информация
презентация к уроку по психологии по теме

Бондаренко Наталья Владимировна

для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_dezadaptatsiya_s_roditelyami_-_2_varianta.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная  дезадаптация:  виды, причины и способы  преодоления

Методические рекомендации для учителя

Возраст

Феноменология дезадаптации (как проявляется)

Возможные причины

Взаимодействие с родителями в период адаптации

Рекомендации

психологические

социальные

1-е классы

 Физиологическое состояние:

  • часто болеет, наблюдается сильное снижение веса, снижение/повышение артериального давления,
  • головные боли,  энурез,  энкопрез,
  • утомление, переутомление,
  • капризность.

Поведение:

  • бьет себя в ситуации неуспеха, постоянно грызет ручку , вскакивает с места на уроке, ходит по классу, невнимательный,
  • не работает в одном темпе с классом.
  • нежелание идти  в школу(жалобы «все обижают, никто не слушается, учитель не любит»)
  • отказывается  от участия в совместных играх,
  • нервничает, отказывается от продолжения работы,
  •  не следует установленным правилам.

Эмоциональная сфера: замкнутость,

  • снижение инициативности и самостоятельности, трудности во  взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,
  • слабое стремление к достижению цели,
  • не умеет принимать собственные решения

 Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность  механизмов совладания со стрессом;

- страхи, повышенный уровень тревожности.

Способность  к регуляции поведения снижена,

Несформированность  «внутренней позиции школьника»;

-особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка )

-изменение - социального статуса (стал школьником);

саморегуляция

-нарушение речевого и психического развития, несформированность коммуникативных навыков

Индивидуальные особенности организма, способы реагирования;

 особенности воспитания в семье;

специфика мер наказаний в семье;

непосещение детского сада;

несформированность норм поведения; - отсутствие контакта с педагогом;

-Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками

Взаимодействуя с родителями, необходимо использовать такие психотехнические приемы, как техники слушания, технику поддержки, технику Я-высказывания, применяемую в ситуации конфликта.

Беседуя с родителями, описывайте ситуацию по следующим позициям:

Поведение («бьет себя в ситуации неуспеха, грызет ручку…»)

Физиологическое состояние

(«часто болеет, плохо спит…»)

Эмоциональная сфера

(«замкнут, агрессивен…»)

Помните, что родители стараются делать все, что могут и как понимают.

Это может расходиться с Вашим взглядом на ситуацию.

Поэтому  найдите в позиции родителей сильную сторону и стройте беседу, опираясь на нее.

Результатом Вашей встречи должно быть сотрудничество.

Если этого не получилось, держите нейтралитет (не равнодушие!), продолжая работать с ребенком  и консультируясь со специалистами(психологи, логопеды, дефектологи).

Для родителей:

«Не показывайте  ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте  фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми.

Обязательно поручайте ребенку дела по дому».

В школе:

Социализация:

- Активно включать детей в подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий, внеклассных мероприятий. Проводить «разгрузочные» 5-минутки в течение урока (психогимнастику).

Психологический аспект:

- Подчеркивать, выделять ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен (это может быть футбол, рисование, танцы и т.д.), оказывая ребенку поддержку,  помогая ему  обрести веру в себя.


Внимательно слушать ребенка и признавать его право на те или иные чувства.


При необходимости обратиться к соответствующим специалистам (педиатр, невролог, психолог и др.)

5-е классы

Физиологическое состояние:

  • внешний вид ребенка усталый,утомленный, беспокойный сон;
  • значительные трудности утреннего пробуждение,
  • вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Поведение:

Дома, с родителями:

  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • нежелание выполнять домашние задания.

В школе:

  • создает шум на уроке, задевая других детей,
  • нарушает правила поведения,
  • агрессивное поведение на переменах,
  • нецензурная лексика, драки
  • регулярные опоздания, пропуски занятий

  • негативные характеристики в адрес школы, учителей  и одноклассников
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Эмоциональное состояние:

  • резкое повышение тревожности, выражающееся повышенной или пониженной активностью,
  • вспыльчивость,
  • обидчивость,
  • трудности в установлении контакта
  • гиперчувствительность и ранимость

 Смена гормонального фона,

повышенный уровень тревожности,

 неадекватная самооценка

-смещение приоритетов с учебной деятельности в сторону межличностного общения, как особенность подросткового возраста,

Сильное развитие чувства справедливости,  отстаивание которого приводит к конфликтам как в школе, так и семье.  

  • Много разных учителей
  • новое, непривычное расписание,
  • много новых кабинетов, новый классный руководитель
  • проблемы со старшеклассниками.
  • существенно возросший темп и объем работы.

