Психологическая игра "Заколдованное сердце".
методическая разработка по психологии по теме

Бессонова Наталья Петровна

Игра разработана для учеников вторых классов (для детей 7-8 лет), проводится в середине учебного года с целью выявления того, насколько сформирован детский коллектив. Оптимальное количество участников 10 – 15 человек. Необходимы один ведущий и один помощник ведущего. Ведущим должен быть психолог, а помощником  может быть психолог или педагог, работающий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakoldovannoe_serdtse.rar21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Заколдованное сердце»

Игра разработана для учеников вторых классов (для детей 7-8 лет), проводится в середине учебного года с целью выявления того, насколько сформирован детский коллектив. Оптимальное количество участников 10 – 15 человек. Необходимы один ведущий и один помощник ведущего. Ведущим должен быть психолог, а помощником  может быть психолог или педагог, работающий с детьми.

Задачи игры:

- Диагностика и развитие внутригрупповых отношений;

- Умение работать в группах по заданию;

- Диагностика и развитие эмоциональных отношений как внутри группы, так и между детьми пи взрослыми;

- Диагностика статусного положения детей в группе.

Эта игра даёт возможность педагогу и психологу увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положения детей в группе, учеников, готовых брать на себя функции организатора, определить способы решения конфликтных ситуаций и общую атмосферу класса, и эмоциональные отношения, как в группе, так и в отношениях с педагогами. В ходе игры раскрываются как индивидуальные особенности детей, так и особенности класса.

  Содержание игры и игровая цель.

В разгар учебного дня учитель неожиданно не приходит в класс к началу очередного урока. Дети узнают, что Снежная королева заколдовала их учителя и превратила его в человека с ледяным сердцем. Каков человек с ледяным сердцем? Детям предстоит это увидеть и почувствовать. Класс пройдёт через различные испытания, и в случае успеха сердце учителя будет постепенно оттаивать. Предложенные классу испытания потребуют от детей, прежде всего умения договориться друг с другом. В ходе игры, после успешного преодоления детьми каждого испытания, «сердце» учителя постепенно оттаивает, и одновременно происходят изменения в его поведении. И когда всё оказывается позади, учитель спасён, наступает настоящая радость для ребят. Оказывается, вместе они могут многое преодолеть.

      Сценарий игры

Ведущий заходит в класс в начале урока.

Ведущий.

-Здравствуйте, ребята.  Какой  урок должен начаться у вас?

Дети говорят, какой урок стоит по расписанию.

Ведущий.

- А где ваш учитель?

Дети не о чём не подозревают и начинают рассказывать, где они видели последний раз своего учителя. Внезапно, в класс заходит другой психолог – помощник.

Помощник

- Здравствуйте, а в какой я попал класс? (Дети называют свой класс). Меня просили вашему классу передать срочное письмо.

Ведущий.

- Давайте прочитаем полученное письмо.

Ребята сами решают, кто будет читать послание вслух.

Несколько раз дети зачитывают следующее письмо:

«Ваш учитель заколдован. Чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через суровые испытания. Если сумеете преодолеть их, то учитель сможет вернуться к вам целым и невредимым. Обитатели Волшебной страны будут вашими помощниками».

Ведущий пытается понять, готовы ли ребята к дальнейшему погружению в игру.

Ведущий.

- Что будем делать?

Чаще всего дети дают достаточно быстрый и единогласный ответ, что они готовы отправиться в Волшебную страну, для того чтобы расколдовать и вернуть своего учителя. Такое быстрое и однозначное решение может свидетельствовать о том, что ребята ценят и любят своего преподавателя.

Ведущий.

- Хорошо, сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну, потому что в неё можно попасть только раз в тысячу лет. А сегодня именно тот день, когда это можно сделать и попытаться спасти вашего учителя. С нами в путь отправляются ваши помощники (представляете их). Они будут нам помогать преодолевать разные препятствия. В Волшебную страну мы можем попасть, перемещаясь по волшебным простыням, следующим образом: сначала все должны встать на одну волшебную простынь, затем наши помощники подадут вторую, и вы должны её положить вперёд, по направлению к Волшебной стране (помещение актового зала), и перебраться на неё так, чтобы все уместились, и никто не сошёл ни с одной простыни. Так мы будем продвигаться до тех пор, пока не дойдём до Волшебной страны. Необходимо помнить, что нельзя никому наступать на пол. Если кто – ни будь, из вас нарушит это условие, то мы возвращаемся обратно к классу и начинаем путь заново.

