Программа внеурочной деятельности «Мир детства»
рабочая программа по психологии по теме
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 г.Химки
Утверждена
Педагогическим советом
Протокол____________
от______________
адаптированная
программа дополнительного образования
«Мир детства»
Педагог: Оболенская Юлия Николаевна
Возраст детей – 1 класс
Срок реализации – 1 год
Химки 2011
Пояснительная записка
Наши с вами современные малыши и малышки, всегда ли мы можем сразу и правильно понять их? «Современные дети»,»Новое поколение», «Компьютеризированные дети», замыкаясь на телевизорах и компьютерах стали меньше общаться не только со взрослыми, но и между собой. Дана программа нацелена не только на развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, но и на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Цель программы: формирование положительной мотивации к обучению в школе, социальной позиции школьника, развитие эмоционально-волевой сферы, самоактуализации и созидательной сферы ребенка.
Задачами данной программы являются:
- Активизировать осмысление истинных общечеловеческих ценностей (истина, добро, красота), создание собственной внутренней позиции, формирование собственных внутренних ориентаций,
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие креативности (творческого мышления и способностей), индивидуального самовыражения детей;
- Развитие навыков коммуникативной культуры
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Организация здоровосберегающих технологий.
Все занятия построены по принципу от простого к сложному. Задании, упражнения, игры расположены так, что степень их сложности возрастает.
Данная программа рассчитана на 76 часов, продолжительность занятии 45 минут.
Программа «Мир детства» состоит из двух блоков, которые тесно взаимосвязаны с собой и переплетаются практически в каждом занятии, это: образовательный и коорекционно-развивающий. Каждое занятие имеет четко выделенную структуру , имеющую свои постоянные блоки, такие как:
- Начало занятия (форма);
- Обсуждение плохих и хороших ситуаций, за время меду занятиями;
- Игры-перевоплощения, беседы с обязательным анализом;
- Упражнения на развитие познавательных интересов
- Резюмирование (четкое подведение итогов, обобщение поученных знаний, взаимосвязь с пройденными темами);
- Форма прощания.
Решающее и немаловажное значение в формировании познавательных интересов имеет способ, метод и формы организации учебного процесса и новых знаний. В основу образовательной деятельности положен «Метод проблемного обучения» - педагог описывает проблему, но не дает полную информацию, воспитанники должны сами формировать способы ее решения.
В данной программа использованы различные методы обучения и коррекционной работы, такие как:
- Развивающая сказкотерапия
- Игры-беседы;
- Упражнения на развитие восприятия, мышления, памяти;
- Игры на развитие творческого воображения;
- Мини-этюды;
- Познавательно-этические беседы;
Кроме перечисленных форм и методов организации учебного процесса, отдельное и немаловажное внимание уделяется патриотическому, экологическому и краеведческому воспитанию. В программу включен цикл занятий «Мир вокруг нас», «Памятные места города, в котором я живу», знакомство с тематическими праздниками (23 февраля, 8 марта, День победы).
Содержание занятий
№ | Тема занятий | Задачи | Используемые формы и метод |
1 | Наша дружная семья | -знакомство детей друг с другом и педагога с группой; -создание положительной мотивации к занятиям; -первичное знакомство с мимикой и жестами. | -приветствие -пластический этюд «Солнышко»; -игра «Дотронься до…» -окончание занятий. |
2 | Волшебные пальчики | -развитие слухового восприятия; -эмпатия; -чувства уважения друг к другу; | -приветствие; -«Мой школьный друг»; -«Найди друга»; -Ветер дует на… -окончание занятия |
3 | Ассоциации | -развитие словесно-логического мышления; -развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения. | -приветствие -упр. «Подбери слово» -упр. «Я и животные» -окончание занятия |
4 | Ты не один в этом мире | -тренировка скорости мышления; Развитие эмпатии, самоконтроля; | -приветствие -упр. «Быль небыль» -упр. «Мама и детеныш» -упр. «Добрые руки» |
