Рабочая программа по психологии 6 класс
рабочая программа по психологии (6 класс) по теме

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна

Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.

Преподавание психологии в 6 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение            "Средняя общеобразовательная школа №17"

Утверждаю

Директор школы

______________И.Ю.Буденная                                                            

 «         »____________  2013г

Согласовано

Зам. директора по НМР ___________ С.Н.Виданова                                                                «_____» __________2013 г.

                                         Рассмотрено

                                          на заседании МО

                                          протокол № ____ от «___»_____2013 г.

                                          Руководитель МО:

                                          ___________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПСИХОЛОГИИ

ДЛЯ 6 А, 6 Б КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы

учитель психологии

Кондрашова Джамиля Нормухамедовна

                                                 Педстаж 33 года

высшая квалификационная категория

г. Усть-Илимск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по психологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой по психологии.

Программа  рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.

Преподавание психологии в 6 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология. Психология общения, 6 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.

Данный учебник рекомендован редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебного пособия в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Курс «Психология. Психология общения» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии. 

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Общая характеристика учебного предмета

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Психология общения» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Данная программа направлена также на развитие творческого мышления обучающихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.

Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

Программа предмета «Психология общения» учитывает, что у школьников 6 класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками. Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Рефлексия на себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на другие лица. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.

6 класс – сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста – умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое поведение и отношения с учетом этого. Поэтому в 6 классе основными темами для изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии.

Объектом учебной деятельности при изучении «Психология общения» в школе является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение.

В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Межпредметные связи

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ, литература, математика, русский язык, обществознание, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

Межпредметные связи могут выражаться:

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах, компьютерная презентация);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
  • во включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебное содержание курса психологии включает следующие курсы:

Психология. Способности, характер, темперамент. 5 класс. 35 ч, 1ч в неделю;

Психология. Психология общения. 6 класс. 35 ч, 1ч в неделю;

Психология. Человек в группе и коллективе. 7 класс. 35 ч, 1 ч в неделю;

Психология. Психология деятельности. 8 класс 34 ч, 1 ч в неделю;

Психология. Психология личности. 9 класс 35 ч, 1 ч в неделю;

Психология. Психология самоопределения. 10 класс 36 ч, 1 ч в неделю;

Психология. Психология: наука, культура, жизнь. 11 класс 33 ч, 1 ч в неделю.

Цели изучения предмета

Цель предмета «Психология»: приобщение обучающихся к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры.

Цели обучения в 6 классе:

введение обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Психология» являются:

Приемы элементарной исследовательской деятельности. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, использование диагностических методик для измерения психологических особенностей личности; сравнение по выделенным признакам..

Способы работы с естественнонаучной информацией. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

Коммуникативные умения. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

Способы самоорганизации  учебной деятельности. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний

Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по результатам проверочных работ, специально разработанных по материалам изученных тем.
Дифференцированные карточки-задания,  самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).  

В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.

Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики.

Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний.

Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний», сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.).

Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка.

Диагностика развития предполагает использование более сложных методик. В виде итоговой аттестации используются творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами, сообщениями.

Содержание курса «Психология общения» в 6 классе и результаты изучения предмета

Учебный курс «Психология общения», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, предоставляет ребенку знания о самом себе как о человеке, о законах развития психики, личности, человеческого взаимодействия.

В результате изучения курса «Психология общения» у обучающихся должны быть сформированы: понятийный аппарат в объеме определенным содержанием учебной программы, знания о развитии познавательных психических процессов, владение приемами мнемотехники, и методами самообразования, понятие о личности на уровне субъективной рефлексии, умение работать с экспресс методиками, определяющими психологическое состояние личности, представления о своих личностных характеристиках, способность применять приемы эффективного общения.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Содержание программы «Психология. Психология общения. 6 класс» (35 ч, 1 ч в неделю)

Введение (1ч)

Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми.

Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (4 ч)

Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и прическа.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 1 Речь и общение.

Практическая работа № 2 Позы и жесты человека.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;

— какую информацию несут те или иные стороны человеческой внешности;

— основные понятия: внешний вид, физический облик, мимика, жест, пантомимика, голос, речь;

— способы определения формирования впечатления о другом человеке.

