Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста
рабочая программа по психологии на тему

Шепова Светлана Владимировна

 

         Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов : приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно.

Ни для кого не секрет, каков контингент детей и подростков проходят социальную реабилитацию в Центре. Это дети из семей группы риска, из неполных семей с тяжелой жизненной ситуацией и, как правило, психоэмоциональный фон таких детей нарушен, они часто имеют девиантное поведение, воспитывались в системе гипоопеки, являются безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у несовершеннолетних возникают склонности к разрушительным действиям, агрессивности, резкие и немотивированные колебания настроения и др. В спокойной доверительной обстановке у детей создается ощущение защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Поэтому мы в условиях ГУСО «СРЦН «Радуга» попытались создать такие условия в сенсорной комнате, в которых дети и взрослые будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает нам возможность достичь максимальную релаксацию у несовершеннолетних за минимальное время.

В связи с этим была составлена коррекционно-развивающая программа «Радуга чувств».

        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное  учреждение социального обеспечения

Республики  Мордовия

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«РАДУГА»

Программа

«Радуга чувств»

(для детей младшего и среднего школьного возраста )

Составитель :

Шепова Светлана Владимировна,

педагог-психолог

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

го Саранск ,2013 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название программы

Радуга чувств

Вид программы

Коррекционно-развивающая

Цель программы

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего и среднего школьного возраста, развитие произвольного внимания

Область применения

ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»

Целевая группа

Дети младшего и среднего школьного возраста

Формы и методы

Форма: групповые занятия; методы: беседа, релаксационный метод

Нормативно-правовое обоснование программы

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Конвенция о правах ребенка. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».ФЗ РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Семейный Кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ.

Срок реализации

В течение года.

Пояснительная записка.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов : приятно-неприятно, комфортно-дискомфортно, прекрасно-безобразно.

Ни для кого не секрет, каков контингент детей и подростков проходят социальную реабилитацию в Центре. Это дети из семей группы риска, из неполных семей с тяжелой жизненной ситуацией и, как правило, психоэмоциональный фон таких детей нарушен, они часто имеют девиантное поведение, воспитывались в системе гипоопеки, являются безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у несовершеннолетних возникают склонности к разрушительным действиям, агрессивности, резкие и немотивированные колебания настроения и др. В спокойной доверительной обстановке у детей создается ощущение защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Поэтому мы в условиях ГУСО «СРЦН «Радуга» попытались создать такие условия в сенсорной комнате, в которых дети и взрослые будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает нам возможность достичь максимальную релаксацию у несовершеннолетних за минимальное время.

В связи с этим была составлена коррекционно-развивающая программа «Радуга чувств».

Цель программы :

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей младшего и среднего школьного возраста, развитие произвольного внимания

Задачи :

-сформировать умение осознавать свои чувства, эмоции ;

- сформировать умение снимать свое  мышечное и психоэмоциональное напряжение,

- развить произвольную регуляцию поведения;

- создать положительный  эмоциональный фон;

- снять тревожность.

Программа построена на основе принципов :

1. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии ребенка как особого вида деятельности практического психолога.

2.Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения в развитии ребенка.

3.Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития, разработанная в трудах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

4.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Согласно требования соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны. И признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного рути развития личности – с другой.

Данная программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 8 до 12 лет.

Занятия проводятся в группах по 5-7 человек, продолжительностью 40-45 минут.

Противопоказания .

Противопоказанием для проведения сеансов релаксации в сенсорной комнате являются :

- глубокая умственная отсталость;

- инфекционные заболевания;

- судорожная готовность и эписиндром.

Этапы реализации программы.

Первый этап-Диагностический.

Перед проведением коррекционной работы с детьми проводятся следующие диагностические методики:

  1. «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана. В данном тесте ребенку предлагают нарисовать свою семью цветными карандашами. Цель теста-прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.
  2. Проективный тест «Кактус» М.А.Панфиловой. Ребенку предлагается нарисовать кактус с использованием цветных карандашей. Данный тест предназначен для определения состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессивности, ее направленности и интенсивность.
  3. Тест тревожности Дорки, Амен. Методика включает в себя 14 рисунков ( наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица в различных ситуациях. Ребенку следует предположить, какое лицо надо нарисовать : грустное или веселое. Цель теста : диагностика эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации, диагностика тревожности.
  4. Тест тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина. Тест помогает оценить реактивную и личностную тревожность у ребенка .

