диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов
статья по психологии по теме

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача наша состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы, переживания. Именно поэтому рисуночные тесты трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого ребёнка. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях.

Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них – относительно невысокая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства.   Заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4. Для теста «Рисунок человека» лист располагают перед обследуемым вертикально, для остальных тестов – горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.

Тесты выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым. Удобно использовать карандаш с ластиком. Или его дают отдельно, но специально привлекать к нему внимание не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Но опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения.

По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок.

Положительная оценка своих результатов (по-моему, хорошо получилось) или своих способностей (это я хорошо умею) обычна для демонстративных детей, привыкших к похвалам взрослых. Если она проявляется у ребенка старше 11-12 лет, то это признак инфантильности. В отдельных случаях такие высказывания свидетельствует о завышенной самооценке, но чаще они служат способом компенсации сниженной

самооценки, неуверенности в себе.

Отрицательная оценка своих результатов обычна для тревожного ребенка, привыкшего к неуспеху. Иногда отрицательная оценка рисунка встречается у детей с нарушениями мелкой моторики, адекватно оценивающих свои трудности.

Автобиографические высказывания — социально принятый способ построения общения. Его использование — свидетельство тенденции к установлению контактов с окружающими. Оно типично для экстравертов с недостаточно удовлетворенной потребностью в общении (в силу стеснительности или отсутствия подходящего окружения).

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА

Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов.

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то я ободряю его, объясняю, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Советую начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название, рассказать про него, про его образ жизни.

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания. Какими могли бы быть эти желания.

РИСУНОК СЕМЬИ

Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?»,– то следует ответить: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня».

По завершении рисунка выясняю, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей.

ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ

В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят».

Это позволяет получить более полную информацию о том, как ребёнок воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, функция у каждого ее члена.

СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ

Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна.

Интерпретация результатов. Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. 

Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, – важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагополучной ситуации. Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей.

Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на рисунке в ослабленном нажиме, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии. Это состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность. При астении ухудшаются память, внимание, появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей.    Так проявляется бессознательная тенденция к предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности деталей: на рисунке отсутствуют даже черты лица.

Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого владения социальными нормами).

Симптомы тревожности. «Штриховая линия», которая выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается. Подобный вид линии свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги.

О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленные негативные самооценочные высказывания до начала рисования и в его процессе.

В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги.

Размеры рисунков. Увеличение размера рисунков (вплоть до того, что они не помещаются на листе) характерно для состояния эмоционального возбуждения. Оно встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности. Увеличение размера характерно также для состояния тревоги. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты при состоянии стресса.

Уменьшение размера рисунков служит признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать о пассивности и о сниженной самооценке.

Резкие колебания размера рисунков говорят о склонности к частой смене настроений. Они характерны для циклоидов с чередованием периодов повышенного и пониженного

настроения.

Детализированность рисунков. Степень тщательности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Большое количество разнообразных деталей: узор на платье, бант и тд. являются  признаком демонстративности (потребности во внимании к себе). Богатство разнообразных деталей характерно для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.

Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации.  Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности.

Качество рисунков.

В рисунке человека принято выделять 4 возрастные стадии:

головоног; схематическое изображение; промежуточное между схематическим и пластическим; пластическое.

Изображение веселого человека — положительный признак;

грустный человек часто изображается при астении, депрессии, однако одного этого признака недостаточно для подобного вывода. Агрессивный человек изображается как при агрессивности, так и при повышенной импульсивности. Иногда это признак асоциальности.

У младших школьников пол изображенного человека обычно или вовсе не ясен, или определяется только одеждой и прической. Подростки передают пол более дифференцированно: на рисунке женской фигуры — узкие плечи, грудь, талия; на рисунке мужской фигуры — широкие плечи, мускулатура. Эти признаки часто бывают

резко подчеркнуты, что говорит о естественном для подросткового возраста интересе к сексуальной сфере.

Изображение персонажей, занимающих высокое социальное положение (король, королева, принц, принцесса) типично для детей с высоким уровнем притязаний.

Пьяница, преступник и другие антисоциальные персонажи могут говорить о негативизме, асоциальных или антисоциальных тенденциях (особенно если рисунок сопровождается осуждением или порицанием изображенного персонажа). Такие персонажи нередко встречаются при остро протекающем подростковом кризисе. Аналогично интерпретируются сказочные отрицательные персонажи(баба-яга, Кощей).

