Занятие по психологии "Конфликты и пути их разрешения".
план-конспект занятия по психологии по теме

Занятия проводятся в рамках программмы "Познай себя" в период адаптации, обучающихся в среднем звене. Рекомендовано для обучающихся младшего подрасткового возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikty.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие »Конфликты, пути их разрешения.»

(подростковый возраст)

Цель: познакомить с разными стилями разрешения конфликтов, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Что такое конфликт? ( выслушать ответы уч-ся). Конфликт –это столкновение несовместимых, противоположных интересов, устремлений, потребностей и мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, между человеком и группой, несколькими группами.

Конфликт- не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе - значит, столкнулись чьи-то интересы, желания, мнения. Конфликт возник потому, что в ваших отношениях с другим человеком появилось разногласие, а может быть – противоречие.

От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. А как это сделать, если страсти кипят и вас переполняют негативные эмоции?

Поэтому  нужно уметь правильно подходить к конфликтной ситуации, и знать правильные  способы разрешения конфликтов. Существует 5 стилей разрешения конфликта. Для каждой ситуации один из вариантов может быть успешным.

  1. Приспособления (решения в ситуациях, если вас не особенно волнует случившееся). Если вы хотите сохранить мир и доброе отношение,  нежели что-то иное. Ведь важнее сохранить хорошее взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы; вы понимаете, что итог ситуации, важнее для другого человека, нежели для вас, если вы понимаете что вы не правы, поэтому  ваши усилия должны быть направлены на поддержание отношений любой ценой.

Как же выполнить приспособления?

Следует смотреть вниз или в сторону, избегать прямого взгляда. Не следует использовать  вызывающего положения тела. Нужно стараться говорить мягко и употреблять  больше определений.

2.  Компромисс (следует использовать если вы хотите прийти к решению очень быстро) Для того, чтобы компромисс состоялся у сторон д.б. одинаковая соц. роль. Если удовлетворения  вашего желания имеет для вас не слишком большое значение и вы можете позволить себе уменьшить первоначальную цель. Компромисс часто является удачным вариантом, когда нельзя прийти к обоюдному желании.

Как же себя вести, чтобы компромисс состоялся?

Никогда не понимать на поверхность глубинные мотивы и цели, только поверхностные нужды. Так же использовать прямой взгляд, использовать переговоры. Необходимо уметь  поставить, что-либо впереди своего принципа.

  1. Уклонение ( рекомендуется использовать, если напряженность слишком велика и вы понимаете необходимость ослабления начала эмоций) Если вы не можете решить конфликт в свою пользу и понимаете что у другого человека больше шанса для решения этой проблемы.
    В чем же состоит техника уклонения от конфликта?

Во время обсуждения сосредоточиться на чем-то другом. Не следует открывать чувств и обсуждать их. Можно просто уйти со словами: «Я не готов сегодня обсуждать эту проблему».

  1. Конкуренция ( Использовать если исход проблем для вас очень важен, если вы обладаете достаточным авторитетом ) Если вы находитесь в критической ситуации и она требует конкретного реагирования ,когда ваше решение наиболее правильное. Если вы выбрали этот стиль, то энергия должна быть направлена на победу. Если вы выбрали стиль конкуренция; то вы должны проявлять напористость, употреблять утверждающиеся словосочетания и помните, что выбрав этот стиль, необходимо пожертвовать чувствами других людей.
  2. Сотрудничество  (желательный).  Используется  если решение проблемы важно для сторон и никто не хочет от него отстраняться, если у вас тесные взаимоотношения с другой стороной, если нет разницы в положении, если у вас достаточно времени.

Как себя вести в сотрудничестве?

Определения общих интересов, вместо занятия  позиции, внимательное слушание (используется язык я-послание- передавать свое состояние «я очень обижен», совместная работа над решением конфликта.

Процедура решения конфликтов.

1.Мозговой штурм ( Записывать, разговаривать )

2. Симулируйте согласованные точки зрения .

