Развитие логического мышления
методическая разработка по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Развитие логического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_log.myshlenie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Заокская начальная образовательная школа»

          Утверждаю                                                                                       Принято решением

           Директор школы ____________                                           педагогического совета

                                                                                              (пр. №   от                      г.)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Развитие логического мышления

Программа

индивидуальных и групповых занятий

с учащимися 3-4 классов

Составитель:

педагог-психолог Щукина А. А.

2009-2010

Учебный год

Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции как мышление, восприятие, память.

Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо его научить дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показывать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Если учащиеся 1-2 класса отмечают  наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение, то к 3 классу школьники в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов.

К 8-9 летнему возрасту у  ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана  с определенным уровнем развития способностей к абстрагированию и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием  является умение им оперировать.

Третьеклассники  должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3 класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями: противоположность, наличие функциональных связей, часть и целое.

Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение.  Но особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.

В основном все эти понятия формируются у детей к 4 классу. Но есть дети, которые так и не овладели вполне этими операциями,  и поэтому дальнейшее обучение будет даваться им с трудом. Так как учеба в старших классах предъявляет более высокие требования к развитию логического мышления, то учащие не овладевшие данными способностями, будут испытывать большие трудности.

Чтобы помочь младшим школьникам в формировании данных мыслительных способностей, необходимо планомерно и систематически развивать логическое мышление, используя различные задания и игры. Для этого и составлена данная программа.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического);
  • развитие рефлексии и произвольности;

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо -гимнастические упражнения;
  • игры;
  • тесты;
  • анаграммы, ребусы и др.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 10

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.
  2. Формирование  следующих качеств: произвольность, рефлексия, мышление понятиями.
  3. Формирование основных компонентов учебной деятельности.

Программа  развития  логического мышления

(За основу взята  разработка поурочных занятий Л.Ф. Тихомировой

«Упражнения на каждый день»)

№ урока

Цель занятия

Методики и задания  (№ занятия в сборнике)

1

Находить и выделять признаки предметов,  развитие мысл. операций .

Признаки предметов, «состав чисел», «состав слов», время года по признакам, анаграмма.

 № 1,2

2

Находить и выделять признаки предметов, слов, чисел. Распознать предмет по признакам.

Признаки предметов , чисел, слов; анаграмма; «зашифрованное слово».

№3,4

3

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел, операции анализа и синтеза.

«Признаки», Логическая задача, «Эхо»,  «Зашифрованное слово» № 5,6

4

Находить и выделять признаки животных, слов, чисел; мысл. операции

«Признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово».

№7,8

5

Находить и выделять признаки фигур, слов, чисел; развитие речи; мысл. операции.

«признаки», «Эхо», «Найди существенное», «зашифрованное слово», логическая задача.

№ 9,10

6

Находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез.

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «Анаграмма», логическая задача.

№11,12

7

Развитие речи, находить и выделять признаки предметов, вр.года; мысл. операции. анализ и синтез

«Признаки», «загадки», «Найди существенное», «эхо», логическая задача, зашифрованное слово

№13,14

8

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, анализ, синтез.

 «загадки», «Найди существенное», «слова», логическая задача, «эхо»

№15,16

9

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

«загадки», «Найди существенное», «зашифрованные слова», логическая задача, «эхо»,

«сравнение»

№17,18

10

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, сравнение, логика.

«Слово»,  логическая задача, «Загадки», «Сравнение»

№19,20

11

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, логика

«Сравнение», «загадки», «Занимательная лесенка», «Анаграмма», логическая задача.

№21,22

12

Находить предметы по заданным признакам, находить сушеств. призн. предметов, слов; сравнение, мысл. операции и синтез

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,

«Закономерности»,«Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№23,24

13

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение, мысл. операции и синтез

«Загадки», «Сравнение», «Змейка», «Закономерности», «Анаграмма», «Зашифрованное слово».

№25,26.

14

Находить предметы по заданным признакам, находить отличия, закономерности; сравнение; мысл. операции и синтез

«Загадки», «Сравнение», «слова», «Закономерности»,  «Зашифрованное слово», «Ом-

монимы», «Лог. задача»

№27,28.

15

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

«Загадки», «Сравнение», «зашифрованное слово», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача»

№29,30.

16

Сравнение вр.года, чисел, предметов; логика, анализ и синтез

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности»,  «Змейка»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№31,32

17

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

«Загадки», «Сравнение», «Закономерности», «Зашифрованное слово»,  «Слова»,  «Лог. задача»

№33,34

18

Сравнение чисел, предметов; логика, анализ и синтез. Узнавать предметы по признакам, мысл. операции

«Загадки», «Сравнение», «Занимательная лесенка»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды.

№35,36

19

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать.

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№37,38

20

Узнавать предметы по признакам, сравнение, лог. мышление, анализ и  умение слушать

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Слова»,  «Лог. задача», числовые ряды, «Зашифрованное слово»

№39,40

21

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадки», «Сравнение»,»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Занимательная лесенка»,  «Змейка»

№41,42

22

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Анаграмма», закономерности.

№43,44

23

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадки», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», закономерности, «Ребус».

№45,46

24

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадки»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Закономерности», «Слова».

№47,48

25

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадка», «Сравнение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Змейка», «Анаграмма».

№49,50

26

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, анализ и синтез. Развивать речь и мышление.

«Загадки», «Классификация»,   «Сравнение»,  «Закономерности», числовой ряд,  «Слова», «Оммонимы», «Лог. задача»

№51,52

27

Узнавать предметы по признакам,  классификация, сравнение, обобщение, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Числовой ряд»,  «Слова», «Занимательная модель».

№53,54

28

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№55,56

29

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее»,  «Слова» «Зашифрованное слово».

№57,58

30

Классификация, обобщение, установление закономерностей, лог. мышление, анализ и синтез

«Загадка», «Обобщение»,  «Классификация»,  «Лог. задача»,  «Что лишнее?»,  «Анаграмма» «Слова».

№59,60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления при решении задач по физике

В работе описаны некоторые подходы развития логического мышления при решении задач по физике, основанные на собственном опыте работы...

Развитие логического мышления при решении задач по физике

Расмотрены некоторые аспекты методики развития логического мышления обучающихся при решении задач по физике (из собственного опыта работы)...

Развитие логического мышления через решение нестандартных задач

Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...