(как в классе, так и дома)

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов.
  • ослабление или отсутствие контроля со стороны родителей
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи учителей
  • неумение работать с текстами, что замедляет темп деятельности

Родители 5-х классов испытывают  сильное чувство тревоги из-за того, что в средней школе  дети должны становиться более самостоятельными.  От них требуется самоорганизованность, саморегуляция, «собранность» и т.д.  Новый этап  в развитии как ребенка, так и семьи  проходит  неспокойно. Учителю необходимо сохранять нейтральную позицию и терпеливо (без раздражения  как внешнего, так и внутреннего), выслушивать их опасения и пожелания, разъяснять им особенности возраста и все связанные с этим проявления.

Учителю необходимо плавно перейти от опеки к  более взрослому общению с детьми  и  проводить в классе мероприятия направленные на социализацию (походы, экскурсии,  дискуссии о дружбе и справедливости и т.д.).

Родителям:

     Принятие  чувств ребенка и его права на них, несмотря на те неудачи ,с которыми он уже столкнулся.

     Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка постарайтесь, встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

     Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю

     Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации ,вместе ищите выход из конфликтов и затруднительных ситуаций.

     Помогите выучить имена новых учителей.

     Не следует сразу ослаблять контроль  за учебной деятельностью.              Приучайте его  к самостоятельности постепенно ,познакомтесь  с одноклассниками.

     Недопустимы физические меры воздействия

исключение мер наказания,  таких как лишение удовольствий.

     Поощрение и предоставление самостоятельности в учебной работе.

       Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

В школе

Приоритетным направлением в этот период является

создание в классе атмосферы психологической безопасности

Работа по развитию навыков общения  в качестве профилактики конфликтов

Формирование  и развитие навыков разрешения конфликтов.

Проблемы подростковой толерантности.

Дружба.

10-классы

Физиологическое состояние:

-быстро утомляется,

-проявления хронических заболеваний,

-у девочек периодические недомогания,

-более яркие проявления вегето-сосудистой дистонии,

-частые головные боли  - психосоматические расстройства.

Поведение:

 учащийся  становится недисциплинированным,

невнимательным,

-отстает в учебе,  низкая успеваемость

 - систематические прогулы

- регулярное невыполнение домашнего задания

- споры и препирательства с педагогом

- не приносит учебники, тетради на уроки

- драки, правонарушения

- курение,употребление алкоголя,психоактивных веществ

- «сидит» в интернете допоздна

Эмоциональное состояние:

-резкая смена настроений;

-неуверенность в общении со сверстниками;

-трудности в выборе профессии, в выборе профиля;

-немотивированная  внешне агрессия.

 

Неадекватный уровень притязаний

несформированность жизненных планов, целей, перспектив и системы ценностей;

-трудности в установлении контактов с окружающими людьми (несформированность навыков общения)

Адаптация в новом коллективе,

- адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

 -смена критериев оценки  

- изменение отношений в семье

- стремление к приобретению определенного статуса в группе сверстников

- смещение приоритетов в сторону романтических отношений, как особенность данного возрастного этапа

С родителями старших  подростков  стоит обсудить проблему взаимопонимания с взрослеющими детьми, тему беспокойства о безопасности детей, тему  их романтических отношений.

Необходимо понимать и объяснить это родителям,  что наступил период  перехода внутрисемейных отношений на новый этап – адаптации подростков к взрослой жизни и о помощи родителей  им на этом этапе. Помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах их поступков.  Необходимо помочь каждому родителю осознавать свои мотивы  воспитания ребенка с целью дальнейшего развития его как личности.

        В школе

 Организовать ппсихологическую и ппедагогическую пподдержку учащимися, у у которых выявлена ттревожность по оотношению к школе;

Классному руководителю учесть дданные ппсихологической ддиагностики при      фформировании кклассного коллектива;

- Учителям-ппредметникам учесть дданные ппсихологической ддиагностики в своей рработе;

- Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.

- Избегать морализаторских бесед и нотаций с детьми, это может вызвать обратную реакцию у учеников, замкнутость или агрессию.

- В случае конфликтной ситуации предоставьте ребенку право выбора, признайте его чувства, избегайте унижений, сарказма и высмеивания ребенка.

-


Школьная  дезадаптация:  виды, причины и способы  преодоления

Методические рекомендации для учителя

Возраст

Феноменология дезадаптации (как проявляется)

Возможные причины

Виды работ и методики для определения причин и характера дезадаптации

(для психологов)

Рекомендации

психологические

социальные

1-е классы

- Физиологическое состояние:

  • часто болеет, наблюдается сильное снижение веса, снижение/повышение артериального давления,
  • головные боли,  энурез,  энкопрез,
  • утомление, переутомление,
  • капризность.

