Развитие ассертивиых свойств личности
учебно-методическое пособие по психологии по теме

Ассертивность - это навык полного и свободного самовыражения в контактах с другим человеком или людьми. Ассертивное поведение означает непосредственное, решительное и вместе с тем вежливое по отношению к. другому человеку выражение своих чувств, позиции, мнений или желании таким образом, чтобы при этом считаться с чувствами, позицией, мнением, правами и желаниями другого человека. Ассертивность это умение, а не черта характера человека. Ассертивность не является врожденным качеством- Она возникает, когда человек учится;', различных ситуациях чувствовать и реагировать определенным образом. Ассертивиое поведение не исключает присутствия самых разных чувств.

Принципы и механизмы ассертивного поведения.

Практическое использование тренинговых упражнений для развития навыков ассертивности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assertivnoe_povedenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Развитие ассертивиых свойств личности»

Цель:       Приобретение    навыков    ассертивного   поведения    и    повышение коммуникативной компетентности у молодёжи.

Задачи:

1.        Формирование конструктивного стиля поведения.

2.        Формирование паттернов противостояния негативным ситуациям.

3.        Коррекция коммуникативных навыков общения.

4.        Коррекция отношения к самому себе.

5.        Коррекция отношения к другим людям.

Модули:

1.        Теория ассертивности,

2.        Основные положения ассертивного поведения.

3.        Основные навыки ассертивного поведения.

4.        Технология организации тренинга ассертивности.

5.        Технология проведения тренинга ассертивности.

6.        Гренинг ассертивных навыков.

7.        Социально-психологический тренинг,

8.        Ситуационно-психологический тренинг,

Ассертнвность - это навык полного и свободного самовыражения в контактах с другим человеком или людьми. Ассертивное поведение означает непосредственное, решительное и вместе с тем вежливое по отношению к. другому человеку выражение своих чувств, позиции, мнений или желании таким образом, чтобы при этом считаться с чувствами, позицией, мнением, правами и желаниями другого человека. Ассертивность это умение, а не черта характера человека. Ассертивность не является врожденным качеством- Она возникает, когда человек учится;', различных ситуациях чувствовать и реагировать определенным образом. Ассертивиое поведение не исключает присутствия самых разных чувств.

Теория ассертивности опирается на положения о том, что у каждого человека есть неотъемлемые права. Ассертивное поведение предполагает решительную защит) себя и своих прав. Вел некоторые права человека, значимые для теории аесертивности:

•        право быть собой.

•        право на самовыражение.

•        право иметь и защищать свою территорию.

Права - это то, что служи'! человеку, а не то, что можно заслужить или заработать. У каждого есть его права, которые он должен понимать, и уметь использовать. Право не использовать ассертивность настолько же важно, как и право ее использовать.

Основные положения ассертивного поведения.

1.        Отдаешь себе отчет в своих чувствах, знаешь свои сильные и слабые стороны,

2.        Ясно выражаешь своп настоящие чувства.

3.        I [роемшь о гом, чего хочешь, открыто, уверенно и непосредственно.

4.        Хочешь, чтобы «победили» обе стороны, если это возможно.

5.        Ты хотел бы чтобы тебя любили, но не в ущерб твоим собственным правам.

6.        Ты настроен к людям позитивно, и если тебе кто-то правится, говоришь об этом прямо,

7.        Всегда говоришь людям, когда "тебе не нравится их поведение, но не «уничтожаешь» их.

8.        Тебя обычно любя г, тебе симлач изирует большинсп во разумных люден.

9.        Обычно ты достигаешь того, чего хочешь.

10.        Ты доволен своим поведением и не испытываешь угрызений совести.

Ассертивиое поведение и другие шипы поведения.

Молодым людям следует объяснить, что ассертивное поведение отличается oi пассивного поведения, поскольку оно подразумевает действия в собственных интересах, а гакже решительную защиту себя и своих прав. При пассивном поведении ты позволяешь другим получить то, что они хотят, но за твой собственный счет.

 

Ассертивное поведение также отличается и от агрессивного поведения, когда ты пы что-то получить, используя других и fie заботясь при этом о том, знают они об этом или нет. При ассертивпом поведении ты пользуешься своими правами, по нарушая при; этом прав других людей.

Аессртивное поведение отличается и от манипулирующего поведения, когда ты пытаешься достичь желаемого, используя других тогда, когда они не отдают себе в этом отчета.

Основные навыки ассерптвного поведения.