Способ изображение рук— важнейший показатель особенностей сферы общения. Отсутствие рук на рисунке может свидетельствовать о серьезных нарушениях в этой сфере. Наиболее стандартное положение рук — изображение их свободно опущенными вдоль тела (но не прижатыми к телу). Руки, широко расставленные в стороны — признак экстравертности. Руки, прижатые к телу — признак интровертности . Руки, спрятанные за спиной или в карманах  могут свидетельствовать о боязни общения.  Благополучное состояние сферы общения отражается в изображении кисти руки и пальцев нормального размера. Сильно уменьшенная кисть руки,— признак недостатка общения, неумения общаться, аутизации. Признаки тревоги (множественные линии, исправления) при изображении кисти и пальцев говорят о беспокойстве ребенка в связи со сферой общения. Зачерненная кисть (пальцы) — признак конфликтности, напряженности в контактах. Сильно преувеличенный размер кисти, очень длинные пальцы часто говорят о высокой неудовлетворенной потребности в общении.

Особо большая ладонь (а особенно — кулак) свидетельствует о склонности к агрессии. Этот признак еще более значим, если нарисованы с сильным нажимом, подняты вверх (в частности, когда ладонь поднята в приветственном жесте). Об агрессивности (часто — скрытой) говорят также заостренные ногти, особенно если они нарисованы с нажимом.

Ноги, сдвинутые вместе — признак интровертности, расставленныеэкстравертности.

Рисунок семьи (Семья животных).

Уменьшенный размер означает, что ассоциации, относящиеся к семейной  ситуации, вызывают у ребенка подавленное, депрессивное состояние.

Увеличение размера означает, что семейная тематика связана с переживанием тревоги. Изображение родителей очень большими, а себя — очень маленьким говорит об ощущении подавленности или заброшенности. Это бывает, когда родители повышенно требовательны или чрезмерно опекают ребенка. Особо мелкое изображение кого-либо из родителей отражает представление о его малой значимости в семье (папа, проводящий целые дни на работе, нередко изображается маленьким, поскольку в семье он воспринимается ребенком как фигура второстепенная). Особо мелкое изображение брата или сестры часто говорит о конкурентных отношениях. Изображение себя самым высоким говорит о претензии на лидирующую роль в семье.

Показатели наличия контактов между членами семьи — это соприкасающиеся руки или тела, пространственная близость фигур, руки или взгляд, направленные друг на друга, совместная деятельность. Изображение себя отдельно от остальных говорит об ощущении своей изолированности в семье. При серьезных нарушениях внутрисемейного

общения члены семьи бывают помещены в разных комнатах, рисуются на разных концах листа.

Первым обычно изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка. В отличие от величины изображения, отражающего отношения доминирования (≪кто главнее ≫), последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка, а не вообще в семье. Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в

последнюю очередь. Отсутствие на рисунке себя — частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным.

Семья животных.

Важный дополнительный показатель, имеющийся в этом тесте, — это то животное, в виде которого изображен тот или иной член семьи. Так, изображение кого-либо из членов семьи в виде насекомого, ящерицы и т. п. подчеркивает его малую значимость в семье. Упрямые дети часто изображают ребенка в виде ежа. Змея или червяк символизируют

эмоциональную холодность, а нередко — негативное отношение (если таким образом изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье). Хищные животные (тигр, волк) не обязательно символизируют агрессию. Часто они отражают лишь представление о силе и активности. Однако, если подчеркнуты агрессивные аксессуары (зубы, когти), то это уже явный символ агрессии. Крокодил — символ агрессии в любом случае.

Изображение родителей в виде особо крупных животных (слон, бегемот) характерно для детей, воспитывающихся в условиях гиперопеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей. Экзотические животные — отражение демонстративности соответствующего члена семьи. Любые защитные аксессуары: панцирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, особо толстая кожа (она может не быть видна на рисунке, но описываться в рассказе) указывают на боязнь агрессии и потребность в защите. Любые орудия нападения — острые рога, когти, клыки, жало — признак прямой (не защитной) агрессивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сенсорного развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью

Данная диагностика разработана для выяления уровня сенсорного развития младших школьников с умеренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Диагностика устной речи младших школьников

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

Диагностика личностных особенностей у одаренных подростков

Данный материал содержит рекомендации по диагностике личностных особенностей одаренных подростков...

Диагностика личностно-социального развития школьника

диагностический материал предназначен для классных руководителей, работающих в среднем звене с умственно отсталыми детьми. Для исследования особенностей личностно-социального развития детей использую ...