Счастлив тот, кто счастлив вместе
методическая разработка по психологии по теме

Алексеева Марина Александровна

Разработка родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание с элементами тренинга

«Счастлив тот, кто счастлив вместе»

Цель: показать важность и необходимость применения принципа толерантности в семейном воспитании, во взаимоотношениях родителей и детей.

Задачи:
• Сформировать у родителей представление о толерантности.
• Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье.
• Показать, к чему могут привести ошибки воспитания.
• Наметить пути возможного выхода из конфликтных ситуаций.

Оформление:  слайд-презентация, памятки с советами и рекомендациями,  стенд «Толерантность глазами детей», анкеты для родителей, фильм «Адажио».

План проведения родительского собрания:

  1. Вступительное слово  заместителя директора по воспитательной работе.
  2. Просмотр слайд – презентации.
  3. Выступление обучающихся с концертными номерами. Песни «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба».
  4. Проведение тренинга педагогом-психологом
  5. Просмотр фильма «Адажио».
  6. Проведение анкетирования родителей. Методика типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).
  7. Рефлексия китайская притча «Ладная семья»
  8. Решение родительского собрания. (Памятки с советами и рекомендациями).

Этап I. Подготовительный

1. Выступление. Лекция

   Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна «Как воспитать толерантного человека?» Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

Толерантность – понятие достаточно новое, это:

– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

    Президентом  России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого  поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.  

   Проблема культуры общения — одна из самых острых  в  обществе в целом.

   Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

  Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов; право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Подобная позиция взрослых приводит к конфликтам, которые влекут за собой дестабилизацию взаимоотношений взрослых и детей. В результате длительно существующего конфликта в семье между детьми и взрослыми наблюдается снижение социальной и психологической адаптации ее членов, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы.

   Семейные конфликты, возникающие из-за непонимания между детьми и взрослыми или желания взрослых подчинить ребенка своим требованиям, создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей.  К сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтов, пытаясь исключить их из сферы своего внимания как некоторое «неудобное обстоятельство», осложняющее жизнь взрослых членов семьи. При этом, естественно, не учитываются последствия действия конфликтов на формирующуюся личность ребенка.

   Существует еще одна крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека

   Сегодняшний ребенок испытывает большие трудности в своем личностном развитии, нежели его родители. Объясняется это, прежде всего, малым жизненным опытом, большим количеством неблагоприятных факторов социальной среды (в семье, в школе), травмирующих ребенка; непоследовательной, иногда противоречивой, не учитывающей индивидуальных особенностей ребенка системой воспитательного воздействия. Современный ребенок подвергается небывалому количеству психотравмирующих ситуаций. Отсутствие информационных запретов на телевидении, чрезмерное смакование сцен насилия по ТВ, изобилие черной информации через средства массовой информации (разделы убийств, насилия и т.п.), разгул пиратской, низкопробной видеопродукции, опять-таки с чрезмерным афишированием жесткого поведения суперсильных героев... Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказываются сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями (отсутствие денег, безработица и т.п.). Заинтересованные встречи дают возможность своевременно проанализировать семейные отношения, родителям укрепиться в успешных позициях, пересмотреть ошибочные принципы, найти новые, менее травмирующие варианты сотрудничества.

  Судьба ребенка в руках его родителей. Любя своих детей, родители развивают у своего ребенка умственный и социальный интеллект, понимание самого себя, понимание других людей, дает способ успешного взаимодействия и многое другое.

2. Слайд – презентация (приложение 1).

3. Выступление детей  «Песня о дружбе».

   Приглашаются родители.  Они выбирают конверт с названием песни, которую  должны исполнить (например: «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба»). К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.

   Педагог рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости. (15 мин).

Этап 2. Основной

4.  Тренинг

Знакомство

Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе. Затем принимаются правила диалоговой работы в группе.

   Упражнение: «Эмблема толерантности».

Цель: развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Материалы: бумага, цветные карандаши, ножницы, скотч.

   Участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.).

Упражнение «Мир детский и мир взрослый»

Цель: осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения.

Ведущий делит группу на две половины. Одна представляет детей, а другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку списка (в течении 10-15 минут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять свои права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Необходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого нужно встать на место собственного ребенка или вспомнить себя в детстве. Группа обговаривает возраст.

Упражнение «Растим дерево толерантности».

Цель: способствовать осознанию толерантных качество своей семьи.

   Рост и развитие семьи похожи чем-то на рост и развитие дерева. Давайте попробуем вырастить необычное дерево на листе бумаги. Каждому родителю раздается листок с аппликацией или компьютерным рисунком дерева. Его могут создать сами дети на уроке информатики.

   У этого дерева есть корни, так же, как и у каждого из нас – эти корни – наши родители, бабушки и дедушки.

  У этого дерева есть ствол –  так и у нас есть внутренний стержень, наш характер, наши привычки, наши увлечения, наши умения…

Ветви дерева – это то, что постоянно растет, развивается. Это мы сами!

  Мы с вами уже говорили о том, что значит быть толерантным – это значит быть терпимым к другим людям, стараться принимать их такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами, понимать, что у человека могут быть другие увлечения, другие любимые занятия, книги, фильмы, музыка и т.д. У каждой семьи свое дерево, на нем могут располагаться самые разнообразные листья и плоды.

  Добавить на дерево «плоды», которые соответствуют проявлениям толерантности в семье. Можно заранее вырезать из цветной бумаги листья или  плоды (яблоки, груши, апельсины, орехи и т.д.), родители на каждом из них напишут слова, которые можно приклеить на «свое» дерево «липучкой» или клеящим карандашом. Возможно использование готовых стикеров в форме плодов или фруктов.

Игра «Узкий мостик»

Цель: Упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление. Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

  Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

  Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (например, для этой цели хорошо подходит перевернутая гимнастическая скамейка).  

   Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Какие в принципе есть способы «разойтись на узком мостике»? Чем «упавшие в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремился пройти сам, а те, кто, прежде всего, стремился помочь партнеру.

5.  Просмотр фильма «Адажио» (приложение 2).

6. Анкетирование родителей «Типы этнической идентичности» (приложение 3)

Этап 3. Заключительный

7. Рефлексия

  Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь;
прощение;
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

Упражнение «Свеча доверия»

   Ведущий зажигает свечу и пускает по кругу, говоря соседу прощальные слова о своих чувствах и ощущениях во время общения в группе.

8. Решение родительского собрания

1.  Продолжать работу по ознакомлению родителей и детей с понятием толерантности; обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.

2. Родителям формировать у детей систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание и т.п.

3. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.

4. Продолжить сотрудничество со школой, детскими общественными организациями, домами творчества активно участвовать в  их  жизни.

5. Применять рекомендации и советы по формированию межнационального согласия и толерантности (приложение 4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастлив тот,кто счастлив у себя дома"

Урок внеклассного чтения "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" по пьесе  Мориса Метерлинка "Синяя птица"...

воспитательный час "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Воспитательный час "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" разработан с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знан...

Кафе семейного общения "Счастлив тот, кто счастлив у себя в дома".

Родители признаны главными воспитателями своего ребенка. Очень важно сделать их активными участниками образовательного процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Существуют р...

Презентация "Счастлив тот, кто счастлив дома"

Существуют разнообразные формы сотрудничества педагогов и родителей. Игровая деятельность – создает эмоциональный контакт между родителями и детьми....

«Счастлив тот, кто счастлив дома».

«Счастлив тот, кто счастлив дома».Цели:·        формировать бережное отношения к семье;·        создать модель счастли...

Эссе "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"

Творческая работа второго тура Шестого фестиваля русской речи "Русское слово" (2014)...