РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»
рабочая программа по обж (7 класс)

Арипова Алина Альбертовна

 Цель:   овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности,  защиты личного здоровья.

Задачи:

- Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: влияние социальной среды и неблагоприятной окружающей среды  на здоровья человека, и профилактики вредных привычек.

- Выработка у учащихся  отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_ktp_bezopasnoe_detstvo_7_kl.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к образовательной программе

основного общего образования (ФБУП-2004)

(приказ от 01.09.2010г. № 327)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа № 5»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»

7 класс

Направление: социальное

Автор-составитель:

Арипова Алина Альбертовна, учитель истории

2019-2020 учебный год

Содержание программы

1

Пояснительная записка ………………………………………………………………….

3

2

Содержание  курса………………………………………………. ………………………

5

3

Учебно-тематический план ……………………………………………………………..

7

4

Информационно-тематическое обеспечение …………………………………………..

10

5

Предполагаемые результаты курса ……………………………………………………..

11

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для изучения курса «Безопасное детство» учащимися 7 классов общеобразовательной школы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе Примерной программы основного общего образования по ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ «Лянторская СОШ №5», учебного плана МБОУ «Лянторская СОШ №5».

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы по ОБЖ. программы 5-9 классы. А.Т. Смирнов Б.О. Хренников М. «Просвещение» 2011.

Тематическое планирование составлено в соответствии с учебниками:

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

6кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2011.

Программа «Безопасное детство» предназначена для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

 Цель:   овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности,  защиты личного здоровья.

Задачи:

- Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

- Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: влияние социальной среды и неблагоприятной окружающей среды  на здоровья человека, и профилактики вредных привычек.

- Выработка у учащихся  отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Место программы в учебном плане

Предлагаемая программа внеурочной деятельности рассчитана на 35 ч. (по 1 ч в неделю), для 7 класса, через  компонент образовательного учреждения по социальному заказу обучающихся и родителей.

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2011).

Программа «Безопасное детство» направлена на достижение следующих результатов обучения:

Личностные результаты:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

-  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Предметные результаты:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

-  формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

- Формирование  антиэкстремистской  и антитеррористической личностной позиции;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умение оказать первую помощь пострадавшим;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс предназначен для:

- формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

- приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

7 класс

- формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Безопасное детство» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Раздел 2. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл. Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи, меры профилактики. Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях

Первая помощь при массовых поражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.

Учебно-тематический план
программы «Безопасное детство»

7 класс

Раздел программы, темы

Количество часов

Количество часов

аудиторных

неаудиторных

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1

Личностные: умение действовать самостоятельно, оценивать жизненные ситуации; самоопределение

Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, знать правила поведения и ТБ

2

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения 

3

3

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

2

1

4

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения

5

5

Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения

3

1

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

1

Тема 2 . Зашита населения  от чрезвычайных  ситуаций геологического происхождения

3

1

Личностные:  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности

Регулятивные: применять установленные правила по охране здоровья

Коммуникативные: умение согласованно работать в группах

Познавательные: овладеть методами ЗОЖ

2

Тема 3.  Зашита  населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения

1

3

Тема 4. Защита  населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения 

3

4

Тема 5.  Зашита населения от природных пожаров

1

1

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

5

Тема 6 . Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

4

1

Личностные:  умение действовать самостоятельно

Регулятивные: применять установленные рекомендации

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию

Познавательные: знать правила ТБ

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)

6

Тема 7 . Здоровый  образ жизни и его значение для гармоничного развития человека 

3

1

Личностные:  формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности

Регулятивные: применять установленные правила по охране здоровья

Коммуникативные: умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию

Познавательные: овладеть методами ЗОЖ

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

7

Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях

3

Личностные:  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

Регулятивные: применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи

Коммуникативные: аргументировать точку зрения

Познавательные: соблюдение гигиены, умение характеризовать различные травмы

Повторение

1

Обобщающее повторение

1

итого

35

7

Информационно-тематическое обеспечение

№/п

Материально техническое оснащение

Наличие

I.Библиотечный фонд

1

Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для 7 классов

1

2

Конституция РФ

1

3

Правила дорожного движения РФ

1

4

Уголовный кодекс РФ

1

5

Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы».

1

6

Пособие для учителя «ОБЖ. Методические рекомендации. 5-11 классы».

1

7

Пособие для учителя «ОБЖ. Поурочные разработки. 5-9 классы».

1

8

Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения».

1

9

Справочник для учащихся «ОБЖ»

1

II. Печатные пособия

Таблицы

10

Дорожные знаки

1

11

Пожарная безопасность

1

12

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1

13

Безопасность дорожного движения

1

Стенды

14

Безопасность на улицах и дорогах

1

15

Пожары и взрывы

1

16

Наводнения и затопления

1

17

Правила оказания первой медицинской помощи

1

18

Криминогенные ситуации.

1

19

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

1

20

Правила поведения при землетрясениях.

1

IV. Технические средства обучения

21

Компьютер  ( с выходом в Интернет)

1

22

Мультимедийный проектор

1

Предполагаемые результаты курса

Предметные  результаты:

- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления  наркотиков и других психоактивных веществ;

- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- умения оказывать первую медицинскую помощь;

- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

 Обучающийся научится:

- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся  в природных условиях, и их возможные последствия для здоровья;

- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в природных условиях; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

- анализировать причины укусов змей и насекомых в ситуациях природного характера.

- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни, как средство физического совершенствования;

- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки), и их возможные последствия.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в природных условиях повреждениях и травмах.

- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющей.

Материально-техническое обеспечение:

1. Учебно-методическая литература:

  • Конституция Российской Федерации
  • Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «О гражданской обороне»
  • Закон «Об образовании»
  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»
  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

2. Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер -1 шт.
  • Мультимедиапроектор- 1шт.
  • Экран настенный- 1шт.

