Методы арт-терапии в работе с подростками
презентация к уроку по психологии (7, 8, 9 класс)

Толстикова Светлана Борисовна

Коррекционно-развивающяя работа по социальной адаптации подростков с девиацией методами групповой арт-терапии

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

педагог-психолог Толстикова Светлана Борисовна

г.о. Коломна, МО

(2011г.)

Метод групповой арт-терапии в социальной адаптации подростков с девиацией

   Арт-терапия, как одно из направлений гуманистической психологии основана на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности,  является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии:

  • внутри- и межличностные конфликты,
  • кризисные состояния
  • возрастные кризисы
  • постстрессовые расстройства
  • психосоматические расстройства
  • развитие креативности
  • развитие целостности личности
  • обнаружение личностных смыслов через творчество

Цель арт-терапии – проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими.

Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру.

Далее в презентации приводятся правила работы в группе подростков.

И план одного из занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающяя работа по социальной адаптации подростков с девиацией методами групповой арт-терапии

Слайд 2

Метод групповой арт-терапии в социальной адаптации подростков с девиацией Арт-терапия , как одно из направлений гуманистической психологии основана на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Слайд 3

Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния возрастные кризисы постстрессовые расстройства психосоматические расстройства развитие креативности развитие целостности личности обнаружение личностных смыслов через творчество

Слайд 4

Цель арт-терапии - проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру.

Слайд 5

При проведении групповой арт-терапии решаются задачи: развитие и отработка ценных социальных навыков: межличностного общения в социальных коллективах; уверенного поведения; более адаптивных форм поведения в конфликтных ситуациях; принятия решений; разрядка психомоторного напряжения и отреагирование чувств; коррекция переживаний; осваивание новых ролей и проявление латентных качеств личности; выработка мотиваций к активной, продуктивной деятельности (учебной и т.д.); обучение навыкам саморегуляции; повышение самооценки, укрепление личной идентичности; оказание взаимной поддержки членами группы и решение общих проблем; профилактика аддиктивного поведения

Слайд 6

Арт-терапия позволяет находить и использовать внутренние резервы, для того, чтобы справляться с возникающими страхами, а затем анализировать их и вырабатывать иные, более конструктивные способы поведения. Занятия арт-терапией предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Сам процесс рисования помогает снять напряжение (графическое отреагирование), что особенно важно для тех, кто не может выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.

Слайд 7

Для работы формируется группа детей и подростков близкого возраста по 10-12 человек. Используются варианты работы в виде открытой группы и тематически-ориентированной группы. Слово «открытая» означает, что она не имеет постоянного состава. На любом этапе к группе могут присоединяться новые участники или выбыть. Группа предполагает использование не директивного подхода, предоставляющего максимум свободы каждому участнику и уважение его индивидуальных особенностей. Для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.

Слайд 8

Показанием к групповой арт-терапевтической работе являются все виды девиантного поведения К числу противопоказаний относятся психические расстройства: слабоумие, повышенная агрессивность и другие состояния требующие активного психиатрического (медикаментозного) вмешательства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод групповой арт-терапии в социальной адаптации подростков с девиацией

Слайд 3

ПЛАН РАБОТЫ 1. Приветствие 2. Мое ИМЯ – самое…. 3. Цвет моего настроения - смайл 4. Мои добрые дела 5. «Мой любимый и не любимый цвет, почему» (работа в парах) 6. СИТУАЦИЯ (автобус) 7. Мир вокруг меня (рисуем - планшет) 8. Подарок соседу: добавим красоты 9. Что я сегодня понял… 10. Прощание

Слайд 4

БУДЬ ИСКРЕННИМ ОТВЕЧАЙ ЗА СЕБЯ СЛУШАЙ ГОВОРЯЩЕГО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ГОВОРИТ ОДИН НЕ КРИТИКУЙ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО НА СВОЕ МНЕНИЕ СОБЛЮДАЙ КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...

Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства

Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...

«Метод проектирования в профилактической работе с подростками»

Статья освещает важные аспекты повышения эффективности профилактической работы посредством метода проектирования...

Игры с песком – как один из методов арт-терапии в коррекционной работе

Игры с песком – как один из методов арт-терапиив коррекционной работе...

Презентация "Методы песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ"

В презентации представлен инновационный подход к работе психолога, дефектолога в работе с песком с детьми с ОВЗ. Презентация использовалась при выступлении с докладом на городском методическом объедин...