Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасный интернет" 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Рабочая программа для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_8_klass_bezopasnyy_internet.docx61.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\класс\Desktop\IMG_20210208_155219.jpg

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ценностные ориентиры:

Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задача изучения:

  • совершенствование школьного образования и подготовки в сфере информационных технологий, а также популяризация профессий, связанных с информационными технологиями.

Цель изучения:

  • дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности.
  • Воспитательная цель курса – формирование на качественно новом уровне культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности.

Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве».

Выделяются задачи:

  • обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями;
  • обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.
  • Безопасность в информационном обществе является одним из основных направлений фундаментальных исследований в области информационных технологий.
  • Компьютерные технологии применяются при изучении практически всех школьных дисциплин уже с младших классов, поэтому, как указано в «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»:
  • «Необходимо совершенствовать современную профессиональную подготовку учителей информатики и преподавателей дисциплин в сфере информационных технологий», а значит, и в сфере кибербезопасности. Киберугрозы существуют везде, где применяются информационные технологии, следовательно, преподаватель любой дисциплины может в профессиональной деятельности столкнуться и со спамом, и с вирусами, и со взломом компьютера и с многими другими проблемами, на которые нужно не только оперативно реагировать, но и насколько возможно уметь предотвращать их появление, а значит, постоянно упоминать в контексте урока различные аспекты организации информационной безопасности. Преподаватель должен иметь представление о современном уровне развития вычислительной техники, информационный сетей, технологий коммуникации и навигации. С учетом роста числа угроз информационной деятельности и стремительного развития информационных технологий представляется необходимым включить в ФГОСы соответствующие требования, что позволило бы органически дополнить образовательный процесс новыми модулями без рассогласования с имеющимися учебными планами. В число требований к результатам подготовки учащихся необходимо включить не только «удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации», знание «технических устройств (в том числе компьютеров)», умение «искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий», но и знание основ кибербезопасности, умения соблюдать требования кибербезопасности в практической деятельности и организовывать безопасность личного информационного пространства.

Личностные результаты:

это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • требование формирования навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
  • умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.
  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  1. Содержание тем учебного предмета

Тема №1. Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 часов)

  1. Основные вопросы: Как устроен компьютер и интернет. Как работают мобильные устройства. Угрозы для мобильных устройств. Защита персональных данных, почему она нужна. Категории персональных данных. Биометрические персональные данные. Безопасный профиль в социальных сетях. Составляет сети, контактов. Защита киберпространства как комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. Аспекты кибербезопасности Компьютерная и информационная безопасность, обнаружение проблем сети, восстановление параметров систем, средства защиты от несанкционированного доступа к данным, криптографическая защита информации. Основные угрозы безопасности информации: утечки, потеря целостности, нарушение работоспособности системы, без законные тиражирование (воспроизведение). Безопасный серфинг . Безопасные ресурсы для поиска.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать как устроен компьютер и интернет , как работают мобильные устройства, какие существуют угрозы для мобильных устройств , что такое защита персональных данных, аспекты кибербезопасности, что такое компьютер и информационная безопасность , что такое кибертерроризм и кибервойны , основные угрозы безопасности информации.

Обучающиеся должны уметь защищать свои персональные данные, составлять безопасные сети контактов, своевременно обнаружить проблемы сети, восстанавливать параметры систем.

  1. Тематика практических работ: 

Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть » или сделать групповую газету «Безопасность в Интернет».

Тема №2. Техника безопасности и экология (5 часов)

  1. Основные вопросы:  Правила повеления в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с компьютером. Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях.  Компьютер и зрение. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду (Wi-Fi, Bluetooth, GSM). Комплекс упражнений при работе за компьютером. Гигиена при работе с ПК.
  2. Требования к знаниям и умениям: 

Обучающиеся должны знать правила поведения в компьютерном классе, как применяются компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях, какое влияние оказывает компьютер на зрение, какое воздействие оказывают радиоволны на здоровье человека и окружающую среду.

Обучающиеся должны уметь соблюдать требования ТБ при работе с компьютером, соблюдать гигиенические требования, проводить комплекс упражнений при работе за компьютером.

  1. Тематика практических работ: 

Практическая работа. Создание буклета «Техника безопасности при работе с компьютером».