Второй этап – подготовительный

На  данном этапе с детьми проводятся  беседы, на которых детей знакомят с сенсорной комнатой , в доступной форме сообщается о понятии «стресс», и проводятся занятия, на которых необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать и выполнять инструкции. Для этого предлагается три техники расслабления:

  1. расслабление по контрасту с напряжением;
  2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании;
  3. Расслабление-медитация.

1.Расслабление по контрасту с напряжением.

При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц ( рук, ног, лица, туловища, глаз).

2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Почти все динамичные упражнения, игры рекомендуется заканчивать расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает ребенку полнее расслабиться.

3.Расслабление-медитация.

Детям предлагается как можно внимательнее всматриваться, вслушиваться, погружаться в то или иное состояние.

Третий этап –Занятия с использованием метода психомышечной релаксации.

На данном этапе с детьми проводится коррекционная работа методом психомышечной релаксации. Дети учатся  самостоятельно воздействовать  на свой организм, снимают  стресс путем  мышечного расслабления, изменяя функциональное состояние  своей нервной системы. Все занятия состоят из вводной части или информационной, основных дыхательных и релаксационных упражнений, рефлексии.

Четвертый этап – Контрольная диагностика.

Определяется динамика развития эмоционально-волевой сфер  детей  и даются рекомендации.

Ожидаемые результаты программы

- в результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

- также на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное телесное выражение различным состояниям и чувствам.

- визуализация образов пробуждает фантазию и образное мышление, дает простор творчеству

-эмоционально и физически разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыскивая в себе глубоко спрятанные чувства страха, беспокойства, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и себе. У них формируется положительный образ своего тела и принятия себя таким, какой он есть.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Всего часов

1 этап - Диагностический

1

Диагностика эмоциональной сферы детей.

2 ч

2 ч

2 этап – Подготовительный

1

Знакомство со стрессом и  с его последствиями: «Почему мне бывает трудно».

1 ч

2 ч

2

Вводное занятие «Секреты волшебной комнаты»

1 ч

3 этап –Занятия с использованием метода психомышечной релаксации

1

«Первичные навыки мышечной релаксации»

1 ч

16 ч

2

«Влияние мышечной релаксации на состояние психики и организма»

1 ч

3

«В пещере страхов»

1 ч

2

«Занятие по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию»

3

«Ароматерапия»

2 ч

4

«Дыхание и движение»

2 ч

5

«Введение элементов самомассажа в сеанс релаксации»

2 ч

6

«Шавасана»

2 ч

7

«Магия цвета»

2 ч

8

«Радуга чувств»

2 ч

4 этап – Контрольная диагностика

1

Заключительное занятие, диагностическое

2 ч

2 ч

Итого :

22   ч

Содержание программы

I этап – Диагностический

Занятие 1

Тема: Диагностика эмоциональной сферы детей младшего и среднего школьного возраста

Цель: Выявление нарушений в эмоционально-волевой сфере

II этап – Подготовительный

Занятие 1

Тема: «Почему мне бывает трудно».

Цель :  Дать представления  о механизмах протекания стрессовых реакций и взаимосвязи мышечного напряжения с эмоциональным. Формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.

Содержание :

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и целей занятия

3.Принятие правил работы группы.

4.Информационный блок.

5.Практический блок: чтение рассказа «Вот если бы все было не так», упражнение «Даже если ..»-«В любом случае»

6.Знакомство  с  навыками саморегуляции: упражнения «Продумай заранее», «Расслабление под музыку», «Домик», «Кнопка».

7.Заключение.Выводы.Рефлексия.

Занятие 2

Тема : Вводное занятие «Секреты волшебной комнаты».

Цель: Знакомство с сенсорной комнатой, с ее оборудованием, с правилами использования данного оборудования.

Содержание :

1.Вводная часть. Психологический настрой.

2.Основная часть. Разгадывание секретов сенсорной комнаты.

3.Заключительная часть. Рефлексия.

III этап – Занятия с использованием метода психомышечной релаксации.

Занятие 1

Тема : «Первичные навыки мышечной релаксации»

Цель : Сплочение детского коллектива;  стабилизация эмоционально-волевого фона детей.

Содержание:

1.Вводная часть. Психологический настрой : упражнения «Цвет моего настроения», «Ушки-ай», «Шарик».

2.Основная часть: релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии», упражнения «Струночка», «Ушки»,«Звуки».