5 | Я и мои друзья | -оценка и развитие устойчивого внимания; -Развитие навыков общения; -повышение самооценки; | -приветствие -упр. «Запутанные линии» -беседа «как можно поздороваться \попрощаться» -упр.Волшебное зеркало -окончание занятия |
6 | Я и другие | -развитие внимания, скорости реакции, ловкости; -развитие навыков общения; -стимулирование креативности. | -приветствие -съедобное -несъедобное; -упр. Двойные карточки; -упр. Садовник -окончание занятия |
7 | Моя семья 1 | -формирование чувства принадлежности к своей семье; -формирование позитивного отношения к своей семье; | -приветствие -сказка + музыкальное сопровождение «Как мамонтенок искал маму» -беседа о семье -упр. «Мама и детеныш» =окончание занятий |
8 | Моя семья 2 | -формирование чувства принадлежности своей семье; -развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движения, речи; -развитие воображения, выразительности движения; -развитие креативности. | - приветствие -игра Дружная семья -рисунок Моя семья -окончание занятия |
9 | Моя семья 3 | -развитие познавательных способностей; -развитие чувства самосохранения и ответственности | -приветствие -анализ рисунков -познавательная беседа Ты остался дома один -окончание занятий |
10 | 5 чудесных лепестков -радость -грусть -удивление -страх -гнев | -знакомство с эмоциями: радость -тренировка зрительной памяти, эмоциональной памяти, внимания, развитие речи и воображения | -приветствие -просмотр карточек с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления -упр. Настроение Марины -окончание занятия |
11 | 5 чудесных лепестков грусть | -знакомство с эмоциями: грусть -развитие слуховой и словесно-логической памяти | -приветствие -упр. Графическое изображение эмоции «грусти» -упр. «Потешки» -упр. Грустная кукла -окончание занятия |
12 | 5 чудесных лепестков удивление | -знакомство с эмоциями удивления Тренировка зрительной памяти и внимания | -приветствие -упр.«Осенние листья» -графическое изображение эмоции удивления -окончание занятия |
13 | 5 чудесных лепестков страх | -знакомство с эмоциями: страх -развитие внимания, координированности движений, оперативной памяти и скорости реакции | -приветствие -упр. «Я не боюсь страха» -упр. Хозяин и его тень -окончание |
14 | 5 чудесных лепестков - гнев | -знакомство с эмоциями: гнев -развитие внимания, словесно-логического мышления и речи; | -приветствие -упр. «Два слова» -окончание занятия |
15 | «Волшебные краски» | -развитие воображение, символических представлений, креативности; -гармонизация эмоционального состояния | -приветствие -упр.«Волшебный мешочек» -упр. «Рассказчик-слушатель» -окончание занятия |
16 | Этическая сказка | «Королева зубная щетка» - контроль всех пройденных чувств; -анализ прочитанного текста | |
17 | Волшебная страна чудес | -развитие творческого мышления и воображения; Формирование навыков общения; Исследование чистоты звукопроизношения | -приветствие -упр. «Страна фантазия» -изготовление пальчиковых кукол Волшебные букв» -окончание занятия |
18 | Волшебная страна чудес | -формирование навыков общения -развитие уверенности в себе -обобщающие слова | -приветствие -рисование картины «Чудесная страна» -окончание |
19 | Волшебная страна чудес | -развитие умения передавать свои чувства -развитие навыков изобразительной деятельности; Формирование образного мышления; | -приветствие -рисование карты «Чудесная страна» -окончание занятия |
20 | До свидания «Волшебная страна» | -повышение самооценки у ребенка; -гармонизация эмоционального состояния; Оценка словарного запаса и кругозора ребенка -развитие воображения | -приветствие -сказка «Волшебная страна» -упр.»Волшебное животное» Упр.«Я стал…» -окончание занятия |
21 | «Осень, осень, милости просим…» | -развитие креативности; -развитие воображение; -развитие наглядно-образного мышления; | -приветствие -игра-перевоплощение «Репейник» -мини-этюд «Грибочки» -пластический этюд «Капельки» -окончание занятия |
22 | «Волшебные листочки» | -развитие речи эмоционально окрашенной; -развитие наглядно-образного мышления. | -приветствие -игра-перевоплощение «Осенний листочек» -рисунок по заготовленному шаблону -окончание занятия |
23 | Что такое жадность? | -формирование чувства уважения к окружающим -развитие эмпатии -развитие толерантности | -приветствие -сказка «Жадный кармашек» -беседа по сказке -упр.Раздели игрушки -окончание занятия |
