Особенности воспитания в школьной среде
статья по психологии по теме

Шевелева Надежда Алесьевна

Школа – центральный социальный институт образования и воспитания подрастающих поколений.Развитие взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности.  Происходящие в нашей стране социальные изменения дали исторический шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача воспитания личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennost_vospitaniya_v_shkolnoy_srede.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        ДОКЛАД

социального педагога

ШЕВЕЛЕВОЙ Н.А.

на ММО социальных педагогов

09.01.2013 года

«ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ»

      Не для кого из нас не секрет, что школа – центральный социальный институт образования и воспитания подрастающих поколений. Мы обязаны по долгу своей профессии не только обучать подрастающее поколение, но и воспитывать. Я позволю зачитать выдержку из приказа Министерства образования и науки России от 03.02.2006 г. № 21:«Воспитание – это важнейшая стратегическая задача общеобразовательного учреждения как центрального звена социализации детей. Все педагогические работники учебных заведений призваны содействовать всестороннему развитию личности ребенка, формированию его самостоятельности и ответственности» В каком же направлении нам вести поиск действенных воспитательных приемов . Согласитесь, что эти приемы зависят от искусства учителя, которое никогда не заменит никакая наука, но эти приемы действенны только тогда, когда за ними принципы, которые буквально выстраданы наукой и практикой жизни. Помимо знаний, умений и навыков, которыми школа вооружает своих воспитанников, она должна сосредоточить свои усилия на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий жизни, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие качества.

      Особенностью нашего времени является размывание границ между важнейшими духовными ценностями, такими как добро,  любовь к Родине и труду, самопожертвование, уважение к старшим и другие замечательные человеческие качества, которые дают человеку право называться Человеком. А это значит, что ребенок нуждается в огромной помощи старших и, в том числе педагогов, рядом с которыми он проводит буквально половину своей начинающей жизни. Философ-гуманист , ученый ХУ1 Века Ян Амос Коминский считал:«Человек и дерево сходны, ведь плодоносное дерево может произрастать, как представленное самому себе. Но только тогда дикое растение принесет вкусные и качественные плоды, когда за ним будет ухаживать искусный садовник».

 Многие, конечно же, возразят, что характер ребенка формируется уже к

5 годам , что в школу дети приходят к нам уже «укомплектованные» тем, что заложила в него семья, что, мол «яблоко от яблочка не далеко падает». Конечно же, такие утверждения отчасти имеют место быть. Но  если согласиться с устойчиво бытующим мнением , что личность обитает внутри отдельного человека, а все поступки ребенка жестко выводятся из его собственной биографии, то процесс воспитания будет строиться, попросту говоря, в лоб: «Скажи мне, кто твои родители и я скажу, кто ты» Грустные последствия такого понимания трудно переоценить. Тем более, что статистика нашей действительности подтверждает увеличение числа «неблагополучных» семей, в том числе семей с неблагополучным душевным климатом. Наша же задача и состоит в том, чтобы изменить отношение к жизни у трудного обучающегося, стать для него тем добрым «садовником», который вырастит доброкачественные плоды, полезные для общества и самой личности. Да, труд это нелегкий, но, что греха таить – после выпуска наших детей из школы, мы чаще всего помним всю жизнь «Абрашиных», нежели уж очень положительных учеников.

      К вышесказанному хотелось бы добавить, что развитие каждой личности таит самые непредсказуемые возможности. Велика возможность ложного прогноза развития, основанная на степени выраженности их способностей. Нередко интеллектуальные вундеркинды, бурно стартовав, угасают, достигнув совершеннолетия. Однако, в мировой истории сохранились сведения о детях, судьба которых сходна с судьбой «Гадкого утенка» Г.Х Андерсена. Такими «гадкими утятами» были и Эдисон, исключенный из школы за бездарность, и Энштейн, очень поздно начавший говорить, которому предсказывали судьбу неполноценного ребенка. Они смогли состояться вопреки общественному приговору, судящему о ребенке не по его возможностям, а по наличным способностям.

      Последнее время психологи бьют тревогу: в школе существует подмена воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитывать – значит объяснять. Из-за этой иллюзии в школе часто господствует чисто словесное воспитание. При этом не учитывается, что самые правильные слова и призывы не могут научить совести, что нечестность не рождается из-за незнания и знанием ее не перекроешь. Конечно же, нельзя ввести в школьное расписание уроки доброты и мужества, но, порой достаточно двух минут внимания трудному ученику,  лакового слова, брошенного вслед  «Какой те сегодня красивый, Димка Иванов!» , и настроение у ребенка на весь день хорошее, да и на уроках сидит поспокойнее.

      Очень часто ученику, нарушившему те или иные принятые нормы, говорят: «Если ты и дальше будешь всех отвлекать , то тебя придется вывести из класса. Нетрудно заметить, что такого рода воспитательные воздействия обладают двумя особенностями. Во-первых, на первом плане стоит наказание за отклонение от правил, которое ожидает лично совершившего нарушение ученика. Во-вторых, все эти воздействия неявно игнорируют явление «запретного плода» , а но, как известно, сладок.  Чем больше вы критикуете ученика, говорите ему, что он превращается в отпетого типа, тем сильнее привлекаете его к эти антиидеалам.

     Однажды психологи провели такой эксперимент. Они установили на лужайке с одуванчиками небольшой плакат с надписью: «По траве строго ходить воспрещается». До этого никто одуванчики не топтал. Результаты появления плаката не заставили себя ждать  На следующий день одуванчики были вытоптаны. Не стоит ли задуматься о том, сколь часто наше воспитание строится по формуле: «По траве строго ходить воспрещается»

       И тем более, совершенно недопустимо «выставлять» ученика из класса, «выгонять его вон». Ведь это, как правило, «трудный» ребенок, и,  «выйдя вон»  не попадет ли он в какую-нибудь противоправную ситуацию или ситуацию, угрожающую его здоровью. А потом , в первую очередь, спросят  того учителя, с урока которого он был удален.

            Развитие взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с ребенком в разных видах деятельности. При этом ребенку необычайно трудно поделиться со взрослым своими настоящими проблемами, приоткрыть свой внутренний мир. Поэтому школьник часто пользуется «суперкодированием», в результате чего общение с ним становится сходным с разгадыванием шарад.

Рассмотрим ситуацию, часто возникающую  на уроке.

Ситуация:

  • Наталья Ивановна, посмотрите, я правильно решаю ( Ученик третий раз за 10 минут подходит к столу учителя)
  • Ты ведь сам знаешь,  Максим, что правильно. Сядь сейчас же на место и ,прежде чем спросить,  поднимай руку.

Учитель расценил неуверенность Максима и его потребность в одобрении, как нарушение дисциплины, заставил подчиняться требованиям и проигнорировал его чувства.

   Рассмотрим данную ситуацию в ином ключе.

Ситуация:

  • Наталья Ивановна, посмотрите, я правильно решаю
  • - У тебя есть сомнения в том, что ты делаешь
  • Угу.
  • Расскажи, как ты решал… Как можно проверить, правильно ли ты решил.

Ученик рассказывает, каким способом он решал задачу, как сделал проверку.

  • Теперь ты убедился, что сделал правильно

Может быть, подобное реагирование покажется учителю неправильным – ведь время урока не резиновое – некогда вести душевные разговоры. Гораздо привычнее сделать замечание.

(Но ведь не каждый ученик так откровенно спросит учителя) Однако, при этом ученик останется наедине со своим переживанием, а материал урока все равно будет для него безразлично В итоге у школьника постепенно усилится нежелание учиться и пропадет желание быть с учителем искренним.

        Убеждения, совесть, честь – все это смысловые установки личности, которые формируются в совместной деятельности , в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей не передаются посредством самых правильных слов. «Смыслу не учат  – смысл воспитывается»

     Не для кого не секрет, что в последнее время дает о себе знать рост различных неформальных молодежных объединений: готы, эмо,  панки и прочие. В неформальные объединения школьники втягиваются преимущественно в возрасте 12-15 лет. И не случайно. Социологи называют этот период возрастом «бури и натиска». Здесь не просто красивый образ. В таком возрасте школьник начинает с особым упорством искать путь в жизни, свое «я».  Причем процесс формирования нередко состоит в поиске способов самоутверждения «Я шокировал всех, значит я отличен от всех. Я отбросил предлагаемый вами идеал, значит, у меня есть свой. Следовательно, я – личность!» В знак протеста против духовных стандартов, против установившегося в уме подростка понятия «Я- плохой» , молодежь нередко объединяется в компании со своими ритуалами и символами. И вновь рассуждения не отличаются сложностью «Мы против учителя- значит должны делать то, против чего он выступает. Аккуратность в одежде – вот вам нарочито грязные куртки. Примерное поведение – получите публичную драку.  Даже популярным танцем брейк ребята вызывающе говорят: «Смотрите – я антистандарт!»  Причиной этого инфантилизма некоторой части молодежи является неподготовленность и неумении ориентироваться в жизни. И вновь встает извечный вопрос: «Кому как не нам, педагогам, подготовить  ребенка

 ( и ребенком по закону является лицо, не достигшее 18 –летнего возраста)  к вступлению в жизнь,  правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и достойно выходить из создавшегося порой не совсем благоприятного положения.