При выполнении этого задания ведущим важно наблюдать за тем, как дети выполняют поставленную перед ними задачу, как распределили между собой роли: кто подаёт простыни, кто стеллит на пол, расправляет, чтобы все могли поместиться, кто контролирует процесс, осуществляет своевременную помощь класса.

Преодолев немалое расстояние от классной комнаты до актового зала (где по условиям нашей игры и находится Волшебная страна), ребята вместе с ведущими входят в актовый зал, в конце которого сидит на стуле учитель класса.

Ведущий.

- Посмотрите внимательно, кто это находится в зале?

Класс отвечает, что это их учитель. Обычно ребята пытаются приблизиться к своему учителю и поговорить с ним, но он ведёт себя как-то странно, ни на кого не реагирует, никого не узнаёт. В этот момент ведущий останавливает детей и просит сесть на стулья, стоящие вдоль стены зала.

Ведущий.

- Да, это ваш учитель, и он заколдован Снежной королевой. А вы знаете, как заколдовывает людей Снежная королева?

Ученики рассказывают, что у тех людей, которых заколдовала королева, сердце становилось ледяным.

Ведущий.

- А теперь посмотрите, какое сердце5 стало у вашего учителя.

Ведущий показывает рисунок, на котором изображено белое ледяное сердце – это изображение приклеивают на стенд.

Ведущий.

- Как вы думаете, что означает «ледяное сердце»?

Дети объясняют. Большинство ответов сводится к тому, что человек с ледяным сердцем не умеет общаться с другими людьми, он их просто не понимает. Такие люди ничего не чувствуют, они ко всему относятся равнодушно.

Ведущий.

- Попробуйте изобразить  людей с ледяным сердцем.

Ребята пробуют изобразить таких людей.

Ведущий.

- Сейчас никто не сможет подойти к учителю, а если и кто-то попытается это сделать и пересечёт определённую границу (показывает границу), то сразу же его собственное сердце станет ледяным. Растопить сердце учителя можно, преодолевая разные препятствия. По мере выполнения заданий сердце постепенно будет оттаивать, и приобретать свой истинный цвет.

Дети выполняют задание.

Ведущий.

- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Дети отвечают: «Зима») в это время года все дети любят играть в разные зимние игры. Вашему классу сейчас предстоит изобразить живую картину под название «Зимние забавы». Чтобы выполнить это задание, нужно сначала разбиться на пары.

Дети распределяются по парам, во время этого процесса можно увидеть, кто из детей пользуется большим авторитетом среди  одноклассников, кто меньшим, а у кого существуют серьёзные проблемы с классом.

Ведущий.

- Сейчас парам необходимо обсудить, какую из зимних игр они будут показывать. Затем нужно провести совместное обсуждение между всеми парами, что они будут изображать на картине. Все пары должны представить разные забавы. Нужно постараться сделать так, чтобы ваш учитель мог быстро понять, что вы изображаете.

При выполнении этого задания важно наблюдать за тем, как происходит совместное обсуждение, удаётся ли детям договориться друг  с другом, кто из ребят, занимает какую позицию при обсуждении: кто руководит процессом, кто конфликтует, кто разрешает конфликты и т.д.

Ведущий.

- Вы готовы изобразить картину?

Ребята дают положительный ответ.

Звучит зимняя мелодия, и пары изображают живую картину, а учитель внимательно смотрит, старается понять, насколько дети пластичны, умеют ли точно подобрать выразительные движения. После того как учитель угадывает все игры, ведущий подводит небольшой итог. Помощник прикрепляет к белому сердцу первый красный кусочек.

Ведущий.

- Вы сумели справиться с первым испытанием, посмотрите, что произошло с сердцем вашего учителя?

Дети смотрят на сердце, на котором появился кусочек красного цвета.

Ведущий.

- Сердце начало понемногу оттаивать.

А теперь нужно пройти через следующее испытание. Вам предлагается 12 карточек с разными по сложности заданиями. В карточке №1 – самое лёгкое задание, а в карточке №12 – самое сложное. Каждому из вас надо решить для себя, как4ая карточка вам по силам, а затем договориться друг с другом, кто какую возьмёт. За каждую правильно выполненную карточку класс получает по одному баллу. Ваша задача – постараться набрать как можно больше баллов. Во время выполнения заданий можно 3 раза обратиться за помощью к воспитателю, а кто будет просить помощи, решать вам.