3. Заключительная часть: упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

Занятие 2

Тема : «Влияние мышечной релаксации на состояние психики и организма релаксации»

Цель :развитие произвольного поведения и волевой регуляции; стабилизация эмоционально-волевого фона детей.

Содержание:

1.Вводная часть.Психологический настрой : упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание ноздрями», «Шарик».

2.Основная часть: релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии», упражнения «Солнышко», «Кнопка мозга»,«Звуки».

3. Заключительная часть: упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

Занятие 3

Тема : «В пещере страхов»

Цель : снижение уровня тревожности.

Содержание : 1.Приветствие.Введение в занятие.

2.Основная часть: упражнения «Я так боюсь, а многие этого не боятся», «Страшилки», «Я думаю, что причиной моего страха являются…», «Я не боюсь»,

«Надувная кукла», «Рисуем свои страхи».

3.Заключительная часть : упражнение «Уничтожим свои страхи».Рефлексия.

Занятие 4

Тема : «Занятие по обучению диафрагмально-релаксационному дыханию»

Цель: обучение детей правильному координированному диафрагмальному дыханию.

Содержание:

1.  Приветствие .Введение в занятие: упражнение «Давайте поздороваемся!», игра «Все вместе»,упражнение «Цвета настроений» .

2. Основная часть: дыхательные упражнения ( с использованием музыкотерапии) «Задуть воображаемую свечу», «Счет 7-14», мышечная релаксация (с использованием музыкотерапии) «Расслабим мышцы…».

3. Заключительная часть: упражнения на восстановления дыхания (с использованием музыкотерапии) «Восстановим дыхание» . Рефлексия.

Занятие 5

Тема : «Ароматерапия»

Цель : знакомство с ароматерапией, формирование произвольной регуляции настроения.

Содержание:

1.Приветствие.Введение в занятие ( информационная часть об аромамаслах).

2.Основная часть: упражнения «На какой запах  похоже мое настроение?», «Дышим правильно», «Расслабление в 12 точках», «На лугу»,«Свеча», «Поплавок».

3.Заключительная часть : упражнение «Мое настроение похоже на запах…».Рефлексия.

Занятие 6

Тема : «Ароматерапия»

Цель : формирование  умения распознавать и регулировать свое настроение, .

Содержание:

1.Приветствие.Введение в занятие ( информационная часть об аромамаслах).

2.Основная часть: упражнения «На какой запах  похоже мое настроение?», «Ароматический ветер», «Звуки», «Кошка», «Насос», «Радуга»,«Путешествие на белом облаке», «Ленивая восьмерка».

3.Заключительная часть : упражнение «Мое настроение похоже на запах…».Рефлексия.

Занятие 7

Тема : «Дыхание и движение»

Цель : развитие произвольного внимания, координации дыхания и движений.

Содержание :

1.Приветствие.Введение в занятие: упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Ты на большом красивом корабле», «Замок», «Растяжки для ног», «Кошка», «Дерево»,  релаксационные упражнения «Лес»,«Путешествие на белом облаке».

3.Заключительная часть : упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

Занятие 8

Тема : «Дыхание и движение».

Цель : развитие произвольного внимания, координации дыхания и движений.

Содержание :

1.Приветствие.Введение в занятие: упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Травинка на ветру», «Замок», «Растяжки для ног», «Подснежник», «Дерево»,  релаксационные упражнения «Заветное место»,«Путешествие на лодке».

3.Заключительная часть : упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

Занятие 9

Тема : «Введение элементов самомассажа в сеанс релаксации».

Цель : обучить детей  самостоятельно снимать напряжение методом самомассажа.

Содержание:

1.Приветствие.Введение в занятие: упражнения «Хорошее слово другу», «Дыхание на счет 7-14», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Ладошки», «Обними плечи»,  «Домик», «Восьмерка», «Ежик»,  релаксационные упражнения « На лугу»,« У реки».

3.Заключительная часть : упражнение «Хорошее слово другу».Рефлексия.

Занятие 10

Тема : «Введение элементов самомассажа в сеанс релаксации».

Цель : обучить самостоятельно снимать напряжение методом самомассажа.

Содержание:

1.Приветствие. Введение в занятие: упражнения «Хорошее слово другу», «Доброе трепло», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Ладошки», «Обними плечи»,  «Крылья бабочки», «Сова», «Расческа»,  релаксационные упражнения «Расслабление разных групп мышц»,« Поплавок».

