Урок психолгии "Я свободен?!."
план-конспект урока по психологии (10 класс) по теме

Зубкова Наталья Федоровна

Ценность своды в жизни человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_svoboden.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока психологии.

10 класс.

Тема:  «Я свободен!?.»

(ценность свободы

в жизни человека)

Педагог - психолог:

Зубкова Наталья Федоровна.

27 апреля 2011 года

Цели:  

  • Рассмотрение и уточнение понятий “свобода”, “ответственность”, “выбор”.
  • Формирование культуры выбора в различных социальных ситуациях с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность; личная ответственность за свое решение
  • Формирование умения взаимодействия в группе, вести дискуссию;
  • Воспитание стремления к самосовершенствованию, творчеству.

Оборудование:

Таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть», листы бумаги формат А3, акварельные краски, кисточки, стихотворение В. Леви отпечатанное на листочках,запись песни: Кипелов «Я свободен», музыкальные композиции В. Зубков главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны», компьютер, презентация результатов диагностики иерархии ценностей обучающихся.

Ход урока.

  1. Настрой на работу.

- Урок психологии мы начнем с прослушивания песни. Вы сможете немного отдохнуть, переключиться, возможно, вы услышите песню, которая вам нравится.

- Я бы попросила вас записать строчки, которые вызывают эмоциональный отклик в вашей душе, близки вам или вы их не принимаете.

Звучит песня Кипелова «Я свободен, словно птица в небесах».

- О чем эта песня? О свободе.

- Нравится ли вам она? Почему?

- Тема сегодняшнего урока «Я свободен!?.»

- А как вы думаете, почему в названии темы я поставила такие знаки препинания? (выслушать ответы, вернуться в конце урока.

  1. Вводная беседа. Понятие свободы.

- Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. 

- Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?

- Какие ассоциации возникают у вас на слово «свобода» (записать на доске: воля, гордость, завоевать, необходима и.т.д.)

В Словаре Ожегова слово свобода имеет несколько значений.

Свобода — возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами;.

Свобода – отсутствие стеснений, ограничений в чем – нибудь.

Свобода – состояние того, кто не находится в заключениив неволе.

- Как вы думаете, какое из этих определений подходит к теме нашего урока?

- А что значит «Я свободен? Свободный?»(я пользуюсь свободой).

3. Мини исследование. Диагностика иерархии ценностей проводится по методике М. Рокича.

Проводится презентация результатов диагностики терминальных ценностей – ценностей целей).

На первом месте у 42 % обучающихся ценность «здоровья», «активность, свобода» у 18 %. На втором месте «здоровье» у 25%, «любовь, семья, деньги, друзья» у 18 %. На третьем месте преобладает ценность «любви» у 42%. Таким образом, самым важным для вас является здоровье, любовь, активность, свобода, друзья, материальное благополучие). Отдельно мы проследили важность ценности «свобода». 18 % обучающихся поставили «свободу» на 1, 9, 11 места. По 8 % приходится на 3,5,6,7,8,10 место из 18 возможных. Это можно считать результатом, показывающим что ценность свободы очень важна для вас.

- 2 человека в нашей группе поставили ценность «свободы» на 1 место, как вы думаете, почему? Могут ответить сами ребята, не называя себя, кто – то может высказать свое предположение.

4. История психологии свободы. (записать в тетрадь)

Психология свободы оказалась в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. прошлого столетия начиная с классической книги Э. Фромма "Бегство от свободы".  

Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг в работах  Э. Фромма, В. Франкла , Р. Мэй  и др., а в 80-90-е гг. под разными именами она получила "прописку" и в академической психологии. Российские психологи, занимавшиеся проблемой: Е.И. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.

- Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек — важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении.

- Может ли быть свободен Человек, закованный в кандалы (может, он свободен непреклонным духом). Известный отечественный писатель В. Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода — это состояние духа.

5. Аспекты свободы.