Ребята приступают к распределению карточек. Карточки заготавливаются по количеству участников. Во всех карточках предложены задания одинаковой степени сложности; во время этого этапа можно диагностировать уровень притязаний у детей.

Когда карточки распределены между детьми, ребята по очереди подходят к помощникам и называют номер карточки, с которой они собираются работать. Затем ведущий даёт сигнал к началу игры. Сигналом служит спокойная музыка, которая позволяет настроить класс на работу и стимулирует умственную деятельность детей. Когда задание выполнено, дети отдают карточку на проверку ведущему или его помощникам.

В ходе этой игры бывает, что несколько детей, несмотря на то, что им во время общего обсуждения была выдана определённая карточка, называют номер другой карточки. В таких ситуациях важно посмотреть на реакцию класса и тех детей, чьи карточки взяты. Здесь проявляются особенности отношений между детьми: терпимы ли друг к другу, умеют ли прощать проступки другого и находить правильные способы решения различных проблем.

По сигналу ведущего (включает музыку) все5 ребята сдают карточки. В это время, пока помощники  проверяют  выполненные задания и подсчитывают набранное количество баллов, ведущий разбирает с детьми упражнения, которые оказались непонятными.

В карточках можно написать разные загадки, взять в сборнике «1000 загадок».

Ведущий сообщает классу, какое количество баллов они сумели набрать. Если дети набирают половину баллов от количества учащихся, значит, выполнили поставленную перед ними задачу. Если баллов не достаточно, детям предлагают три дополнительные сложные загадки, которые нужно постараться отгадать.

По завершению этого испытания помощники прикрепляют ещё одну красную часть сердца.

Ведущий.

- Что меняется в человеке, когда его сердце немного начинает оттаивать?

Ребята говорят, что этот человек начинает видеть вокруг себя красивые вещи, обращать внимание на других людей и их отношение к нему, испытывают какие-то чувства.

Ведущий.

- Следующее испытание называется «Противоположные слова». Все вы, наверное, знаете, что в русском языке есть слова – антонимы, т.е. слова, противоположные по смыслу. Сейчас вам будет предложен список слов, к которым вам надо будет подобрать и записать слова – антонимы. На выполнение этого задания даётся всего 5 минут.

Ребятам предлагается лист, на котором в столбик написаны слова, обозначающие разные чувства и особенности людей (любовь, радость, несчастье, жестокость, трудность, трудолюбие, стыд, злость, удовольствие). Дети начинают выполнять предложенное задание. При выполнении этого задания взрослым интересно понаблюдать за тем, кто из ре5бят возьмёт инициативу в свои руки: будет зачитывать слова, вести обсуждение, записывать ответы. Важно также обратить внимание на других детей.

Ведущий.

- Время ваше, отведённое на исполнение задания, истекло. Сейчас предстоит проверить, как класс сумел справиться с этим испытанием. Я буду читать слово, которое написано на листе, а вы должны дружно назвать его антоним.

Класс произносит противоположные слова. В конце этого задания помощник прикрепляет ещё одну красную половинку сердца.

Ведущий.

- Посмотрите на сердце вашего учителя, оно практически стало красным. А теперь обратите внимание, какие изменения произошли с вашим учителем.

Дети говорят, что учитель стал обращать на них внимание.

Ведущий.

- Сейчас каждый из вас получит часть картинки, к которой необходимо найти вторую половину. Для этого надо пройти среди своих одноклассников и посмотреть на их картинки, затем встать рядом с тем из ребят, у кого находится недостающая часть вашего рисунка.

Ребята получают половинки открыток и начинают ходить и внимательно смотреть на картинки своих одноклассников. Те, кто находит части от своих картинок, образуют пары.

Во время этой игры могут образоваться очень интересные, неожиданные пары. Созданная ситуация заставляет многих детей временно изменить своё отношение к некоторым из своих одноклассников, проявить терпение, сдержанность в общении.

Ведущий.

- А теперь прошу пары по очереди прочитать вслух задание, написанное на обратной стороне общей карточки.

В это время помощники раздают необходимые предметы.

На этом игровом этапе всем парам достаются разные задания: провести без помощи рук мяч; передвигаться по залу, перепрыгивая через скалки, передвигаясь по залу с завязанными глазами и т.д.