Обучающиеся должны уметь:

— пользоваться методиками, определяющими уровень владения речью;

— уметь заполнять таблицы, делать по результатам элементарные выводы;

— пользоваться на практике методами, позволяющими понимать выражение лица человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— проводить простейшие наблюдения, измерения;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (4 ч)

Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие другого человека.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 3.  Составление впечатления о человеке: пассажире автобуса, покупателя в магазине и т.д.

Практическая работа № 4.  Составление впечатления о человеке на основе только физического облика, только на основе жестов, мимике, походке, только на основе прически, одежды, украшений.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— о психологических механизмах формирования первого впечатления о человеке;

— как устанавливаются взаимоотношения между людьми;

— знать значение расстояния, времени на восприятие другого человека;

— о влиянии прошлого опыта и установок на восприятие человека.

Обучающиеся должны уметь:

— составлять словесный портрет разных людей;

— уметь описывать свои впечатления о внешнем облике человека;

— сравнивать свои первоначальные впечатления о взрослых людях и сверстниках;

— проводить анализ восприятия человека в зависимости от взаимоотношений;

— пользоваться на практике методами, позволяющими формировать глубокое понимание человека.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию правил, которые помогают наладить отношения с окружающими людьми;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

Раздел 3. Особенности восприятии человека детьми и взрослыми (3 ч)

Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники. Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие ими других людей. Как люди воспринимают себя самого.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 5 Составление словесного портрета взрослого человека.

Практическая работа №  6  Составление словесного портрета одноклассника.

Практическая работа №  7  Составление словесного портрета глазами учителя, родителя.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— особенности восприятия человека людьми разных возрастов;

— влияние профессии на восприятие им окружающих.

Обучающиеся должны уметь:

— составлять словесное описание взрослого человека, сверстника;

— характеризовать влияние профессии на восприятие другого человека;

— приводить примеры зависимости восприятия людьми разных профессий.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Как общаются разные люди (5 ч)

Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение. Навык, стиль и манера общения. Пространство и время общения. Слушать или слышать. Подстройка в общении.  

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 7 Просмотр художественных фильмов.

Практическая работа № 8 Определение психологического типа.

Практическая работа № 9 Описание своих навыков общения.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— человеческие потребности, потребность в общении.

— индивидуально-типологические особенности общения.

Обучающиеся должны уметь:

— определять стиль общения, оценивать свой стиль общения, способности к общению,

— применять приемы активного слушания.

— пользоваться обратной связью в общении.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— оценивать правильность выполнения учебной задачи;

— владеть основами самоконтроля, самооценки;

— принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Раздел 5. Виды общения (3 ч)

Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 10  Самонаблюдение за своей речью в разных ситуациях.

Практическая работа № 11 Проявление внимания к собеседнику.

Практическая работа № 12 Упражнения на развитие умения общаться.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— неречевые средства общения.

— виды общения.

— мотивы, каналы общения.

Обучающиеся должны уметь:

— характеризовать средства общения;

— описывать свои чувства при общении;

— производить хорошее впечатление при общении.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

— планировать и регулировать свою деятельность;  

— владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Раздел 6. Общение и отношение (5 ч)

Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает симпатия.

Товарищество и дружба. Любовь.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 13  Выполнение теста «Какой ты друг».

Практическая работа № 14  Анализ высказываний великих людей о любви.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— чем межличностные отношения отличаются от других отношений.

— основные признаки деловых и личных отношений.

— качества и умения, вызывающие симпатию или антипатию.

Обучающиеся должны уметь:

— характеризовать деловые и личностные отношения;

— определять качества и умения общения;

— анализировать свои представления о дружбе и товариществе.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

— владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч)

Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания. Понимание

чувств другого человека.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 15 Разработка рекомендаций по стереотипам понимания.

Практическая работа № 16  Составление словесного портрета «хорошего ученика», «хорошего учителя», «хорошего друга».

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— закономерности понимания людьми друг друга.

