудолюбие, воля).

    Такой психологический анализ урока сложен и требует постепенного внедрения в практику: сначала анализ посвящен характеристике познавательных интересов, потом качеству усвоения знаний, затем характеристике познавательной атмосферы урока и т. д.



Предварительный просмотр:

Общая оценка урока:

 

Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся. Урок начался с грамотной мобилизации внимания учащихся, которые быстро включились в познавательную деятельность.  Этапы урока   были объединены основной дидактической целью – исследование проблемы  образования родственных слов   и систематизация знаний детей по проблеме. Упражнения, используемые на уроке, помогали реализовать данные дидактические цели. Содержание материала соответствовало уровню знаний детей и программе.  (учителя  И.О.)    умело  снижала уровень трудности учебного задания настолько, чтобы ученик смог с ним справиться. Переживание успеха закреплялось, а затем уровень трудности повышался до нормативного. Тема урока не сообщалась детям заранее, а родилась в результате поиска исследования. Ученикам был дан ключ (картинки ) к этому поиску, с помощью которого дети могли свободно вступать в диалог с учителем.(учителя  И.О.)  умело задавала вопросы и слушала ответы, отвечала на вопросы, проявляла чувство такта и чувство юмора. Поэтому степень познавательной активности учащихся  на уроке  была высокая. Повышение мотивации учебной деятельности ученика обеспечивается оценкой учителя. Оценка выражалась различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, тон голоса, похвала ).  

 На уроке использовались  элементы задачного подхода; учитель подавал себя как «сомневающийся» человек, поэтому детям приходится делать открытия самим.   Учитель  распределяла  внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками. Все это способствовало творческому проявлению  учащихся. Развивающая функция урока выражалась в умении учителя формировать на уроке межличностное общение: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик - учащиеся. Учитель обеспечил правильное восприятие учебного материала всеми учениками. Восприятие организовывалось  так, чтобы ученик не просто смотрел, но и видел, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью.

Содержание урока по объему и методам соответствовало возрасту учащихся и уровню их развития.

Педагог – психолог: Богатырева С.И. ________

                                                                 Учитель:  . _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Ступеньки»Тема урока: «Графический диктант»Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.На уроке присутствовали:педагог-психолог Кузнец...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...

Психологический анализ урока по русскому языку

Психологический анализ урока по русскому языку...