1. Умение решить, насколько ассертивность .ото правильная стратегия в данной ситуации. Если ты хочешь вести себя ассертивно, сначала необходимо подумать о ситуации, месте, времени и об отношениях с собеседником.

2.Умение доверять самому себе и думать о себе позитивно. I овори сам с собой гюзич ивно. 3.Умение поддерживать контакт с другими людьми. Выражай свои мысли ясно и точно. 4,Умение воспринима гь критику. Используй критику •■- ответь па лее ассертивно.

5.Умение справиться с конфликтной ситуацией. Прими соответствующую позу. I Гопробуй найти золотую середину. Придерживайся своего мнения. Контролируй то, что происходит-.

Технологии тренинга ассертивиости.

1.        Следует проанализировать свое поведение.

2.        Контролировать способность отстаивать своё мнение.

3.        Сосредоточиться на какой-нибудь одной неприятной ситуации.

4.        Обдумать свою реакцию с гочки зрения техники ассертивного поведения,

5.        Рассмотреть как с подобной ситуацией можно справиться успешнее.

6.        Рассмотреть альтернативные варианты.

7.        Вообразить, что он снова оказался в той же ситуации.

8. Репетировать до тех пор. пока не будет найден оптимальный образ действий,

9, Оценка и самоконтроль.

10. Корректировка поведения.

11. Испытание в условиях' реальной ситуации.

Социяльно-цсихологнчгеский i рениш .

Вяленым элементом тренинга ассертивности является про веление социально-психологических грениигой. Данная форма работы предполагав! активное обучение, позволяющее молодёжи:

-        формировать навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений;

-        анализировать социально-психологические ситуации со своей гочки зрения и позиции партнера:

-        диагностировать и коррегаровать личные качества и умения, устранять барьеры, мешающие реальным и

продуктивным действиям;

-        получать психологическую помощь и поддержку:

-        развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

Организация   и   проведение   социально-психологического    тренинга   предполагает   использование

следующих принципов:

1.        Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения,

основанного на взаимном уважении участников.

2.        Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других

членов группы, анализирующих результаты его действий.

3.        Принцип самодиагностики, помогающий раскрытию участников, осознанию и формулированию

собственных личностей) значимых проблем.

4.        Принцип оптимизации развития.

5.        Принцип гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер.

6.        Принцип постоянного состава группы.

7.        Принцип погружения.

8.        Принцип изолированности и безопасности.

9.        Принцип наличия свободного пространства.

Эффективная работа социально-психологического тренинга предполагает некоторый уровень личностной проработки, умение включаться в различные ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. Элементы социально-психологического тренинга могут быть использованы в ходе групповых занятий в контексте проведения ситуационно-психологического тренинга.

Ситуационно-психологический тренинг.

Суть тренинга в том, чтобы соучаствовать, сочувствовать, сопереживать, используя действенные творческие приемы, которые посредством тренинга вовлекут молодёжь в перебор опасных ситуаций при помощи их воображения.

Ситуационно-психологический тренинг ставит перед собой следующие цели:

 

•        Развитие у молодежи способности к распознаванию и оценке рискованных ситуаций, а также поведения в этих условиях

•        Вовлечение молодежи в бесконфликтное противостояние внешнему воздействию ровесников и взрослых;

•        Развитие у молодежи независимости личной ответственности.

Основные упражнения стлационно-неикологичеекото (рсниш а следующие:

-        ответ «нет»;

-        отказ в типичных ситуациях, связанных с употреблением психоактивных веществ;

-        отказ от психоактивных веществ Б группе сверстников1,

-        давление со стороны ровесников.

-        молодежь говорит; «спасибо, нет»;

-        пантоми.ма «нет, я не иду с вами».

Последствия ассертивного поведении. Позитивные (почему стоит вести себя ассертивно?):

-        в конфликтных ситуациях ассертивное поведение позволяет нам достичь компромисса без отказа от

признаваемых нами ценностей и без ущерба для собственного достоинства;

-        позволяет говорить «HЕT», не испытывая угрызений совести, страха или злости;  помогает

сопротивляться нажиму со стороны других;

-        обеспечивает открытость общения, искореняет чувство неискренности;

-        дает удовлетворение от выражения собственных чувств;

-        демонстрирует уважение собственных прав и прав других людей;

-        позволяет самому распоряжаться собственной жизнью.

-        помогает достигать поставленные цели и реализовывать наши стремления и потребности.