— причины ошибок в понимании другого человека.

Обучающиеся должны уметь:

— находить стереотипы понимания в общении;

— обнаруживать свои эталоны понимания другого человека;

— проявлять эмпатию.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— находить в литературных произведениях отрывки, демонстрирующие влияние эмоционального отношения на понимание другого человека;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы.

Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 ч)

Понимание человека детьми и подростками. Понимание человека школьниками. Понимание

человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание им детей и взрослых.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 17 Упражнения на развитие способности к пониманию другого человека.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— особенности понимания человека детьми и взрослыми.

— о влиянии профессии на понимание человека.

Обучающиеся должны уметь:

— различать особенности и сложности в понимании другого человека;

— составлять характеристику по особенностям характера.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  

— работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 

— формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Раздел 9. Я живу среди людей (3 ч)

Что значит быть культурным человеком. Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы – путешественники.

Как мы выглядим.

Лабораторные и практические работы

Практическая работа № 18  Анкетирование на выявление отношения к окружающим.

Практическая работа № 19 Заполнение схемы «Я среди людей»

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— правила хорошего тона.

— социальные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

— выполнять правила хорошего тона;

— соответствовать социальным нормам;

— демонстрировать навыки уверенного поведения.

Метапредметные результаты обучения

Обучающиеся должны уметь:

— оценивать правильность выполнения учебной задачи;

— осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Заключение (1час)

К концу второго года обучения на второй ступени обучающиеся должны знать: 

1.Условия и механизмы формирования впечатления о другом человеке.  

2. Основные компоненты внешнего вида человека: мимика, жесты, походка, осанка.  

3. Что такое установка.

4. Условия, способствующие развитию потребности в общении.

5. Приемы активного общения.

6. Виды, типы и мотивы общения.

7. Факторы, влияющие на чувства симпатии и антипатии.

К концу второго года обучения на второй ступени обучающиеся должны уметь:

1. Определять  по фотографиям выражение глаз.

2. Составлять впечатление о говорящем, определять социокультурную группу.

3. Описывать по внешним признакам принадлежность к молодежным группировкам.

4. Выполнять  самостоятельно работу в форме сочинения.

5. Владеть различными манерами общения.

6. Применять техники активного общения.

7. Распознавать мотивы общения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Самостоятельно планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.
  5. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  6. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  7. Пользоваться смысловым чтением.
  8. Организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  9. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  10. Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  1. Усваивать гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества.
  2. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  3. Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  5. Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
  6. Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
  7. Формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  8. Формировать ценности  здорового и безопасного образа жизни.
  9. Осознать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

При проведении уроков психологии в 6 классе  необходимо использование следующих  технологий:

  1. Личностно-ориентированные технологии.
  2. Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
  3. Диалогические технологии.
  4. КСО
  5. Технологии проблемного обучения  (исследовательский метод).
  6. Коммуникативно-информационные технологии.
  7. Технология учебно-игровой деятельности.
  8. Технология проектной деятельности.

Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.

Работа с одаренными детьми

  • Постоянно стимулировать познавательную активность.
  • Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
  • Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
  • Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач.
  • Предусматривать внутреннюю дифференциацию.
  • Использовать личностно-ориентированные методы обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания.
  • Привлекать во внеурочной деятельности к участию в конкурсах, турнирах, интерактивных играх и т.д.

 Работа со слабоуспевающими учениками

При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:

  • Выявлять слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической диагностики в начале учебного года.
  • Применять задания различной степени трудности.
  • Создавать примеры по аналогии с теми, которые дает учитель.
  • Обучать работе в парах переменного состава, в группах.
  • Использовать экспресс-диагностики.
  • Применять индивидуальные задания, карточки-инструкции, карточки-задания на дом.
  • Индивидуальные и групповые консультации.
  • Использовать межпредметные связи.
  • Выполнять индивидуальную домашнюю работу.
  • Работать с учебной, дополнительной литературой.
  • Разрабатывать мультимедийные презентации, творческие проекты, рефераты.

                                                                     

Методические пособия для учителя:

  1. Аудио-, видеозаписи.
  2. Методики изучения особенностей общения.
  3. Набор фотографий, портретов людей.
  4. Психологические тесты.
  5. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.

