Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку. Л.А.Соколова.
статья по психологии (9 класс) на тему

Соколова Лариса Анатольевна. Пермь.

Учебный материал для уроков по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_szhataya_zip-papka.zip (5.16 КБ)5.16 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка.Виды,проявления.Секрет про самооценку.

Л.А.Соколова.

Самооценка - это то, как человек оценивает сам себя, свои способности и возможности, качества и место среди других людей.

Бывает:   АДЕКВАТНАЯ И НЕАДЕКВАТНАЯ.

Адекватная:  -высокая                                     Неадекватная:  -заниженная

                    -средняя                                                              -завышенная

                    -низкая

Чем реальнее человек соотносит свои жизненные притязания со своими способностями и возможностями, тем адекватнее его самооценка.

            "СЕКРЕТ" ПРО САМООЦЕНКУ:

КАК ЧЕЛОВЕК ОТНОСИТСЯ К СЕБЕ, ТАК К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ И ОКРУЖАЮЩИЕ.(при адекватной самооценке).

Главные факторы самооценки - статус и компетентность человека. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе.

                                  На что влияет самооценка

 Самооценка - инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит - вопрос отдельный.

Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

С. связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой.

 Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной С., вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). С. получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

В работах советских психологов показано влияние С. на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приёмы формирования адекватной С., а в случае её деформации — её преобразования путём воспитательного воздействия на личность.

                                  Самооценка и достижения.

В руках мудрого человека завышенная самооценка даст ему необходимый ситуативный ресурс: если очень верить в себя, прибавляется сил, можно сделать больше.

В руках недалекого человека его завышенная самооценка вызовет смех окружающих: "Ну что ты из себя мнишь!" и приведет к неудаче.

Тем не менее, обычно повышение самооценки усиливает веру в себя и делает человека более успешным, более эффективным.

 

                                 

 

                                Проявления здоровой самооценки:

1. Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.

2. Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).

 3. Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т.п.

4.Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу "совершенства".

5.Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).

6.Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.

7.Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.

8.Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.

9. Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни - своей и других.

10.В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.

11.Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.

12.Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.

                         Физические показатели здоровой самооценки:

1.Глаза живые и яркие.

2. Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).

3.Естественное положение подбородка - в "созвучии" со всем телом.

4. Мышцы нижней челюсти расслаблены.

 

5.Плечи держатся прямо, но расслаблены.

6. Кисти рук расслаблены и спокойны. Руки также спокойны и расслаблены.

6. Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.

7.Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).

8.Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.

 Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.

 Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.

                       

                             

                                Мощь самооценки на рабочем месте.

Самооценка может быть наиболее важным психологическим ресурсом при решении жизненных задач, в первую очередь - на рабочем месте.

Фундаментальный аспект самооценки - доверие собственной способности учиться, судить, решать. Неспособность принимать решения - одна из главных причин неуспеха в менеджменте, самостоятельной трудовой деятельности. По общему мнению принятие решения требует рассмотрения самого по возможности широкого контекста задачи. Полезно задаться вопросами: Что я знаю обо всех факторах, способных повлиять на мое решение? Каковы все предвидимые последствия моего решения? На кого и как оно повлияет? Высокая самооценка позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями; иметь убежденность в том, что ты достоин успеха; добиваться высокого уровня социальной кооперации; чувствовать собственную значимость в рабочем процессе. Самооценка - репутация, которую мы зарабатываем в собственных глазах.

                                                                                 Л.А.Соколова

                                                                                 12.09.2012

при подготовке материала использовались:

Лит.: Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки, в кн.: Труды института мозга им. В. М. Бехтерева, т. 4, Л., 1935; Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности, М., 1968; Липкина А. И., Самооценка и формирование личности школьника, "Вопросы философии", 1973, № 12; Hoppe F., Erfolg und Misserfolg, "Psychologische Forschung", 1930, № 4; Allport G. W., Pattern and growth in personality, N. Y., 1961.

А. И. Липкина.

Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978

http://www.samrazvitie.ru/psihologs2.html

http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0l


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия на Соколовую гору г.Саратова

Экскурсия на Соколовую гору, обзор мемориального комплекса  "Журавли"...

НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2.   Развивать внимание, память.3.  Обогащать...

Сонеты У.Шекспира (аудио, образец, исп. О.В.Соколова)

Данный материал - звуковые образцы чтения сонетов У.Шекспира. Может быть использован  при заучивании сонетов наизусть на уроках или при подготовке к проведению внеклассных мероприятий, посвященны...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы

Мастер-класс «Самооценка учащихся. Виды самооценки. Шкала самооценки». Из опыта работы...

Самооценка умственно отсталого ребёнка. Пути повышения самооценки.

По данным Л.И. Божович, правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов развития личности ребёнка. Отсюда понятно, что учителя вспомогательных школ должны овладеть необходимыми сведени...

Самооценка— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Как поднять самооценку простыми упражнением

Человек как личность — самооценивающее существо. Люди могут оценивать себя, свои поступки и действия. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка пре...