Тема №3. Проблемы Интернет – зависимости  (5 часов)

  1. Основные вопросы: ЗОЖ и компьютер. Деструктивная информация в Интернет как ее избежать. Психологическое воздействие информации на человека.  Управление личностью через сеть. Интернет и компьютер зависимость (аддикция).  Критерии зависимости точки зрения психологов  (приоритетность, изменения, настроения, толерантность, симптом разрыва, конфликт, рецидив). Как развивается зависимость. Типы интернет – зависимости (пристрастие к работе с компьютером, зависимость от сетевого общения, сексуальные зависимости).
  2. Требования к знаниям и умениям: 

Обучающиеся должны знать  что такое ЗОЖ, и как влияет компьютер на здоровье, какое психологическое воздействие оказывает информация на личность человека, критерии зависимости, типы интернет -  зависимости, как развевается зависимость.

Обучающиеся должны уметь распознавать  и избегать  деструктивную информацию в Интернете, уметь вовремя выявить Интернет – зависимость и сообщить специалистам.

  1. Тематика практических работ: 

Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».

Тема №4 . Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы (5 часов)

  1. Основные вопросы: Вирусы человека и компьютера, цели компьютерных вирусов. Типы вирусов. Отличия вирусов и закладок. Как распространяются вирусы. Что такое антивирусная защита . Как лечить компьютер .Антивирусные программы для ПК: сканеры , ревизоры и др. Выявление неизвестных вирусов. Защита мобильных устройств. Безопасность при скачивании файлов. Защита программ и данных от несанкционированного копирования. Организационные, юридические, программные и программно – аппаратные меры защиты. Защита программ и данных с помощью паролей, программных и электронных ключей, серийных номеров, переноса в онлайн и т.п. Методы защиты фото и видеоматериалов от копирования в сети. Проверка подлинности (аутентификация) в Интернете. Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях. Предотвращение несанкционированного доступа к ПК. Пароли, биометрические методы защиты и аутентификация с помощью внешних носителей.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать типы вирусов, что такое антивирусная защита, антивирусные программы, как лечить компьютер, как защитить мобильные устройства, как защитить фото и видеоматериалов от скачиваний.

Обучающиеся должны уметь распознавать вирусы, пользоваться антивирусными защитными программами, соблюдать меры личной безопасности при сетевом общении.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1. «Установка антивирусной программы»;

Практическая работа №2. Создание презентации на тему: «Разновидности вирусов. Черви, трояны, скрипты». «Шпионские программы». «Шифровальщики». «Троян – вымогатель в социальной сети «ВКонтакте» или наказание для особо любопытных».

Тема №5 Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления (5 часов)

  1. Основные вопросы: Виды интернет – мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т. п.). Фишинг (фарминг). Мошеннические действия в сети. Предложения о разблокировании программ (блокировщики windows). Ложные антивирусы. Сбор «пожертвований» на благотворительность. «Легкий заработок» в Интернете. Пирамиды. Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Продажа «обучающих курсов» для бизнеса. Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона. Азартные игры. Онлайн – казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею. Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет – общении.
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать: виды интернет – мошенничества, опасности мобильной сети, технику безопасности при регистрации на веб – сайтах, сайтах знакомств, понятия компьютерное пиратство, плагиат, кибернаемники и кибердетективы.

Обучающиеся должны уметь обезопасить себя при интернет – общении.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа. Доклад на тему: «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками», или «Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей».

Тема №6 Сетевой этикет. Психология и сеть (5 часов)

  1. Основные вопросы: Что такое этикет. Виды этикета (личный, деловой, письменный, дискуссионный и пр.). Различия этикета в разных странах. как появился этикет, что это такое. Сетевой этикет. Общие правила сетевого этикета. Этика дискуссий. Взаимное уважение  при интернет – общении. Этикет и безопасность. Эмоции в сети, их выражение. Примеры этических нарушений. Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации (чаты, форумы, конференции, скайп, социальные сети и пр.). термины сетевого этикета: оверквотинг, флейм, флуд, оффтопик,смайлики и др. Психологическая обстановка в Интернете: грифинг, кибербуллинг, кибер-моббинг, троллинг, буллицид. Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи личное общение и общение в группе – чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений).
  2. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать сетевой этикет, этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность.

Обучающиеся должны уметь использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа «Выпуск видеоролика на тему «Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора".

Тема №7 Государственная политика в области кибербезопасности.

  1. Основные вопросы: Собственность в Интернете. Авторское право. Интеллектуальная собственность. Платная и бесплатная информация. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет. Защита прав потребителей услуг провайдера. Как расследуются преступления в сети. Ответственность за интернет – мошенничество. Правовые акты в области информационных технологий и защиты киберпространства. Доктрина информационной безопасности.