       В названии темы доклада звучат слова – интеграция всех субъектов воспитания. Огромная роль в этой интеграции лежит на плечах классного руководителя. Что же ждут дети от своих классных мам  Входе исследования, проведенного в ряде школ крупных городов России , социологи задавали один и тот же вопрос : «Что же ждут дети от школы и классных руководителей.» Было выяснено следующее:

-  чтобы в школе к ним относились с доверием и  уважением;

  • чтобы учителя были помощниками;
  •  чтобы школа была тем местом, где людям есть дело друг для друга;
  • - свободы, а не вседозволенности
  • иметь учителей, заинтересованных в их успехах, а не поражении.

      Классные руководители, которые ежедневно, в течение недели видят своих подопечных, должны улавливать состояние каждого ученика, видеть проблему, возникшую внезапно, принять неотлагательно конкретные меры, чтобы помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Тут и включается процесс интеграции – сближения с социальным педагогом.

       В нашей школе по состоянию на 1 января  2013  года состоят  в списке  «Группы риска»  – 11 обучающихся.  Это те обучающиеся, которые постоянно или систематически пропускают  занятия без уважительных причин или нарушают Устав школы,  обучающиеся, приглашенные правоохранительными органами на КДН  за совершенные правонарушения, а также обучающиеся, оставленные на повторный год обучения.

      Также социальным педагогом ведется учет неблагополучных семей, точнее – семей, находящихся в социально-опасном положении. Их 6.

      Регулярно  проводятся профилактические беседы с обучающимися «Группы риска». А также разрешаются ситуации, возникшие спонтанно, в которых задействованы подростки, совершившие какое-либо правонарушение в школе. Обучающиеся, злостно нарушающие Устав школы не посещающие школу без уважительных причин , совершившие правовые нарушения, приглашаются на Комиссию по делам несовершеннолетних ( примеры)

       Социальным педагогом  школы проводятся рейды-посещения семей, находящихся в социально-опасном положении а также выход в семьи, чьи дети не посещали школу длительное время  и выясняются причины их отсутствия.

     Ведется учет обучающихся,  систематически или регулярно не посещающих занятия без уважительных причин, список которых ежемесячно подается в РУО. На сегодняшний день – это Корсунов Алексей и Фомин Илья.

        Также в нашей школе работают Совет профилактики правонарушений, заседания которого проводятся один раз в месяц, а также Административный Совет школы, на заседания которого приглашаются родители и дети, совершившие правонарушения или уклоняющиеся от учебы.

        «Наша служба и опасна и трудна… и на первый взгляд, как-будто не видна…»

          В заключении хочется сказать следующее: Происходящие в нашей стране социальные изменения дали исторический шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача воспитания личности обучающегося. Социальный педагог, классный руководитель, директор школы превращаются в социального архитектора образа жизни ребенка, который в процессе сотрудничества, совместной деятельности с детьми помогает найти им свою дорогу в полном противоречий мире.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности патриотического воспитания детей школьного возраста при подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Победе в Великой Отечественной войне

В данной статье рассмотрены вопросы патриотического воспитания детей школьного возраста, посредством вовлечения их в подготовку и проведение мероприятий, связанных с Великой Победой в Великой Отечеств...

Возрастные и психологические особенности пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде

В разработке представлен сценарий проведения родительского собрания для родителей пятиклассников. материал могут использовать как психологи образовательных организаций, так и классные руководители. Пр...

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....

Психологические особенности конфликтов в школьной среде

Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот ...

Психологические особенности воспитания детей класса со школьной дезадаптацией

В статье автор говорит о проблемах, встающих перед классным руководителем, подростками и родителями в классе, приводя пример из личного опыта и раскрывает возникающие вопросы и пути их решения....

Проект как одна из форм воспитания толерантности в школьной среде

Обмен опытом с педагогами по формированию толерантности...

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...