24 | «Мое настроение» (времена года) | -повышение самооценки; -тренировка зрительной памяти и внимания; -развитие логического мышления -внимание и речь | -приветствие -репродукции времен года под музыку -упр.Маленькие человечки -окончание занятия |
25 | «Зимние месяцы» | -развитие творческого воображения; -развитие внимания; -формирование умений слушать | -приветствие -чтение сказки «12 месяцев» -анализ прочитанного -окончание занятия |
26 | Зимний день | -развитие концентрации внимания4 -активизация долговременной памяти и скорости мышления; | -приветствие -пластический этюд «Снежинки» -упр.»Сравни и назови отличия» -окончание занятия |
27 | «Скоро новый год» | -развитие кругозора детей -развитие логического мышления; | -приветствие -сказка «Приключение новогодней мишуры» -анализ текста -окончание занятия |
28 | «Скоро Новый год» | -развитие связной речи; -тренировка умения последовательно излагать события | -приветствие -упр.Звери зимой -упр. «составь рассказ» Упр. «Придумай окончание» -окончание занятия |
29 | «Новогодняя картина» | -развитие навыков изобразительной деятельности -умения работать в группе | -приветствие -прослушивание музыкальных композиций -рисование зимней картины по представлению -окончание занятия |
30 | Семейный праздник Новый год | -формирование чувства принадлежности к своей семье; -формирование позитивного отношения к своей семье; -знакомство с традициями празднования «Нового года» | -приветствие -беседа о традициях и обычаях праздника -новогоднее поздравление; -окончание занятия |
31 | «В зоопарке» | -получить информацию о словарном запасе ребенка(бедный, ограниченный конкретными «житейскими» представлениями или богатый, включающий в себя понятия из различных сфер жизнедеятельности ребенка | -приветствие -упр. «Домашние и дикие животные» -упр. «Что ты знаешь?» -открытки - пазлы -окончание занятия |
32 | Расскажи о животных | -оценка запаса у ребенка имен прилагательных и особенностей наглядно-образного мышления; -тренировка умения осуществлять правильный подбор признаков к определенному предмету | -приветствие -упр. «Сочиняй загадки» -упр. «Расскажи о животных» -окончание занятия |
33 | «Мальчик, который не умел играть» | -показать значение внимательности, соблюдение норм в отношении между людьми; -обсудить проблему понимания человека -человеком | -приветствие -сказка о мальчике, который не умел дружить -рисование -окончание занятия |
34 | «Ребята, давайте жить дружно» | -развитие навыков бесконфликтного общения; -развитие умения договариваться друг с другом; Развитие умении благодарить; | -приветствие -упр. «Калейдоскоп» -упр. «Скажи комплимент» -окончание занятия |
35 | «Маскарад» | -развитие зрительного воображения, активизация жизненного опыта ребенка, диагностика его кругозора и культурного развития; | -приветствие -упр. «Маскарад» -упр. «Похожие понятия, синонимы» -упр. «Подбери слово, признаки предмета» -окончание занятия |
36 | «Букет цветов» | -тренировка внимания; -развитие зрительной памяти, логического мышления, внимания и речи; | -приветствие -упр. «Собери букет» -упр. «Мемуары» -окончание занятия |
37 | «Капризулька – капелька» | -разрядка агрессивных импульсов; -актуализация упрямства -коррекция упрямства. | -приветствие -беседа «Когда я был упрямым» -упр. «Волшебный круг»; -упр. «Волшебная подушка» -окончание занятия |
38 | Ссора | -адекватное реагирование в конфликтных ситуациях, коррекция отрицательных эмоций; -формирование адекватных форм поведения; | -приветствие -сказка «Ссора» -разыгрывание ситуаций» -окончание занятия |
39 | «Смешинки» | -разрядка вербальной агрессии; -коррекция страхов | -приветствие -рисунок по сказке Ссора -упр. «Дорисуй» -окончание занятия |
40 | «Знаки дорожного движения» | -развитие слухового восприятия, оперативной памяти и внимании; -определение скоординированности речевого и слухового восприятия; | -приветствие -упр. «Сороконожка» -упр. «Закончи ряд» -упр. «Дорога» -окончание занятия |
41 | «Кто это?» | -развитие восприятие, внимание, мышления и речи; -исследование конструктивного праксиса; | -приветствие -упр. «Кто это?» -упр. «Человек рассеянный с улицы Бассеиной» -окончание занятия |
42 | «Я живу в России» | -патриотическое воспитание; -развитие воображения, получении представлений об эмоциональном мире ребенка и системе его ценностных ориентаций; | -приветствие -беседа-рассказ о празднике 23 февраля (день защитника отечества) -упр. «Рыцари» -окончание занятия |