3. Средства программного обучения и контроля знаний

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
  • Электронное приложения учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»  5-7 класс. под ред. А.Т Смирнова.

4. Макеты, муляжи, модели

  • Макеты фильтрующих,  противогазов, респираторов в разрезе
  • Муляж тела человека

5. Стенды, плакаты

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
  • Правила поведения при землетрясениях
  • Пожары, взрывы
  • Наводнения и затопления
  • Правила оказания первой помощи
  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
  • Дорожные знаки
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность в быту
  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
  • Активный отдых на природе
  • Опасные ситуации в природных условиях
  • Безопасность на воде
  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
  • Правила безопасного поведения при землетрясении
  • Правила безопасного поведения при наводнении
  • Правила безопасного поведения при аварии на радиационно- опасном объекте
  • Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
  • Первая помощь при массовых поражениях
  • Правила транспортировки пострадавших
  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи

6. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки
  • Противопылевые тканевые маски
  • Противогазы (типа ГП-7,) Средства защиты кожи
  • Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м  х 14 см
  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

7. Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО
  • Средства индивидуальной защиты
  • Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
  • Гидродинамические аварии
  • Автономное существование человека в природных условиях
  • Оползни, сели, обвалы
  • Ураганы, бури, смерчи
  • Наводнения
  • Лесные и торфяные пожары
  • Безопасность на улицах и дорогах
  • Безопасность на воде
  • Безопасность на природе
  • Правила безопасного поведения при землетрясениях

Календарно тематическое  планирование 7 класс

Внеурочная деятельность «Безопасное детство»

№ урока

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

Планируемые сроки

Фактические сроки

Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16 ч.

Тема 1     Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1

Различные природные явления

Структурная схема строения земли, причины возникновения природных явлений.

1

2

Общая характеристика природных явлений.

Наиболее характерные природные явления в нашем регионе.

1

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

Наиболее опасные чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Тема 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4

Землетрясение.  Причины возникновения и возможные последствия

Общие понятия о землетрясении, причины и последствия.  

1

5

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

Рекомендации специалистов как подготовиться к землетрясению.  

1

6

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов

Основные характеристики вулкана.

Их расположение на карте Земли.

1

Тема 3.  Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

Познавательные УУД: 

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

7

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

Понятия ураган, буря. Причины их возникновения.

1

8

Смерчи

Причины и последствия смерча.

1

Тема 4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения  (5 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

9

Наводнения. Виды наводнений и их причины

Характеристики наводнения.

1

10

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Подготовка к наводнению

1

11

Сели и их характеристика.

Основные характеристики селевого потока.

1

12

Цунами и их характеристики

Причины появления цунами.

1

13

Снежные лавины

Условия появления снежных лавин.

1

Тема 5 Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социальиого происхождения (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

14

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Виды и характеристика лесных пожаров

1

15

Инфекционная заболеваемость людей и зашита населения

Основные инфекционные заболевания людей.

1

16

Эпизоотии и эпифитотии

Основные инфекционные заболевания животных и растений

1

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

Тема 2 - Зашита населения  от чрезвычайных  ситуаций геологического происхождения (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  

Коммуникативные УУД:

 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

17

Зашита населения от последствий землетрясений.

Правила поведения во время и после землетрясения

1

18

Последствия извержения вулканов. Зашита населения

Правила поведения во время извержения вулканов

1

19

Оползни и обвалы, их последствия. Зашита населения.

Правила поведения при возникновении оползней и обвалов.

1

Тема 3 - Зашита  населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1 ч)

20

Зашита населения от последствий ураганов и бурь

Правила поведения во время ураганов.

1

Тема 4 Защита  населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч)

1

21

Защита населения от последствий наводнений

Правила поведения во время наводнений

1

22

Зашита населения от последствий селевых потоков.

Правила поведения во время селевых потоков

1

23

Зашита населения от цунами

Правила поведения во время цунами  

1

Тема 5 Зашита населения от природных пожаров (1ч)

24

Профилактика лесных и торфяных пожаров, зашита населения

Защита от лесных и торфяных пожаров.

1

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

1

Тема 6 - Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч)

1

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

25

Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Определения понятий терроризм.

1

26

Терроризм и факторы риска вовлечении подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

Основные факторы риска вовлечения подростка в террористическую деятельность

1

27

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения

Нравственные позиции и личностные качества подростка.

1

28

Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения

Нравственные позиции и личностные качества подростка.

1

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (3 ч)

Тема 7 - Здоровый  образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

29

Психологическая уравновешенность

Эмоции, эмоциональность,

1

30

Стресс и его влияние на человека.

Основные факторы стресса.

1

31

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Основные изменения в подростковом возрасте.

1

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

Тема 8 - Первая помощь при неотложных состояниях (3 ч)

Планируемые результаты освоения раздела.

Предметные:

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные. 

Регулятивные УУД:

  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

32

Общие правила оказания первой помощи. Оказание первой помощи при наружном
кровотечении.

Правила оказания первой помощи.

Правила оказания первой помощи при кровотечении

1

33

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

Правила оказания первой помощи при ушибах и переломах

1

34

Общие правила транспортировки пострадавшего

Правила транспортировки пострадавшего

1

35

Обобщающее занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное колесо"

Прогармма охватывает всю структуру воснитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работника...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасность жизнедеятельности» для 7 классов

Программа внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» адаптирована для обучающихся с ОВЗ: задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи (далее ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасный интернет"

Программа формирования общекультурных навыков работы с информацией с учетом целей и задач ФГОС основного общего образования «Безопасный интернет»...

Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»

Программа межпредметного курса  внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов.          Актуально...