  1. Требования к знаниям и умениям:

Обучающиеся должны знать правовые основы защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоностных компьютерных программ, авторского право, охраны программ для ЭВМ и баз данных (БД), лицензионных программ.

Обучающиеся должны уметь пользоваться правовыми  основами защиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, интеллектуальной собственности, уголовной ответственности за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ, авторским правом, охраны программ для ЭВМ и баз данных(БД), лицензионных программ.

  1. Тематика практических работ:

Практическая работа №1 «Буклет Правовые основы для защиты от спама»

Практическая работа №2 «Создание презентации «Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях».

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоения каждой темы.

№ п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Общие сведения о безопасности  ПК и Интернете.

5

4

1

Техника безопасности и экология.

5

4

1

Проблемы Интернет – зависимости.

5

4

1

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы.

5

4

1

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления.

5

4

1

Сетевой этикет. Психология и сеть.

5

4

1

Государственная политика в области кибербезопасности.

5

4

1

Итого

35

28

7

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Безопасный Интернет»

для 8 класса (35 часов, 1 ч. в неделю)

Тема

Кол.-во часов

Дата

Примечание

По плану

Фактич.

Общие сведения о безопасности ПК и Интернета (5 часов)

Как устроены компьютер и Интернет.

1

Как работают мобильные устройства. Угрозы для мобильных устройств.

1

Защита персональных данных.

1

Компьютерная и информационная безопасность. Основные угрозы безопасности информации.

1

ПР №1 «Создание газеты «Безопасность в Интернете»

1

Техника безопасности и экология (5 часов)

Правила поведения в компьютерном кабинете.

1

Компьютер и мобильные устройства в чрезвычайных ситуациях.

1

Компьютер и зрение. Воздействие радиоволн на здоровье и окружающую среду

1

Комплекс упражнений при работе за компьютером. Гигиена при работе с ПК.

1

ПР №2 «Создание буклета «Техника безопасности при работе с компьютером»

1

Проблемы Интернет – зависимости (5 часов)

ЗОЖ и компьютер. Деструктивная информация в Интернете как ее избежать.

1

Психологическое воздействие информации на человека. Управление личностью через сеть.

1

Интернет и компьютер зависимость (аддикция).

1

Как развивается зависимость. Типы интернет – зависимости.

1

ПР №3 «Создание мультимедийной презентации «ПК и ЗОЖ. Организация рабочего места».

1

Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы (5 часов)

Вирусы человека и компьютера, цели компьютерных вирусов. Типы вирусов.

1

Отличия вирусов и закладок. Как распространяются вирусы. ПР №4 «Создание презентации на тему «Разновидности вирусов. Черви трояны, скрипты».

1

Что такое антивирусная защита. Как лечить компьютер.

1

Антивирусные программы для ПК.  Выявление неизвестных вирусов. ПР №5 «Установка антивирусной программы».

1

Меры личной безопасности при сетевом общении. Настройки приватности в социальных сетях.

1

Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления (5 часов)

Виды интернет – мошенничества. Мошеннические действия в сети.

1

Предложения о разблокировании программ. Ложные антивирусы.

1

«Легкий заработок в Интернете». Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Азартные игры. Онлайн – казино.

1

Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет – общении.

1

ПР №6 «Доклад на тему: «Правила поведения в сети с мошенниками и злоумышленниками».

1

Сетевой этикет. Психология и сеть (5 часов)

Что такое этикет. Виды этикета.

1

Сетевой этикет. Общие правила сетевого этикета. Этикет и безопасность.

1

Безопасная работа в сети в процессе сетевой коммуникации.

1

Психологическая обстановка в Интернете. Если вы стали жертвой компьютерной. Агрессии.

1

ПР №7 «Выпуск видеоролика на тему « Как не испортить себе настроение при общении в Сетии не опуститься до уровня «веб – агрессора».

1

Государственная политика в области кибербезопасности (5 часов)

Собственность в Интернете. Авторское право. Интеллектуальная собственность.

1

Платная и бесплатная информация. Защита прав потребителей при использовании услуг Интернет.

1

Как расследуются преступления в сети. Ответственность за интернет – мошенничество.

1

Правовые акты в области информационных технологий и защиты киберпространства.

ПР№2 «Создание презентации «Как уберечь свою персональную информацию в Интернете, если вы общаетесь в социальных сетях».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...