43 | День защитника Отечества | -патриотическое воспитание; -развитие произвольной образной памяти | -приветствие -беседа по репродукция военных лет -окончание занятия |
44 | В гостях у сказки | -знакомство со сказками; -развитие способности с осмысленному запоминанию; -развитие слуховой памяти | -приветствие -диалог по сказкам -упр. «Слова в картинке» -УПР. «Загадки» -окончание занятия |
45 | В гостях у сказки | -развитие способности к запоминанию, активизация внимания; Оценка и развитие долговременной памяти ребенка; | -приветствие -упр. «Корзинка Красной шапочки» -загадки по сказке Буратино -окончание занятия |
46 | Цветок к 8 марта | -патриотическое воспитание; -формирование наглядно-образного мышления; -развитие зрительного воображения; | -приветствие -беседа о празднике «8 марта» -упр. «Ожившие точки» -окончание занятия |
47 | Мамин праздник | -патриотическое воспитание; -формирование чувства уважения и почитание старших в семье; -развитие словесной фантазии, логического мышления, оценка морально - этических взглядов ребенка | -приветствие -упр. «Закончи рассказ» -игра «Тележурналист» - рисунок «Мечта моей мамы» -окончание занятия |
48 | Детские мечты | -развитие словесного воображения; -развитие мелкой моторики; | -приветствие -упр. «Если бы да кабы…» -упр. «Сказочная глина» -окончание занятия |
49 | «Садовник» | -знакомство с понятиями, обозначающими расположение предметов в пространстве; Развитие произвольного внимания | -приветствие -упр. «Близко, далеко, спереди, сбоку» -упр. Что где летит -окончание занятия |
50 | «Мир в котором мы живем» | -развитие понятийного мышления, скорости мышления; -развитие интеллектуальных способностей, способности к классификации и обобщению | -приветствие -упр. Закончи предложение -упр. «Кто знает больше всех» -отгадай загадку -окончание занятия |
51 | «Мир вокруг нас» | -развитие знаний о причинно-следственных связей; -развитие межполушарного взаимодействия; Развитие внимания; | -приветствие -упр. «Прогулка в лес» -упр. «Поезд» -упр. «Станция Ромашково» -окончание занятия |
52 | «Солнце, воздух, вода».. | -развитие восприятия, -обучение навыкам схематичного изображения предметов и явлений; -понятие «распорядок дня» -понятие «ВРЕМЯ» | -приветствие -упр. «Окружающий мир» -упр. «Чудесный мешочек» -упр. «Наше расписание» -окончание занятия |
53 | Мир вокруг нас - обобщающее занятие | -закрепление знаний по пройденным темам; -развитие бережного отношения к окружающему миру | -приветствие -рисунок «Береги природу» -обсуждение -окончание занятия |
54 | Беседа – «Ты остался дома один» | ||
55 | «Сказка о потерянном времени» | -развитие образного мышления и фантазии; - знакомство с понятиями: секунда, минута, час | -приветствие -упр. «Живые фигурки» -упр. «Часы» -окончание занятие |
56 | «Делу время – потехе час» | -развитие воображения, мышления и речи -закрепление понятия «Время» | -приветствие -упр. «Забавные кляксы» -упр. «Часы» -окончание занятия |
57 | «Перескажи историю» | -развитие смысловой памяти; -развитие слуховой и словесно-логической памяти; | -приветствие -упр. Известные картинки (по сказкам) -упр. Потешки -окончание занятия |
58 | Волшебный словарик | -оценка долговременной памяти и степени сформированности обобщенных понятий; Обучение приемам осмысленного запоминания. | -приветствие -упр. «Слова на букву…» -упр. «Морское путешествие» -окончание занятий |
59 | Учим стихотворение | -тренировка слуховой долговременной памяти; -развитие образной памяти. | -приветствие -упр. «Стишок» -упр. «Знакомая цифра» -обсуждение -окончание занятий |
60 | «День Победы» | -патриотическое воспитание; -развитие слуховой памяти ребенка | -приветствие -беседа «День Победы» -упр. «Города» -окончание занятия |
61 | Памятные места в моем городе | -патриотическое воспитание -краеведение, знакомство с историческими местами | -приветствие -беседа «Дорогие сердцу места» -рисунок -окончание занятия |
62 | «Доброе слово» | -формирование понятие «вежливость»; -тренировка умения ребенка сочетать признаки предметов с самими предметами | -приветствие -мини – этюд «Спасибо» -упр. «Подбери слово» -окончание занятия |
