Памятка для воспитателей Как не допустить суицид среди подростков
консультация по психологии по теме

Цыплянская Елена Александровна

Памятка для воспитателей Как не допустить суицид среди подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

КАК  ПРЕДОТВРАТИТЬ  СУИДИД

 У ПОДРОСТКА

        

                                                                               

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                  педагог-психолог «СРЦдН»

                                                                                                                  Цыплянская Е.А.

2013 год

Памятка для воспитателя №1

«Как помочь подростку в предсуицидальной ситуации»

ВЫСЛУШИВАНИЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.

ОБСУЖДЕНИЕ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы в индивидуальной беседе педагога с ребенком увеличивает тревожность, недоверие к педагогу.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫМИ к косвенным показателям предполагаемого самоубийства. Каждое шутливое упоминание (или угрозу)  подростка о суициде следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете подростка всерьез.

ЗАДАВАЙТЕ СКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ, которые помогут установить контакт с ребенком, довериться вам и разговорить его:

- «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь…»

- «Большинство людей задумываются о самоубийстве…»

- «Ты хочешь себя убить…, а я  хочу, чтобы ты жил…»

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ – признайте, что его чувства очень сильны, а проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Памятка для воспитателя №2

«Признаки эмоционального неблагополучия

и готовящегося суицида школьника»

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

1. Приведение своих дел в порядок – раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает все приводить в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы. К ним относятся: разговоры на тему самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, рисунки на черновиках и на полях ученических тетрадей аналогичного содержания.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

9. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в ближайшем окружении.

10. Наличие признаков насилия по отношению к ребенку в семье, или недавний случай пережитого насилия.

Памятка для воспитателя №3 «Как вести себя после суицида»

1. В случае, если педагог испытывает чувство вины (объективное или субъективное), следует обратиться к специалистам.

2. Не следует заострять внимание на суицидальных событиях и личности суицидента, а тем более обсуждать это с детьми. Строго противопоказано вести разговоры о суициде и суицидальных намерениях (особенно сразу после суицида): следует учитывать тот факт, что муссирование данной темы порождает целую вереницу суицидальных попыток у подростков и запускает механизмы демонстративных суицидов, манипулирования со стороны детей родителями и педагогами с угрозами совершения самоубийства.

3. Профилактика суицида в работе с детьми должна носить косвенный (каузальный) характер и направлена на помощь в овладении навыками регуляции своего эмоционального состояния, преодоления жизненных трудностей, эффективного поведения в ситуации выбора, а также навыкам эмпатического общения и поддержки. Такая профилактика должна включать в себя помощь подростку и родителям в выстраивании бесконфликтных отношений в семье, поддержку подростка в овладении навыками общения со сверстниками.

4. Нельзя в общении с ребенком, пережившим суицидальный опыт, проявлять неуверенность, снисходительность, чрезмерную опеку, а также повышенную требовательность, укоры и жесткость.

5. Необходима помощь и поддержка психолога (или педагога, имеющего опыт индивидуальной работы с детьми, пережившими стресс) ребенку, вернувшемуся в школу после совершенного им суицида. Это помощь в преодолении страха  осуждения со стороны окружающих, стыда, чувства вины. Обязательна работа психолога с семьей и ребенком при угрозах повторного суицида демонстративного характера: игнорирование заявлений подобного характера усиливает демонстративное поведение и может привести к трагическому завершению без истинного намерения самоубийства.

6. Не следует сразу после совершенного школьником суицида психологам и педагогам навязывать помощь ребенку и семье в разрешении ситуации, вызвавшей суицид. Такая работа с семьей и ребенком нужна, но несколько позже, когда эмоциональная ситуация вокруг ребенка стабилизируется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи. В связи с этим, проблема суицидов стала предметом из...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ: КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА.

Памятка для классных руководителей: как не допустиь суицид у подростка....

Памятка для родителей Как не допустить суицид у подростка

Памятка для родителей Как не допустить суицид у подростка...

Как не допустить суицид у подростка. Памятка для родителей.

В памятке рассматриваются такие вопросы как: - что в поведении подростка должно насторожить родителя;- опасные ситуации, на которые необходимо обратить внимание;- что может сделать родитель, чтоб...

Как не допустить суицид у подростка

Суицид  – это лишение себя жизни на добровольной основе, без участия других людей. Причины самоубийства могут быть абсолютно разными, человек принимает такое решение на основании определенн...