Психологический анализ урока объединения "Ступеньки"
материал по психологии на тему

Кузнецова Мария Викторовна

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

Психологический анализ урока

Объединение «Ступеньки»

Тема урока: «Графический диктант»

Педагог дополнительного образования: Новикова О.В.

На уроке присутствовали:

педагог-психолог Кузнецова М.В.

Заместитель директора по УВР  Кожевникова О.В.

Цель анализа урока: провести экспертизу урока для обоснования увеличения продолжительности занятий педагогу дополнительного образования Новиковой О.В. до 1 часа.

Самоорганизацию педагога:  с самого начала занятия педагогом был установлен психологический контакт с обучающимися. Педагогом была организована познавательная деятельности обучающихся: организация восприятия и наблюдения, организация внимания. Уровень умственного развития обучающихся соответствует программным требованиям.

 

Стиль деятельности педагога. Демократический стиль в общении: учет возрастных и индивидуальных особенностей психики обучающихся при организации ориентировки и введении учебного материала; получение “обратной связи” непосредственно в момент введения учебного материала, варьирование методических приемов и средств в зависимости от психических состояний учащихся, устранение влияния отвлекающих внимание учащихся факторов. Педагогом на высоком уровне проводится организация познавательной деятельности обучающихся. В работе педагог также  учитывает  возрастные особенности обучающихся.

Содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения: адекватное соотношение нагрузки на память обучающихся и их мышление, оптимальное соотношение воспроизводящей деятельности учащихся.

 

Продемонстрирована помощь обучающимся в освоении материала в виде простого переспрашивания, одобрения, стимуляции, вопросов, помогающих осознать основания своих действий, наводящих вопросов, подсказки, совета действовать определенным способом,  демонстрации действием с просьбой повторить, экспериментального обучения (в индивидуальной форме, когда все остальные заняты какой-то самостоятельной работой). Существует объективная необходимость увеличить  количество времени на индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Педагогическое стимулирование: похвала, одобрение с подчеркиванием реального продвижения, использование положительного воспитательного потенциала детской группы; ориентировка на систему завтрашних возможностей (“зону ближайшего развития”) в организации учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с обучающимися на этапе контроля и оценки их знаний: позитивные оценочные высказывания, стимулирующие познавательную активность, вызывающие положительные эмоции у обучающихся, свидетельствующие о заинтересованности педагога в учебных успехах каждого; объективные оценки результатов деятельности обучающихся с учетом их потенциальных возможностей.

Приемы организации процесса внимания педагогом:

  • подбор разнообразных, интересных заданий, допускающих вариативность деятельности;
  • обеспечение дифференцированного обучения и индивидуального подхода к обучающимися;
  • учет их потребностей и интересов;
  • положительное эмоциональное подкрепление познавательной активности обучающихся;
  • структурирование учебного материала;
  • четкая постановка целей деятельности, обеспечение условий введения средств их достижения.

Обучающиеся продемонстрировали сосредоточенность на объекте, сопротивляемость внешним раздражителям. Темп работы педагога ускорен в связи с недостаточностью продолжительности урока (всего на занятие отводится 30 минут), что не соответствует особенностям развития нервной системы обучащихся.

 

Индивидуальные особенности мышления обучающихся:

Критичность: активный поиск новых знаний и способов познания действительности и решения задач, обнаружениие, исправлении и последующем учете ошибок; запрашивание и принятии дозируемой помощи в случае возникновения тупиковой ситуации.

Глубина: выделении существенных, инвариантных признаков и отношений изучаемых объектов; способности к содержательному обобщению.

В целом педагогом были продемонстрированы: спокойное, ровное отношения к обучающимся, к предстоящему уроку, без аффектации или демонстрации раздражительности и прочих отрицательных эмоций с самого начала урока. Эмоциональное реагирование на учебный материал и правильное оценивание педагогических ситуаций на уроке.

 

Заключение

По результатам психологического анализа урока рекомендуем увеличить продолжительность занятий педагогу Новиковой О.В с 30 до 60 минут.

Основание:

·         Объективная необходимость увеличить  количество времени для индивидуального подход к каждому обучающемуся с целью выработки индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.

·         Темп работы педагога ускорен в связи с недостаточностью продолжительности урока (всего на занятие отводится 30 минут), что не соответствует особенностям развития нервной системы обучающихся. Возрастные особенности обучающихся позволяют увеличить продолжительность занятий до 60 минут.

·         В связи с увеличением продолжительности урока у педагога появится возможность качественнее проработать задания.

·         Поскольку занятия проходят в игровой форме с частой сменой деятельности, увеличение продолжительности урока позволит неспешной перестройки детей с одного вида деятельности на другой.

·         У обучающихся появится возможность отрефлексировать различные виды деятельности, что предусмотрено программой, по которой проводятся занятия.

·         У педагога появится возможность не задерживать занятия с целью быстро доделать то, что не успели по плану урока.

·         Занятия проводятся в утреннее время, когда дети еще бодры и активны, что, в свою очередь, позволяет увеличить продолжительность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon psikhologicheskiy_analiz_uroka_obedineniya_stupenki.pdf469.16 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический анализ урока

Психологический анализ урока крайне необходим для обучения молодых учителей умению видеть и понимать класс, изучать учащихся, поддерживать с ними постоянный контакт. Такой анализ очень важен и для опы...

психологический анализ урока

Презентация   "Психологический анализ урока"...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Психологический анализ урока Объединение «Жемчужина» Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Жемчужина»Тема урока: «Изготовление поделки из бумаги: квиллинг»Педагог дополнительного образования: Афанасьева Н.В.На уроке присутствовал...

Психологический анализ урока Объединение «Художественная фотография»

ГБОУДО ЦДТ «Свиблово»Психологический анализ урокаОбъединение «Художественная фотография»Тема урока: «Разбор творческих работ. Обработка и печать фотографий.»Педагог дополнительного образования: Зайцев...

психологический анализ урока

Данный материал использую при подготовке и анализе урока...

Психологический анализ урока по русскому языку

Психологический анализ урока по русскому языку...