Во время выполнения данного этапа важно обратить внимание на особенности поведения класса: болеют ли дети друг за друга, насколько ребята включены в данную ситуацию, насколько детям в парах удаётся справиться с предложенным заданием. В конце игры помощники прикрепляют предпоследнюю красную часть сердца, и ребята видят, что сердце учителя стало практически красным и что им осталось преодолеть последнее препятствие.

Ведущий.

- Вы правильно поняли, что вам осталось справиться с последним испытанием. Чтобы сердце учителя до конца оттаяло, надо расшифровать волшебное заклинание. Сейчас каждый из вас получит шифровку, в которой зашифровано одно или несколько слов. (Помощник раздаёт детям карточки с шифровками и простые карандаши). Класс сумеет разгадать волшебное заклинание, если каждый из вас правильно расшифрует свои слова. Посмотрите в карточки, слова в них зашифрованы при помощи цифр, вверху листа находится ключ к шифру. Для того чтобы вы могли правильно выполнить задание, нужно сначала писать под каждой цифрой зашифрованного слова буквы, пользуясь ключом к шифру, таким образом, вы сможете понять, какие слова написаны  на карточке. На выполнение даётся 5 минут. Необходимо сделать шифровки по количеству участков, с зашифрованными словами заклинания:

Потрудились мы как нужно,

Трудности прошли все дружно,

Стоит вмести, нам сплотиться,

 Может чудо получиться.

Класс преступает к работе, все находят себе удобное и укромное место в зале, так, чтобы никто никому не мешал. Если кто-то из детей не понял задание, помощник или ведущий должен ещё раз объяснить, что нужно делать.

Ведущий.

- Время истекло. Теперь нужно правильно прочитать волшебное заклинание. Для этого каждому надо посмотреть в верхний угол своей шифровки, где написан номер, указывающий, каким по сч1ёту идёт ваше слово в заклинании. Затем необходимо договориться между собой и встать так, чтобы все могли по очереди прочитать заклинание. Время отводится мало – всего 1 минута.

Ребята расспрашивают друг друга, у кого какой номер, и занимает в соответствии с ним место в ряду.

Ведущий.

- Я вижу, что вы готовы прочесть волшебное заклинание.

Дети по очереди читают заклинание.

Помощник вывешивает последнюю часть красного сердца.

Ведущий.

- Посмотрите на сердце вашего учителя, оно расколдовано. Давайте посмотрим, как ведёт себя человек с оттаявшим сердцем.

Учитель должен показать детям, что любит их, протянуть руки и, улыбаясь, сказать добрые слова, поблагодарить.

В этот момент важно посмотреть, как класс реагирует на то, что учитель снова рядом с ними, каким образом дети выражают свои чувства к учителю.

В конце игры проходит небольшое обсуждение с классом, в нём принимают участие все взрослые, которые участвовали в игре и наблюдали за ней. Все садятся в круг, и ведущий просит поделиться своими ощущениями и впечатлениями от игры. Дети и взрослые по кругу рассказывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из игры, что нового узнали о себе и о других.

Ведущий.

- В конце нашей игры я предлагаю вам сделать скульптуру класса. Вы сами решите, где и с кем вы будете находиться и что делать.

Ученики расходятся по залу.

Ведущий.

-Все замерли.

Класс застывает, и становится видно, где и с кем находиться большинство детей, какое настроение у класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

Большая психологическая игра "Ледянное сердце"

Адаптированный для воспитанников социально-реабилитационного центра вариант игры М.Р.Битяновой   "Ледянное  сердце" .Наполнение "игровой оболочки " учитывает особенности развития детей в гру...

Театрализованное психологическое представление, для родительского круглого стола: «Я сердце детям отдаю!»

Пьянство родителей в семье-одно из самых серьезных заболеваний нашего общества. Ребенок часто с этим борется сам,переносит большую психологическую травму.Это представление-крик души ребенка и роль взр...

Психологическая игра "Заколдованное сердце".

Игра способствует развитию коммуникативаных умений, сплочению ученического коллектива....

Психологическая акция "Доброта от сердца к сердцу"

Акция "Доброта от сердца к сердцу"...

Психологическая игра: «Заколдованное сердце»

   Эта игра даёт возможность педагогу увидеть взаимоотношения внутри группы, умение детей обсуждать и решать поставленные задачи. Она помогает выявить положение детей в группе, ребят,...

Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)

Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...