Негативные (чем мы рискуем, ведя себя ассертивно?):

-        нас могут не любить, за то, что мы выражаем свои чувства;

-        могут появиться изменения в наших отношениях с- другими людьми, не обязательно именно такие,

каких мы ожидали;

-        мы можем получить ярлык человека, идущего по жизни напролом;

у нас нет гарантии успеха.        

Материалы для тренера: Игра «Волк и семеро козлят»

Участникам раздаются листочки бумаги с надписями «волк», «коза», «козленок». В результате группа оказывается поделенной на три части в соответствии с указанными надписями. «Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь. «Козлята» решают пускать или нет. Если по ошибке в «дом» «козлята» пустили «волка», то он забирает 1-2 «козленка», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» «умирают» от голода.

Игра направлена на развитие навыков противостояния давлению и отработку навыков прояснения ситуации — умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и развитие внимания к невербальным проявлениям поведения. Игра учит подростков делать выводы из формы и содержания убеждения, а не придерживаться обычного для них принципа: «нравится ■— не нравится». В игре могут принять участие 12-25 подростков.

4.        Разминка. Продолжительность 5 минут.

Цель: разрядка, опыт доверия группе.

Методы: упражнения «1,2,3,4,5», «Доверяющее падение». Материалы для тренера: Упражнение «1,2,3,4,5»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп игры, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1. Упражнение направлено на снятие напряжения, позитивные эмоции. Количество участников — любое.

Упражнение «Доверяющее падение»

Один из участников падает на сцепленные руки остальных с более высокой позиции, спиной. Задача группы — его не уронить. Упражнение направлено на получение опыта преодоления недоверия и страха, приобретение опыта доверительного отношения и поддержки. Важно

Литература.

/. Бек А., Ра/л Л.. Шо Б., Эмери Г. Тренинг асеертивности и ролевые игры. Глава 7. Поведенческие техники- (3 кн. Когнитивная терапия депрессии. 1979.

2.        Гиппиус СВ., Гимнастики чувств. Л,- М., "Искусство". 1967 г.

3.        Гиппиус СВ., Грея'ннгразвития креативности. Гимнастика чувств. СПб, "Речь". 2001 т.. 3-16 с.

4.        Евтихов О. 8, Практика психологического тренинга, СПб, «Речь». 2004 г., с. 137-138.

5.        Катюни В., Новак Т. Как делать все по-своему. - СПб.. 1995

6.        Линдепфилд Г. Теория и практика аесертпвности. или Как быть открытым, деятельным и

естественным. Издательство; Попурри. 2004 г. 144 с.

7.        Стаут С. Управленческий тренинг. СПб, «Питер», 2002 г., с. 2 J 8-219.

S. Aaron Heck. A. Rush. Brian Shaw, Gary Emery. Cognitive Therapj of Depression, 1979. Категория участников. Семинар-тревдш предназначен для заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов, специалистов социальной сферы, родителей, студентов ВУЗов и ССУЗов, активистов из числа молодежи.

Число участников: 25 человек.

Форма проведения. I Грограмма реализуется в форме активного тренинг;!.

Показатели |ффективности обучения на семинаре тренинге:

1.        Расширение сферы осознания своих личностных ресурсов,

2.        Освоение   индивидуальных   техник   поведения   is   конфликтных   ситуациях   и   ситуациях

психологического давления.

Авторы и тренеры программы:

Вален/лик Юрии Владимирович -        Булатников Александр Николаевич

Заведующий кафедрой наркологии Российской        доцент кафедры наркологии Российской

медицинской академии последипломного        медицинской академии последипломного

образования Росздрава, научный руководитель        образования Росздрава, тренер программ

ГОУДПО «ЦПКиППС»,  доктор медицинских        ГОУДГЮ «ЦЛКиППС»,  каноидат медицинских

паук, профессор.        наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания.

Постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.......

Доклад «Воспитание нравственных качеств и свойств личности во внеурочное время»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких полож...

Развитие творческих свойств личности в процессе элементарного музицирования.

В статье изучены пути и методы развития творческой активности личности в процессе элементарного музицирования....

Доклад о развитии основных психических функций и свойств личности боксера

1.  Формирование правильной мотивации2. Специфические  особенности боксерского поединка3.   Фрагменты заданий4.  Выводы...

"Развитие когнитивных свойств личности у учащихся с задержкой психического развития на уроках географии"

Современные технологии воспитания культуры здоровья участников образовательного процесса...

Цифровые технологии как средства развития креативных свойств личности.

Информатизация образования является одним из важнейших средств реалации новой государственной оьбразовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личнос...