Поведение:

  • бьет себя в ситуации неуспеха, постоянно грызет ручку , вскакивает с места на уроке, ходит по классу, невнимательный,
  • не работает в одном темпе с классом.
  • нежелание идти  в школу(жалобы «все обижают, никто не слушается, учитель не любит»)
  • отказывается  от участия в совместных играх,
  • нервничает, отказывается от продолжения работы,
  •  не следует установленным правилам.

Эмоциональная сфера: замкнутость,

  • снижение инициативности и самостоятельности, трудности во  взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми,
  • слабое стремление к достижению цели,
  • не умеет принимать собственные решения

 Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность  механизмов совладания со стрессом;

- страхи, повышенный уровень тревожности.

Способность  к регуляции поведения снижена,

Несформированность  «внутренней позиции школьника»;

-особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка )

-изменение - социального статуса (стал школьником);

саморегуляция

-нарушение речевого и психического развития, несформированность коммуникативных навыков

индивидуальные особенности организма, способы реагирования;

 особенности воспитания в семье;

специфика мер наказаний в семье;

-непосещение детского сада;

-несформированность норм поведения; - отсутствие контакта с педагогом;

-Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками

Методики: (диагностика) модифицированный

 Т.А. Нежновой,

(Личностное развитие)

Д.Б. Эльконин ,А.Л.  Венгер «Методика беседа о школе».Регулятивное)

Методика «Кодирование» Векслер.  Познавательная

«общий прием решения задач»  А.Р.Лурия.

«Рукавички»

Коммуникативные

Виды работ:

Проведение адаптационных занятий в самом начале года.

Проведение индивидуальных или групповых и индивидуальных консультаций для родителей, педагогов по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей.

Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде.

Проведение индивидуальной или групповой развивающей работы с детьми с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психологическим исследованием адаптации. Примеры программ: 

Слободяник Н.П.  «Я учусь владеть собой».

Хухлаева О.В.  Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет (развивающие игры, психотерапевтические сказки).

Коробкина С.А.  Цикл занятий «Я в школе»,  «Лестница роста»

Для родителей:

«Не показывайте  ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте  фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми.

Обязательно поручайте ребенку дела по дому».

В школе:

Социализация:

- Активно включать детей в подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий, внеклассных мероприятий. Проводить «разгрузочные» 5-минутки в течение урока (психогимнастику).

Психологический аспект:

- Подчеркивать, выделять ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен (это может быть футбол, рисование, танцы и т.д.), оказывая ребенку поддержку,  помогая ему  обрести веру в себя.


Внимательно слушать ребенка и признавать его право на те или иные чувства.


При необходимости обратиться к соответствующим специалистам (педиатр, невролог, психолог и др.)

5-е классы

Физиологическое состояние:

  • внешний вид ребенка усталый,утомленный, беспокойный сон;
  • значительные трудности утреннего пробуждение,
  • вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Поведение:

Дома, с родителями:

  • нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
  • нежелание выполнять домашние задания.

В школе:

  • создает шум на уроке, задевая других детей,
  • нарушает правила поведения,
  • агрессивное поведение на переменах,
  • нецензурная лексика, драки
  • регулярные опоздания, пропуски занятий

  • негативные характеристики в адрес школы, учителей  и одноклассников
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Эмоциональное состояние:

  • резкое повышение тревожности, выражающееся повышенной или пониженной активностью,
  • вспыльчивость,
  • обидчивость,
  • трудности в установлении контакта
  • гиперчувствительность и ранимость

 Смена гормонального фона,

повышенный уровень тревожности,

 неадекватная самооценка

-смещение приоритетов с учебной деятельности в сторону межличностного общения, как особенность подросткового возраста,

Сильное развитие чувства справедливости,  отстаивание которого приводит к конфликтам как в школе, так и семье.  

  • Много разных учителей
  • новое, непривычное расписание,
  • много новых кабинетов, новый классный руководитель
  • проблемы со старшеклассниками.
  • существенно возросший темп и объем работы.

(как в классе, так и дома)

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов.
  • ослабление или отсутствие контроля со стороны родителей
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностями речи учителей
  • неумение работать с текстами, что замедляет темп деятельности

Методики: (диагностика)

Опросники:

 «Чувства к школе» «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя», методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью,

Мотивация   Лусканова, тревожность Филлипс.