- Сегодня мы рассмотрим два оттенка понятия “свобода”

  • Свобода от обязанностей
  • Свобода от родителей.
  • Свобода от уроков
  • Свобода от труда
  • Свобода для деятельности
  • Свобода для творчества
  • Свобода для самовыражения
  • Свобода для каких-либо действий и поступков

- Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?

- Что будет позитивным или негативным «для» или «от»

- Чем? (отсутствие внешних ограничений, "свобода от" и внутреннего психологическая позиция, "свобода для")

- В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?

- Ницше также первым противопоставил негативной характеристике "свободы от" позитивную характеристику "свободы для".

6. Работа с высказываниями.

 В разных частях комнаты развешиваются таблички со словами: «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает утверждения, каждый из участников встает молча рядом с табличкой соответствующей его ответу. Затем слово предоставляется каждому желающему высказаться, по очереди в каждой из образовавшихся групп.

Вопросы для обсуждения

- «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альбер Камо – рус. революционер)

- «Люди устали от свободы…» Б. Муссолини

- «Свобода возникает только с изменением человека». (Карл Ясперс).

 - «Если хочешь освободить меня, будь свободен сам» Эмерсон.

- «Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок». (Е.Дашкова).

- «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным». (Ж. Лабрюйер)

-  «Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее». (Б.Шоу).

7. Работа со стихотворением В. Леви о свободе.

Рабство — это тепло,

из кастрюльку оно в твою жизнь потекло,
из бутылочки, из материнской груди,
из тюрьмы, где не ведал, что все впереди,
из темнейшей, теснейшей, теплейшей тюрьмы,
где рождаемся мы,

а свобода,

а свобода, сынок, холодна,
ни покрышки, ни дна,
а свобода...

Рабство — это еда,

это самое главное: хлеб и вода,
и забота одна, и во веки веков
одинаковы мысли людей и быков,
любит клетку орел, усмиряется лев,
поселяется в хлев,

а свобода,

а свобода, сынок, голодна,
ни еды, ни вина,

а свобода...

Рабство — это твой друг,

твой заботливый врач,

твой спасательный круг,

обвивающий шею, сжимающий грудь-
плыть не можешь, зато веселее тонуть,
как душевно, как славно с дружком заодно
опускаться на дно,

а свобода...

- Прочтите еще раз стихотворение. Понравилось ли оно вам?

- Подчеркните понравившиеся строчки.

- Продолжите предложение: «А свобода…», какая же она для вас свобода?

- Можно ли дать название стихотворению словами Н.А. Бердяева.

“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”.

8. Рисунок на тему «Свобода».

- Мы много говорили сегодня о свободе личности. А сейчас мы сможем перенести образ свободы на бумагу. У каждого он будет свой, что получится, мы с вами увидим через несколько минут. Перед вами бумага, краски, кисти, а тема рисунка «Свобода». (звучит музыка В. Зубкова главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны»)

- Что вы представляете, когда слышите эту музыку? Что это за музыка?

Работы вывешиваются на магнитную доску.

- Какая работа привлекла ваше внимание? Почему?

- Есть ли похожие работы?

- Довольны ли вы своим творчеством? Чего вам не хватило для полной реализации задуманного?

9. Итог урока.

- Прочтите название темы с разными интонациями, в зависимости от знака препинания.

- Начнем с восклицательной формы. Что вы слышите? (утверждение, провозглашение, сила, позитив, бунт)

- А теперь вопросительная форма. Кому задан вопрос? (себе). Что вам нужно для ощущения свободы?

- Прочтите в повествовательной форме. Как вы думаете какая форма характерна для зрелой личности? (повествовательная, не надо ни у кого спрашивать, не надо доказывать, внутреннее ощущение свободы и трансляция этого ощущения окружающим).

 10. Эмоциональный заряд. Кричалка «Я свободен!» (фраза призносится шепотом, потом с каждым разом чуть громче и в последний раз выкрикивается со всей силой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Доклад на тему: "Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии"

Доклад на тему: "Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии"...