3.Заключительная часть : упражнение «Костер дружбы».Рефлексия.

Занятие 11

Тема : «Шавасана»

Цель : обучить элементам релакс-йоги, стабилизировать эмоционально-волевую сферу.

Содержание:

1.Приветствие. Введение в занятие: упражнения «Хорошее слово другу», «Вдох-выдох», «Движения глазами» .

2.Основная часть: упражнения «Шавасана», «Эмбрион», «Лодочка» .

3.Заключительная часть : упражнение «Благодарю».Рефлексия.

Занятие 12

Тема : «Шавасана»

Цель : обучить элементам релакс-йоги, стабилизировать эмоционально-волевую сферу.

Содержание:

1.Приветствие. Введение в занятие: упражнения «Хорошее слово другу», «Яйцо», «Тоннель» .

2.Основная часть: упражнения «Шавасана»,   « Струночка», «Кобра».

3.Заключительная часть : упражнение «Пробуждение на счет 1-10».Рефлексия.

Занятие 13

Тема : «Магия цвета»

Цель: учить выражать основные эмоции, развивать произвольность внимания и памяти.

Содержание:

1.Приветствие. Введение в занятие: информационная часть  о значении цветов спектра в жизни человека. Упражнение «Цвет моего настроения».

2.Основная часть: упражнения «Солнечная дорожка»,   « Представьте себя кисточкой», «Карандаш»,  релаксационные упражнения «Цветной воздух», «Рисунок Зеленого карандаша : волшебный сон»,.

3.Заключительная часть : упражнение «Пробуждение на счет 1-10».Рефлексия

Занятие 14

Тема : «Магия цвета»

Цель: учить выражать основные эмоции, развивать произвольность внимания и памяти.

Содержание:

1.Приветствие. Введение в занятие: Упражнение «Цвет моего настроения».

2.Основная часть: упражнения «Зеленый луг»,   « Представьте себя карандашом»,   релаксационные упражнения «Цветной воздух», «Рисунок Желтого карандаша карандаша : солнечный день»,.

3.Заключительная часть : упражнение «Пробуждение на счет 1-10».Рефлексия

Занятие 15

Тема : «Радуга чувств»

Цель : закрепление навыков психомышечной релаксации, создание положительного эмоционального фона у детей.

Содержание:

1.Приветствие.Введение в занятие: упражнения «Цвет моего настроения», «Счет», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Расслабление в 12 точках», «Кошка», «Дерево»,  релаксационные упражнения «Поплавок»,«Путешествие на радугу», «Свеча».

3.Заключительная часть : упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

Занятие 16

Тема : «Радуга чувств»

Цель : закрепление навыков психомышечной релаксации, создание положительного эмоционального фона у детей.

Содержание:

1.Приветствие.Введение в занятие: упражнения «Цвет моего настроения», «Дыхание на счет 7-14», «Звуки» .

2.Основная часть: упражнения «Расслабление по Эверли-Якобсону», «Домикк», «Растяжки для ног», «Ушки-ай», «Восьмерка»,  релаксационные упражнения «Луг»,«Путешествие на белом облаке».

3.Заключительная часть : упражнение «Цвет моего настроения».Рефлексия.

IV этап – Контрольная диагностика

Занятие 1

Тема: Заключительное занятие, диагностическое

Цель: Определение динамики развития эмоционально-волевой сферы детей младшего и среднего школьного возраста.

Список использованной литературы

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам._ М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: "Руководство по психотерапии", Ташкент,1979.

3. Все идет нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников /Авт.- сост. В.И.Екимова, А.Г.Демидова,-М.:АРКТИ,2007.

4. К вершинам мастерства. Волгоград : Учитель-АСТ,2005

5. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната N10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.

6. Л.М.Костина. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2005.

7. Рекомендации по разработке и рецензированию программ дополнительного образования детей. Автор - сост. Шарахова Л.Н., методист по дополнительному образованию МРИО, Саранск, 2008

8. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методические рекомендации. - М.: 000 Фирма "Вариант", 2001.

9  Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.

10. Шилова Т.А. Психодиагностика  и коррекция детей с отклонениями в поведении._М.:Айрис-пресс,2004.

Интернет -ресурсы

1.http://festival.1september.ru

2.http://hr-portal.ru/forum/obmen-psihodiagnosticheskimi-programmami

3.http://www.psyoffice.ru

4.http://nsportal.ru

5.http://psycabi.net/testy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"

Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"

Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....