63 | «В стране гномов» | -обобщение знаний по эмоциям человека -развитие эмпатии и креативности; -расширить представление детей об эмоциях, предлагая их сравнить. | -приветствие -упр. «Гномики»: радость, удивление, страх, стыд, робость, злость, обида, -упр. «Литературные загадки» -окончание занятия |
64 | «В стране гномов» | -определение правильности употребления имен прилагательных; -образования множественного числа существительных | -приветствие -упр. «В стране гномов» -упр. «Мы пришли с подарками» -окончание занятия |
65 | «В стране гномов» | -формирование мотивации на самостоятельное говорение; -тренировка умения излагать события; | -приветствие -упр. «Составь рассказ по картинке» -пересказ полученного рассказа -окончание занятия |
66 | «В стране гномов» | -оценка словесной фантазии, словарного запаса и кругозора; -гармонизация эмоционального состояния. | -приветствие -упр. «За столом» -упр. «Подарок для гнома» -упр. «Отгадай загадку» -окончание занятия |
Занятия 67 – 76 отводятся на диагностику уровня мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения и речи, на мониторинг усвоения образовательной программы. |
Критерии оценки
Данная программа, прежде всего, является образовательной, предлагаемый материал нацелен на организацию работы у ребенка в стенах школы. Мы должны помогать своим детям развивать их внутренний потенциал, заложенные в них интеллектуальные способности и мыслительные операции. Кроме перечисленных выше, не стоит забывать о эмоциональной сфере ребенка. В процессе взросления ребенка, общение со сверстниками или окружающими людьми, меняются его взгляды на мир. Способность сознавать и концентрировать свои эмоции возрастает.
Существует много различных критериев определения нормального психологического, физического и душевного состоянию ребенка в стенах образовательного учреждения.
- По уровню развития речи: правильному звукопроизношению, словарному запасу, владения навыками связной речи;
- По развитию интеллектуальных способностей: умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль;
- Умение слушать, задавать вопросы;
- Развитие мелкой моторики;
- Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере;
- Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
С учетом всех этих требований и была выстроена данная программа и все задания в ней. Они позволяют научить детей понимать главную мысль текста или рисунка, объединять несколько предметов или изображений на основе общего признака, разбивать предметы на группы по существенному признаку, определять последовательность событий; понимать переживаемые эмоции, адекватно интерпретировать эмоциональное состояние окружающих людей.
Одним их самых эффективных способов определения усвоения программы – является индивидуальная диагностика, каждого ребенка с использованием рисуночных тестов. Для диагностики рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно такие тесты трудно подделать или подогнать результаты под норму. Многочисленные диагностики детских рисунков показали, что
В нарисованных рисунках имеются четкие возрастные стадии. которые сменяют друг друга в определенной последовательности. При нарушении в умственном или эмоциональном развитии наблюдается запаздывание в переходе от стадии к стадии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-623335-1429037070.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета детства"...
СЦЕНАРИЙ ОТЧЁТНОГО КОНЦЕРТА внеурочной деятельности «Страна детства»
СЦЕНАРИЙ ОТЧЁТНОГО КОНЦЕРТАвнеурочной деятельности«Страна детства»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/31/picture-1182414-1572512714.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/17/picture-1192944-1676618458.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/09/picture-1362025-1636459528.jpg)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства» для обучающихся 0 - 2 классов с ТНМР (вариант II).
Цель программы: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечива...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-1439442-1669564320.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-734411-1668153532.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Все начинается с детства»
Программа внеурочной деятельности «Все начинается с детства» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умерен...