Памятки для родителей пятиклассников.
методическая разработка (психология, 5 класс) по теме

Песоцкая Светлана Васильевна

Психолого-педагогический статус пятиклассника.

Памятка для родителей "Ваш ребёнок - пятиклассник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_pyatiklassnikov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

1. Познавательная сфера:
1.1 Произвольность психических процессов

Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче.

1.2. Уровень развития мышления

Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями.

1.3. Сформированность важнейших учебных действий

Ориентация на всю систему требований задачи Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

1.4. Уровень развития речи

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи.

1.5. Уровень развития тонкой моторики

Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда.

1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом.

психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

2.2.Взаимодействие с педагогами

Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом.

2.3. Соблюдение социальных и  этических норм

Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

2.5. Активность и автономность поведения

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

3.Особенности мотивационно-личностной сферы
3.1 Наличие и характер учебной мотивации

Ориентация на освоение способов получения знания.
Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:
- требованиями школы (педагога) и родителей;
- требованиями взрослых и возможностями
ребенка.

4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе: 4.1. Отношения со сверстниками

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей.

4.2. Отношения с педагогами

Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

4.3. Отношение к значимой деятельности

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя».

4.4. Отношение к себе

Устойчивая положительная самооценка.

Психолого-педагогический

статус

пятиклассника

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

 Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.

5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Рекомендации

для

родителей

                              Памятка родителю от ребенка 

-    
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
-    
Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
-    
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. С большей готовностью я откликнусь на ваши инициативы.
-    
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться оставить последнее слово за собой в каждом случае.
-    
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
-    
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только для того, чтобы просто расстроить вас. Другими словами, я пытаюсь достигать таким способом все больших «побед».
-    
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.
-    Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
-    
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
-    
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится минимальным. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позже.
-    
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, «что такое хорошо и что такое плохо».
-    
Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки.
-    
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
-  
 Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
-  
 Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
-    
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
-    
Не защищайте меня от последствий моих ошибок Я учусь на собственном опыте.
-    
Не проецируйте и не перекладывайте ваши проблемы на меня -. У меня своих невпроворот.
-    
Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую - отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
-
Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
-  
 Не делайте меня ответственным за все: я отвечаю лишь за свои поступки.
-    
Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.

Памятка родителю

от ребенка 

                                            Памятка для родителей
                                   «Ваш ребенок — пятиклассник»

 
Некоторые проблемы пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей:
•    Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
•    Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
•    Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
•    Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
•    Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

•    Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
•    Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
•    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
•    Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
•    Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

                                           Памятка для родителей
                                   «Ваш ребенок — пятиклассник»

 
Некоторые проблемы пятиклассников:
В письменных работах пропускает буквы. Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи. Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы. Не умеет работать самостоятельно. С трудом понимает объяснения учителя. Постоянно что-то и где-то забывает. Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка. Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон. Трудности утреннего пробуждения, вялость. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Золотые правила воспитания для родителей:
•    Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
•    Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
•    Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
•    Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
•    Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

•    Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
•    Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
•    Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
•    Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
•    Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей пятиклассников

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения....

Памятка для родителей пятиклассников

Памятка содержит основные рекомендации для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено...

Памятка для родителей пятиклассника

Правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни.Памятка родителям, чьи дети учат английский язык....

Памятка для родителей пятиклассника

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым, успешным, испытывать чувтво гордости за успехи, радоваться вместе с ним достижениям. Как же помочь маленькому ученику, который из самого старшег...

Памятка для родителей пятиклассников

Здесь Вы найдете:Золотые правила воспитания для родителейВозрастные особенности младшего подросткаПризнаки успешной адаптацииНекоторые проблемы пятиклассниковТрудности адаптации пятиклассников в школе...

Памятка для родителей пятиклассников

В пямятке разработаны рекомендации на, что необходимо обратить внимание родителям пятиклассников...

Памятка для родителей пятиклассника

                     Адаптация  пятиклассников к новым условиям учёбыПятый класс для учащихся является довольно сложным периодом, так...