Виды развивающей  работы: 

Групповые и индивидуальные формы работы с учащимися (тренинговые занятия, игры, классные часы).

 Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей ,педагогов по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей.

Примеры программ:

Развивающие занятия  Цикл « Я пятиклассник» (адаптационные классные часы для пятиклассников", Хухлаева «Тропинка к своему Я».

Программа «Жизненные навыки» под ред. С.В.Кривцовой

Родителям:

     Принятие  чувств ребенка и его права на них, несмотря на те неудачи ,с которыми он уже столкнулся.

     Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка постарайтесь, встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

     Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю

     Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации ,вместе ищите выход из конфликтов и затруднительных ситуаций.

     Помогите выучить имена новых учителей.

     Не следует сразу ослаблять контроль  за учебной деятельностью.              Приучайте его  к самостоятельности постепенно ,познакомтесь  с одноклассниками.

     Недопустимы физические меры воздействия

исключение мер наказания,  таких как лишение удовольствий.

     Поощрение и предоставление самостоятельности в учебной работе.

       Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

В школе

Приоритетным направлением в этот период является

Создание в классе атмосферы психологической безопасности

Работа по развитию навыков общения  в качестве профилактики конфликтов

Формирование  и развитие навыков разрешения конфликтов.

Проблемы подростковой толерантности.

Дружба

10-классы

Физиологическое состояние:

-быстро утомляется,

-проявления хронических заболеваний,

-у девочек периодические недомогания,

-более яркие проявления вегето-сосудистой дистонии,

-частые головные боли  - -психосоматические расстройства.

Поведение:

 учащийся  становится недисциплинированным,

невнимательным,

-отстает в учебе,  низкая успеваемость

 - систематические прогулы

- регулярное невыполнение домашнего задания

- споры и препирательства с педагогом

- не приносит учебники, тетради на уроки

- драки, правонарушения

- курение,употребление алкоголя,психоактивных веществ

- «сидит» в интернете допоздна

Эмоциональное состояние:

-резкая смена настроений;

-неуверенность в общении со сверстниками;

-трудности в выборе профессии, в выборе профиля;

-немотивированная  внешне агрессия.

 Неадекватный уровень притязаний

несформированность жизненных планов, целей, перспектив и системы ценностей;

-трудности в установлении контактов с окружающими людьми (несформированность навыков общения)

Адаптация в новом коллективе,

- адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

 -смена критериев оценки  

- изменение отношений в семье

- стремление к приобретению определенного статуса в группе сверстников

- смещение приоритетов в сторону романтических отношений, как особенность данного возрастного этапа

Методики: (диагностика)

Тест школьной тревожности.

Диагностика самочувствия активности настроения опросник САН.

Состояния психологического климата в классе.

Виды работ:

Проведение классных часов, консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведение тематических диагностических исследований. Родительские собрания «Направо пойдешь, налево пойдешь»

 Оказание психологической помощи в определении целей, помощь  в личностном  развитии и самоопределении. (консультации, групповая работа) .

Психологические игры, тренинги ( «Следопыт», «Остров» и т.п.), деловые игры ( «Перспектива»), привлечение к участию в социальной жизни школы и внеклассных мероприятиях).

    В школе

 Организовать ппсихологическую и ппедагогическую пподдержку учащимися, у у которых выявлена ттревожность по оотношению к школе;

Классному руководителю учесть дданные ппсихологической ддиагностики при      фформировании кклассного коллектива;

- Учителям-ппредметникам учесть дданные ппсихологической ддиагностики в своей рработе;

- Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики.

- Избегать морализаторских бесед и нотаций с детьми, это может вызвать обратную реакцию у учеников, замкнутость или агрессию.

- В случае конфликтной ситуации предоставьте ребенку право выбора, признайте его чувства, избегайте унижений, сарказма и высмеивания ребенка.

Как эффективно использовать эту таблицу?

Описывайте проявления дезадаптации без эмоциональной окраски, просто перечисляйте действия ребенка, желательно в глаголах.

При встрече с родителями опишите симптомы и объясните  предполагаемую причину, стараясь не вызвать у них тревогу или сопротивление (это может выражаться и оправдательно, и агрессивно), Ваша цель: показать родителям, что такая реакция ребенка  возможна и надо с ней работать, а не ждать, пока «само пройдет».

Постарайтесь сохранять нейтральность  как в отношении детей, так и родителей. Это непросто!  Но это - профессионально грамотная позиция.

Сохраняйте свою самоценность!  Это важно для профилактики эмоционального выгорания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"

Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...

Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."

Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...

Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»

Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...

Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"

Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...