3. Договоритесь о решение, которое может удовлетворить стороны.

4. Если решении кажется для сторон невозможным, следует отложить решении проблемы и вернуться через определенное время.

5. Если нужно, то прибегнуть к помощи со стороны .

6. При решении проблемы использовать « Я-сообщение ». ( Я чувствую,  что ты , я хочу, чтобы ты…)

Уход от конфликта не всегда является лучшим вариантом. У конфликта бывают и положительные стороны. Конфликт побуждает нас к деятельности, может стать причиной личностного роста.

Основным источником конфликта является раздражение, которому необходимо получать частичный выход. Если человек  пожалуется, выскажется кому-либо, то выход раздражению будет найден и конфликта не произойдёт. Но если всё же конфликт состоялся, нужно уметь контролировать свои эмоции и справляться со своим гневом,

Поэтому хочу предложить вам полезные советы:

-Сделайте перерыв во время конфликта.

-Представьте себя со стороны.

-Можно сделать глубокий вздох во время спора, послушать музыку, сделать физическое упражнение, заняться любимым делом.

-Удивите партнера чистосердечным признанием и предложением к сотрудничеству.

-Помогает так же прием визуализации (представить, как человек, с котором вы конфликтируете уменьшается в размерах или распадается на кусочки.)

-Предложите партнеру говорить в спокойных тонах.

Правила установления взаимоотношений.

- Использовать Я – сообщения. (Техника передачи своего состояния) (Я очень взволнован.)

- Контролируйте, отдавайте себе отчет о вашем тоне и языке вашего тела.

- Необходимо слушать внимательно собеседника, не прерывать его.

- Обязательно проявлять терпение, которое проявляется в безмолвии, внутренне пытайтесь вставать на место другого человека.

- Пытайтесь понять чувства другого человека. Помните, каждый человек хочет должен быть услышанным.

- Учитесь слушать.

Правила выхода из конфликтной ситуации.

Говори только о своих чувствах, а не о промахах других. (Опять бессовестный, вернулся домой поздно, а если я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!)  Говори четко и ясно, чтобы собеседник мог понять какой смысл ты вкладываешь в свои слова. Если ты понимаешь, что ты не сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей, на самом деле  иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации. Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого-то – это значит слушать слова, которые он говорит и стараться понять его чувства. Извинись. (Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт.) Попробуй произнести следующие фразы: Мне очень жаль, что так вышло, извини ; Я совсем не хотел, чтобы так получилось

Переговоры: Давай обсудим ситуацию.

Отложи обсуждения , иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Немного подождать, отложить выяснения вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы : Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра.

Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров, но для этого необходимо желание обеих сторон.

Не проявляйте инициативу там¸ где в ней не нуждаются.

 – Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

- Проявляйте выдержку.

 Сегодняшнее занятие, хочется закончить предложением:  

Хорошую жизнь плохими словами не построишь, нужно говорить друг другу хорошие слова, делать добрые дела и пусть в вашей жизни будет поменьше конфликтов.

В знак доброго отношения друг к другу, предлагается упражнение »пожелание»

(раздаются каждому ленточки на шею, как для медали, а на столе много  коротких  разноцветных  ленточек, каждый учащийся берёт себе несколько и по желанию подходит к другим учащимся завязывает на ленте узелок и говорит своё пожелание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

«Конфликт и пути его разрешения» Занятие – тренинг для подростков

Занятие посвящёно способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдер...

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»

Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...

Методическая разработка профилактического занятия: "Конфликт и пути его разрешения"

Профилактическое занятие для обучающихся 5-6 класса, направленное на развитие навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций...

Конспект занятия "Конфликт и пути его разрешения"

Занятие для детей подросткового возраста....

Занятие 5. Конфликт и пути его разрешения

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.Задачи:• познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;• ознакомление учащихс...

Занятие на тему: "Конфликт и пути его разрешения"

Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно разрешать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдержив...