Главные вкладки

    «Гендерные различия поведения в конфликте»
    опыты и эксперименты по психологии по теме

    Куршакова Елизавета Александровна

    В данной работе - краткий теоретический обзор и результаты нашего исследования по заявленной теме, которые были представлены нами на НОУ школьного и муниципального уровня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nou.doc213.5 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt2.98 МБ

    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации города Омска

    Городская конференция обучающихся 5-11 классов бюджетных образовательных учреждений города Омска,  занимающихся учебно-исследовательской деятельностью,  «Шаги в науку»

    Образовательная область «Педагогика и психология»

    Тема: «Гендерные различия поведения в конфликте»

    Выполнил: Шкареда Константин Иванович

    ученик 11-1 класса

    БОУ г.Омска «Открытая (сменная)

     общеобразовательная школа№13»

    Руководитель: Куршакова Елизавета Александровна

    педагог-психолог

    БОУ г.Омска «Открытая (сменная)

     общеобразовательная школа№13»

    Омск 2013

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Введение………………………………………………………..................3
    2. Глава первая Изучение теоретических аспектов проблемы гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях, рассмотрение понятия «темперамент»…………………………………........................................ 4
    3. Глава вторая Исследование гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации......................................................................................8
    4. Заключение……………………………………………………................15
    5. Список литературы…………………………………………..................16
    6. Приложения……………………………………………………...............17

    Введение

    В научной литературе (а в настоящее время и в популярной, включая женские и мужские журналы) достаточно большое внимание уделяются изучению конфликта. Увеличение интереса к данной проблеме обусловлено широким распространением конфликтов в общественной жизни. Однако, проанализировав литературу по изучению конфликта, мы пришли к выводу, что при всём многообразии информации о нём, вопрос гендерных различий поведения в конфликтной ситуации исследован недостаточно.

    Гипотезы нашего исследования:

    1. соответствует ли поведение в конфликте группы, выбранной для исследования общепринятым в психологии гендерным моделям и стратегиям
    2. выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит от  преобладающего типа темперамента человека.

            Целью нашей работы является выявление типичных стратегий поведения в конфликтных ситуациях у юношей и девушек, анализ гендерных различий поведения в конфликте и исследование связи типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек.

            Объект исследования – личность в конфликтной ситуации (юноши и девушки 16-18 лет).

    Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях, связь типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте.

    Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1).изучение теоретических аспектов проблемы гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях; 2).рассмотреть понятие «темперамент», характеристики каждого типа темперамента; 3).проведение исследования по выявлению гендерных различий поведения в конфликтной ситуации и по выявлению связи между типом темперамента и выбираемой стратегией поведения в конфликте у юношей и девушек.



    Глава 1.

     Изучение теоретических аспектов проблемы гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях, рассмотрение понятия «темперамент»

    1.1. Понятие гендера. Гендерные различия в конфликте

    Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [5]. 

    Если  понятие пол рассматривает только анатомические различия между мужчинами и женщинами, то в понятие гендер помимо это входят также и  различие ролей, норм, ценностей, черт характера.

     Гендерные различия в конфликте – это особенности поведенческих проявлений участников конфликта, определяемых их половой принадлежностью. Проанализировав литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что влияние гендерных отличий проявляется преимущественно в стратегиях конфликтного взаимодействия [9]. Женщины ориентируются на нормативно заданное поведение, проявляющееся в строгом следовании социальной роли. Мужчины ориентируются на решение актуальных задач, поставленных ситуацией. Основой их поведения является не жесткая привязанность к нормативным требованиям, а более гибкий, чем у женщин, поиск путей к намеченной цели. Мужчины относятся более дифференцированно к различным конфликтным ситуациям, чем женщины, существенно меняют свое поведение в зависимости от того, происходит ли конфликт в деловой или бытовой сфере. Эмоциональная составляющая в конфликте проявляется в значительно большей степени у женщин при взаимодействии [1].

    1.2. Понятие конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: и индивиды, и социальные группы, и государства. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: политическим, психологическим, религиозным, экономическим, ценностным, и т.д.

    Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный [2].

    Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса - Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

    1.     Содержание предмета конфликта;

    2.     Ценности межличностных отношений;

    3.     Индивидуально-психологических особенностей личности.

     

    Рис.1. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена

    Особое место в оценке стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии. И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку [3].

    Итак, рассмотрим основные характеристики каждой стратегии поведения:

    1. Принуждение (борьба, соперничество).

    Человек, который выбирает данную стратегию поведения, прежде всего заботится о собственных интересах в конфликте (их значимость высокая), а интересы соперника он практически не рассматривает (их значимость низкая).

    Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используется сила закона, власть, связи, авторитет и т. д.

    1. Уход.

    Стратегия ухода отличается стремлением избежать конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Можно сказать, что это взаимная уступка.

    Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

    1. Уступка.

    Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в данном случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

    1. Компромисс.

    Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

    Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

    1. Сотрудничество.

    Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений [3].

    1.3 Понятие темперамента. Типы темпераментов.

    Темперамент (лат.  Temperamentum - надлежащее соотношение черт от  tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [8].

    Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленным подструктурам личности. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

    Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [8].

    По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.

    Холерик

    Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. В общественной сфере темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности.

    Сангвиник

    Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения.

    Флегматик

    Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен. Экономит силы, впустую их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

    Меланхолик

    У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают [8].

    Таким образом, можно считать, что тип темперамента у человека врожденный, и остальные индивидуально-типологические особенности накладываются на него и развиваются на основе преобладающего типа темперамента.

    Глава 2. Исследование гендерных различий в поведении в конфликтной ситуации и установление связи между типом темперамента и выбираемой стратегией.

    2.1. Организация исследования

                    Целью нашего иследования является выявление типичных стратегий поведения в конфликтных ситуациях у юношей и девушек, анализ гендерных различий поведения в конфликте и исследование связи типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек.

            Объект исследования – личность в конфликтной ситуации (юноши и девушки 16-18 лет).

    Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях, связь типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте.

    Было опрошено   40  учащихся БОУ г. Омска «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13». Возраст – 16-18 лет.

    Исследование было проведено с использованием теста по оценке стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса [7] (Приложение 1) и методики «Формула темперамента по А.Белову» [6] (Приложение 3).

    2.2. Обработка и интерпретация полученных данных

    Наша выборка состояла из одинакового количества юношей и девушек – по 20 человек. Результаты исследования преобладающей стратегии поведения в конфликте у девушек и у юношей схематично представлены на диаграмме (Приложение 2).

    В нашей выборке определение личностной предрасположенности к конфликтному поведению с помощью методики К. Томаса показало следующие результаты:

     - 50% респондентов предпочитают стратегию принуждения. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

    -15% респондентов выбирают стратегию ухода, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

     - 5% готовы к сотрудничеству, то есть, они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

     - 25% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

    - 5% предпочитают стратегию приспособления - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

    Итак, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у респондентов нашей выборки, независимо от их пола, преобладает одинаковая стратегия поведения в конфликтной ситуации – это принуждение. В остальном же есть некоторые различия, которые отражены на диаграмме (Приложение 2).

    Таким образом, в нашей выборке гендерные различия поведения  в конфликтных ситуациях проявились в следующем. В группе девушек, в отличие от юношей, из 20 человек ни у одной не преобладают такие стратегии как сотрудничество и уступка. А ведь в обществе за долгие века сложился стереотип, что именно эти стратегии являются  «женскими» стратегиями поведения в конфликте. Это связано с отсутствием властолюбия у женщин, большей психологической терпимостью, их способностью сопереживать собеседнику. С детства девочек готовят к материнству и ведению домашнего хозяйства, к сглаживанию конфликтов в семье, что в конечном итоге развивает у них чувство заботы и сопереживания. Поэтому мы делаем вывод, о том, что у девушек нашей выборки стратегия поведения, выбираемая ими в конфликте не соответствует общепринятым в психологии представлениям.

    Как мы уже говорили, у юношей преобладающая стратегия – также принуждение. Такие результаты касательно юношей были ожидаемыми. Ведь у мальчиков с детства поощряются лидерские качества, самостоятельность и сила, большинство их игр носит соревновательный характер. Кроме этого, стоит отметить, что в группе юношей были выбраны все стратегии поведения в конфликте. Отсюда можно сделать вывод, что юноши проявляют наибольшую гибкость в выборе стратегии поведения и в преодолении конфликта, чем девушки.

    Анализируя полученные результаты, мы задумались, с чем может быть связан выбор стратегии поведения в конфликте. Мы решили проследить связь данного выбора с типом темперамента. Для определения типа темперамента наших респондентов мы провели  методику А.Белова.

    Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента. Он на каждой карточке выбирает те пункты, которые характеризуют его [6].

    Результаты проведения методики А.Белова представлены в таблице в приложении 4.

    Итак, в нашей выборке 22,5% - холерики, 27,5% - сангвиники, 32,5% - флегматики, 17,5% - меланхолики.

    Мы проанализировали связь типа темперамента наших респондентов с выбором стратегии поведения в конфликте и сравнили группы юношей и девушек с целью выявления гендерных различий (Приложение 5). Следует отметить, что в целях сохранения тайны персональных данных участников нашего исследования в представленной таблице мы не указывали фамилий и имён.

    Итак, как показывает нам таблица, среди юношей с преобладающей стратегией принуждения- 5 флегматиков, 4 холериков, 1 сангвиник; со стратегией ухода - 2 меланхолика; со стратегией компромисса - 2 сангвиника, 1 флегматик, 1 меланхолик; со стратегией уступки – 1 флегматик, 1 сангвиник.

    Среди девушек  с преобладающей стратегией принуждения – 6 флегматиков, 3 холерика, 1 сангвиник; со стратегией ухода – 3 меланхолика, 1 сангвиник; со стратегией компромисса – 4 сангвиника, 2 холерика. И, как уже говорилось ранее, девушек, выбирающих в конфликте стратегии сотрудничества и уступки, нет.

    Среди выбравших стратегию принуждения в конфликте – большинство флегматиков и холериков. Причем гендерных различий здесь практически нет. Количественное соотношение флегматиков, холериков и сангвиников, выбравших стратегию принуждения и среди юношей, и среди девушек практически одинаково.

    Среди выбравших стратегию ухода,  и у юношей, и у девушек только меланхолики. Следовательно, и в этой группе гендерных различий нет.

    В группе, выбравшей стратегию компромисса, большинство людей с сангвиническим темпераментом. В этой группе есть небольшие гендерные различия.

    Если вернуться к характеристикам каждого из типов темперамента, которые мы рассматривали в 1 главе, то можно сказать, что они влияют на выбор стратегии поведения. И выбираемая стратегия поведения в конфликте является следствием этих характеристик. Упорные флегматики и энергичные холерики выбирают стратегию принуждения, впечатлительные и слабые меланхолики выбирают  стратегию ухода, а оптимистичные сангвиники - стратегию компромисса.

    Обобщая всё вышесказанное, можно сделать выводы:

    1. Первая часть нашей гипотезы  подтвердилась частично. Поведение в конфликте юношей нашей выборки, в отличие от девушек, соответствует общепринятым в психологии моделям и стратегиям (тем, что касаются мужчин). О девушках можно сказать, что выбранная большинством из них стратегия принуждения в конфликте не соответствует общепринятым в психологии моделям поведения.

     2. Вторая часть гипотезы подтверждена. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от типа темперамента. Гендерных различий при этом в нашей выборке не наблюдается.

    Заключение

    В нашей работе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы гендерных различий поведения в конфликтных ситуациях, понятие «темперамент» и характеристики каждого типа темперамента. В практической части нашей работы мы рассказали о результатах  нашего исследования, которое мы провели с учащимися БОУ г.Омска «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13» с целью выявления гендерных различий поведения в конфликтной ситуации и выявления связи между типом темперамента и выбираемой стратегией поведения в конфликте у юношей и девушек.  Наша выборка состояла их 40 человек – 20 юношей и 20 девушек.

    Гипотезы нашего исследования состояли в следующем:

    1. соответствует ли поведение в конфликте группы, выбранной для исследования общепринятым в психологии гендерным моделям и стратегиям

    2. выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит от  преобладающего типа темперамента человека.

    Исходя из результатов исследования, мы сделали выводы:

    1. Первая часть нашей гипотезы  подтвердилась частично. Поведение в конфликте юношей нашей выборки, в отличие от девушек, соответствует общепринятым в психологии моделям и стратегиям (тем, что касаются мужчин). О девушках можно сказать, что выбранная большинством из них стратегия принуждения в конфликте не соответствует общепринятым в психологии моделям поведения.

    2. Вторая часть гипотезы подтверждена. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от типа темперамента. Гендерных различий при этом в нашей выборке не наблюдается.

    Список литературы

    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, – М.: ЮНИТИ, 2006.-591 с.

    2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

    3. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. – М., 2000

    4. Вейнингер О. Пол и характер – М., 1997

    5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., М., 2002

              6. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко — Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

     7. Битянова М. Тест описания поведения К.Томаса// Журнал «Школьный психолог», №9, 1999г.

    8. Кречмер Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 2-е изд. - М.: ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002.

    9. http://www.allbest.ru/

              10. vocabulary.ru/dictionary/887/word/gendernye-otlichija-povedenija

    neparsya.net/referat/psychology/44

    Приложения

    Приложение 1.

    Тест по оценке стиля поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.

    1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

    б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чём мы оба согласны.

    2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

    б) Я стараюсь уладить его с учётом интересов другого человека и моих собственных.

    3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

    б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

    4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

    б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого;

    б) Я стараюсь делать то, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

    б) Я стараюсь добиться своего.

    7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно;

    б) Я считаю возможным в чём – то уступить, чтобы добиться в другом.

    8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

    б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из- за каких– то возможных разногласий;

    б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    10. а) Я твёрдо стремлюсь добиться своего;

    б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

    б) Я стараюсь успокоить другого, и главным образом, сохранить наши отношения.

    12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

    б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

    13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

    б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

    14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

    б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

    15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;

    б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжение.

    16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

    б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

    б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём;

    б) Я дам настоять на своём мнении другому, если он идёт мне навстречу.

    19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые вопросы и интересы;

    б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

    20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

    б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21. а) Во время переговоров стараюсь быть внимательным к другому;

    б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека;

    б) Я отстаиваю свою позицию.

    23. а) Как правило я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;

    б) Иногда представляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;

    б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

    25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

    б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

    26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

    б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

    27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

    б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

    28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

    б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

    29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

    б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из – за возникающих разногласий.

    30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

    б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

    Ключ

    Принуждение: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б,16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

    Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

    Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

    Уход: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

    Уступка: 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

    Приложение 2

    Результаты исследования преобладающей стратегии поведения в конфликте у девушек и у юношей по тесту К.Томаса

    Различия в выборе стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек

    Приложение 3

    Тест «Формула темперамента по А.Белову»

    ОПИСАНИЕ

    Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

    Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

    ОБРАБОТКА

    Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно и общее количество плюсов.

    Степень выраженности каждого типа темперамента у человека подсчитывается по следующим формулам:

    X=Ax/A*100% (холерик)

    С=Aс/A*100% (сангвиник)

    Ф=Aф/A*100% (флегматик)

    М=Aм/A*100% (меланхолик)

    Формула темперамента (ФТ).

    Фт=Х+С+Ф+М

    где:

    Фт – формула темперамента

    X – холерический темперамент

    С – сангвинический темперамент

    Ф – флегматический темперамент

    М – меланхолический темперамент

    А – общее число плюсов по всем карточкам

    АХ – число плюсов в карточке 1 «паспорт» холерика;

    АС – число плюсов в карточке 2 «паспорт» сангвиника;

    АФ – число плюсов в карточке 3 «паспорт» флегматика;

    АМ – число плюсов в карточке 4 «паспорт» меланхолика.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    Если, например, в конечном виде «формула темперамента» приобретает такой вид:

    ФТ = 35%Х + 30%С + 14%Ф+21%М

    Это значит, что данный темперамент на 35% - холерический, 30% - сангвинический, 14% - флегматический и 21% - меланхолический.

    Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является  доминирующим,

    если 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко,

    если 20–29%, то качества данного типа выражены средне,

    если 10–19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.

    ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует.

    В сомнительных случаях ничего не ставьте».

    ТЕСТ

    Карточка 1

    1. Неусидчивость, суетливость.

    2. Невыдержанность, вспыльчивость.

    3. Нетерпеливость

    4. Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми.

    5. Решительность и инициативность.

    6. Упрямство.

    7. Находчивость в споре.

    8. Неритмичность в работе.

    9. Склонность к риску.

    10. Незлопамятность, необидчивость.

    11. Быстрота и страстность речи.

    12. Неуравновешенность и склонность к горячности.

    13. Нетерпимость к недостаткам.

    14. Агрессивность забияки.

    15. Выразительность мимики.

    16. Способность быстро действовать и решать.

    17. Неустанное стремление к новому.

    18. Обладание резкими, порывистыми движениями.

    19. Настойчивость в достижении поставленной цели.

    20. Склонность к резкой смене настроения.

    Карточка 2

    1. Жизнерадостность.

    2. Энергичность и деловитость.

    3. Недоведение начатого дела до конца.

    4. Склонность переоценивать себя.

    5. Способность быстро схватывать новое.

    6. Неустойчивость в интересах и склонностях.

    7. Легкое переживание неудачи и неприятностей.

    8. Легкое приспособление к разным обстоятельствам.

    9. Увлеченность любым делом.

    10. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать.

    11. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой.

    12. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой.

    13. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми.

    14. Выносливость и работоспособность.

    15. Громкая, быстрая, отчетливая речь.

    16. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации.

    17. Обладание всегда добрым настроением.

    18. Быстрое засыпание и пробуждение.

    19. Частая несобранность, поспешность в решениях.

    20. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.

    Карточка 3

    1. Спокойствие и хладнокровие.

    2. Последовательность и обстоятельность в делах.

    3. Осторожность и рассудительность.

    4. Умение ждать.

    5. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам.

    6. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

    7. Сдержанность и терпеливость.

    8. Доведение начатого дела до конца.

    9. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам).

    10. Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе.

    11. Легкое сдерживание порывов.

    12. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию.

    13. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес.

    14. Постоянство в своих отношениях и интересах.

    15. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой.

    16. Ровность в отношении со всеми.

    17. Аккуратность и порядок во всем.

    18. Трудное приспособление к новой обстановке.

    19. Обладание выдержкой.

    20. Постепенное схождение с новыми людьми.

    Карточка 4

    1. Стеснительность и застенчивость.

    2. Растерянность в новой обстановке.

    3. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми.

    4. Неверие в свои силы.

    5. Легкое перенесение одиночества.

    6. Чувство подавленности и растерянности при неудачах.

    7. Склонность уходить в себя.

    8. Быстрая утомляемость.

    9. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

    10. Невольное приспособление к характеру собеседника.

    11. Впечатлительность до слезливости.

    12. Чрезвычайная восприимчивость к одобрению и порицанию.

    13. Предъявление высоких требований к себе и окружающим.

    14. Склонность к подозрительности, мнительности.

    15. Беспечная чувствительность и легкая ранимость.

    16. Чрезмерная обидчивость.

    17. Скрытность и необщительность, нежелание делиться своими мыслями.

    18. Малоактивность и робость.

    19. Безропотность и покорность.

    20. Стремление вызвать сочувствие и помощь окружающих.

    Приложение 4

    Результаты исследования темперамента у юношей и девушек по методике А.Белова

    группы

    Преобладающий тип  темперамента

    Сангвиник

    Холерик

    Флегматик

    Меланхолик

    Юноши

    5 человек

    4 человека

    7 человек

    4 человека

    Девушки

    6 человек

    5 человек

    6 человек

    3 человека

    Приложение 5

    Результаты исследования типа темперамента и стратегии поведения в конфликте каждого из участников выборки

    п/п

    Юноши

    Девушки

    тип темперамента

    преобладающая стратегия поведения в конфликте

    п/п

    тип темперамента

    преобладающая стратегия поведения в конфликте

    1.

    флегматик

    принуждение

    1.

    флегматик

    принуждение

    2.

    флегматик

    принуждение

    2.

    холерик

    принуждение

    3.

    флегматик

    принуждение

    3.

    флегматик

    принуждение

    4.

    холерик

    принуждение

    4.

    холерик

    принуждение

    5.

    холерик

    принуждение

    5.

    холерик

    принуждение

    6.

    холерик

    принуждение

    6.

    флегматик

    принуждение

    7.

    флегматик

    принуждение

    7.

    флегматик

    принуждение

    8.

    сангвиник

    принуждение

    8.

    флегматик

    принуждение

    9.

    флегматик

    принуждение

    9.

    сангвиник

    принуждение

    10.

    холерик

    принуждение

    10.

    флегматик

    принуждение

    11.

    меланхолик

    уход

    11.

    меланхолик

    уход

    12.

    меланхолик

    уход

    12.

    сангвиник

    уход

    13.

    сангвиник

    сотрудничество

    13.

    меланхолик

    уход

    14.

    меланхолик

    сотрудничество

    14.

    меланхолик

    уход

    15.

    сангвиник

    компромисс

    15.

    сангвиник

    компромисс

    16.

    флегматик

    компромисс

    16.

    сангвиник

    компромисс

    17.

    меланхолик

    компромисс

    17.

    сангвиник

    компромисс

    18.

    сангвиник

    компромисс

    18.

    сангвиник

    компромисс

    19.

    флегматик

    уступка

    19.

    холерик

    компромисс

    20.

    сангвиник

    уступка

    20.

    холерик

    компромисс


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    БОУ г.Омска «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №13» Гендерные различия поведения в конфликте

    Слайд 2

    Гипотезы нашего исследования : соответствует ли поведение в конфликте группы, выбранной для исследования общепринятым в психологии гендерным моделям и стратегиям; выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации зависит от преобладающего типа темперамента человека.

    Слайд 3

    Цель - выявление типичных стратегий поведения в конфликтных ситуациях у юношей и девушек, анализ гендерных различий поведения в конфликте и исследование связи типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте у юношей и девушек. Объект исследования – личность в конфликтной ситуации (юноши и девушки 16-18 лет). Предмет исследования – гендерные различия в поведении в конфликтных ситуациях, связь типа темперамента и выбираемой стратегии поведения в конфликте.

    Слайд 4

    Основные понятия Гендер Конфликт Стратегии поведения в конфликтной ситуации Темперамент Типы темперамента

    Слайд 5

    В современной психологии выявлены следующие гендерные особенности поведения в конфликте : Мужчины ориентируются на решение актуальных задач, поставленных ситуацией, относятся более дифференцированно к различным конфликтным ситуациям. У них более гибкий, чем у женщин, поиск путей к намеченной цели. Женщины ориентируются на нормативно заданное поведение, строго следуют социальной роли. Эмоциональная составляющая в конфликте проявляется в значительно большей степени у женщин при взаимодействии.

    Слайд 6

    Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: принуждение, уход, уступка, компромисс, сотрудничество .

    Слайд 7

    Принуждение

    Слайд 8

    Уход

    Слайд 9

    Уступка

    Слайд 10

    Компромисс

    Слайд 11

    Сотрудничество

    Слайд 12

    ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

    Слайд 13

    САНГВИНИСТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Характеризует человека весьма весёлого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его очень волновало и притягивало к себе.

    Слайд 14

    МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ характеризует человека противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

    Слайд 15

    ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

    Слайд 16

    ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТ относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряжённой активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

    Слайд 17

    Результаты исследования преобладающей стратегии поведения в конфликте у девушек и у юношей по тесту К.Томаса

    Слайд 18

    Различия в выборе стратегий поведения в конфликте у юношей и девушек

    Слайд 19

    Результаты исследования темперамента у юношей и девушек по методике А.Белова

    Слайд 20

    Результаты исследования типа темперамента и стратегии поведения в конфликте каждого из участников выборки № п/п Юноши № п/п Девушки тип темперамента преобладающая стратегия поведения в конфликте тип темперамента преобладающая стратегия поведения в конфликте 1. флегматик принуждение 1. флегматик принуждение 2. флегматик принуждение 2. холерик принуждение 3. флегматик принуждение 3. флегматик принуждение 4. холерик принуждение 4. холерик принуждение 5. холерик принуждение 5. холерик принуждение 6. холерик принуждение 6. флегматик принуждение 7. флегматик принуждение 7. флегматик принуждение 8. сангвиник принуждение 8. флегматик принуждение 9. флегматик принуждение 9. сангвиник принуждение 10. холерик принуждение 10. флегматик принуждение 11. меланхолик уход 11. меланхолик уход 12. меланхолик уход 12. сангвиник уход 13. сангвиник сотрудничество 13. меланхолик уход 14. меланхолик сотрудничество 14. меланхолик уход 15. сангвиник компромисс 15. сангвиник компромисс 16. флегматик компромисс 16. сангвиник компромисс 17. меланхолик компромисс 17. сангвиник компромисс 18. сангвиник компромисс 18. сангвиник компромисс 19. флегматик уступка 19. холерик компромисс 20. сангвиник уступка 20. холерик компромисс

    Слайд 21

    Выводы: 1. Первая часть нашей гипотезы подтвердилась частично. Поведение в конфликте юношей нашей выборки, в отличие от девушек, соответствует общепринятым в психологии моделям и стратегиям. О девушках можно сказать, что выбранная большинством из них стратегия принуждения в конфликте не соответствует общепринятым в психологии моделям поведения. 2. Вторая часть гипотезы подтверждена. Выбор стратегии поведения в конфликте зависит от типа темперамента. Гендерных различий при этом в нашей выборке не наблюдается.

    Слайд 22

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема гендерных различий в современной психологии.

    Данная работа освещает гендерные различия в коммуникации современной молодёжи...

    Организация уроков физической культуры с учётом гендерных различий

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является в...

    « ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

    Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женски...

    Изучение гендерных различий в представлениях о дружбе в юношеском возрасте

    Постепенно общество осознает значимость глубоких в человеческой жизни отношений. Поэтому тема дружбы очень актуальна, так как эта связь людей ценилась всегда, и практически нет человека, у которого ря...

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте...

    Гендерные различия в проявлении агрессивности и разных типов агрессии в юношеском возрасте.

    В статье говорится о возростании агрессивности в подростковом возрасте....

    Гендерные различия интеллектуальной лабильности школьников младшего подросткового возраста

    В данной статье рассматриваются  гендерные различия интелектуальной лабильности  на основе исследования школьников  младшего подросткового возраста....