Литература, электронные ресурсы.

Для учителя:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов /  Г.М.Андреева. - М., 2001.
  2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. – М., 1998.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
  4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.
  6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.    Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева,  Л.В. Линская,  Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.
  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.
  8. Козлов    Н.И. Лучшие    психологические    игры    и    упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.
  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. – Минск, 2000.
  10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. – М., 1980.
  11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.
  12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.
  13. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
  14. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.
  15. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.
  16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.
  17. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.

Литература, необходимая для овладения курса.

Для ученика (обучающегося)

Дополнительная

  1. Васильченко К.В.   Путешествие в страну «Я». - Д.: «Сталкер», 1998 г.
  2. Гуревич П.С. Человек. – М.: Дрофа, 1995г.
  3. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л Для тебя и о тебе.- М. « Просвещение», 1991 г.
  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение», 1986 г.

Электронные ресурсы:

  1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
  2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
  3. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
  4. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке», режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
  5. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
  6. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
  7. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
  8. «ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Сайт для психологов и тех, кто интересуется психологией», режим доступа: http://explorateur.narod.ru/library.htm
  9. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
  10. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие», режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
  11. Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
  12. hpsy.ru, режим доступа: http://hpsy.ru/about.htm
  13. «Флогистон: Психология из первых рук», режим доступа: http://flogiston.ru/library
  14. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
  15. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
  16. Мир позитива. Ру, режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
  17. Vital P’Art — Psyberia.Ru «Продвинутая психология для несовершеннолетних», режим доступа: http://psyberia.ru/about/
  18. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
  19. Ди Снайдер, "Курс выживания для подростков", режим доступа: http://kaysen.net

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Модули, темы урока

Кол часов

Формы организации учебной деятельности

Элементы содержания

Универсальные учебные действия (УУД)

Измерители

Дата

Введение (1 час)

1

 

Тема «Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми».

1

Групповая работа

Введение понятия «общение», подчеркнуть сложность данного психологического явления

Л Формируют позитивную моральную самооценку

Р Определяют  познавательную цель,  строят действия в соответствии с ней

П Выделяют и формулируют проблему

К Аргументируют свою точку зрения

Фронтальный опрос

 

Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (4 часа)

2

Тема «Что такое внешний вид человека. Лицо человека»

1

Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы)

Условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;

основные понятия: внешний вид, физический облик

Л Осознают целостность мира и многообразие взглядов на него

Р Определяют цель, проблему, выдвигают версии

П Устанавливают причинно-следственные связи

К Излагают свое мнение, аргументируя его

Наблюдения

3

Тема «О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке»

1

Групповая работа,  

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

Основные понятия:  жест, пантомимика.

Способы определения формирования впечатления о другом человеке.

Л Осваивают социальные нормы поведения

Р Ставят цель своего обучения, развивают мотивы деятельности

П Умеют правильно интерпретировать информацию, полученную из наблюдений

К Различают в речи другого мнения, доказательства, факты

Практическая работа № 1 Позы и жесты человека.

4

Тема «Речь говорит сама за себя»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

 

Основные понятия:  голос, речь. Определение уровня владения речью

Л Формируют ответственное отношение к учению

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания

П Обобщают и систематизируют  разумные виды информации

К Корректируют  свое мнение, аргументируя его

Практическая работа № 2 Речь и общение.

5

Тема «Одежда и прическа»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Наборы фотографий. Составление впечатления о людях: об их занятиях, социальной, возрастной, половой принадлежности

Л Формируют уважительное отношение к другому человеку, его мнению

Р Принимают решения в проблемной ситуации

П Формируют представление об особенностях общения

К Учатся доверительно, открыто говорить о своих чувствах

Задания №9, 10

Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (4 часа)

6

Тема «Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Знакомство с ориентировочным рефлексом, показать значимость данной реакции

Л Умеют занимать свою позицию в обществе

Р Выдвигают версии, работают по плану

П Строят логически обоснованные рассуждения

К Корректируют свое мнение под воздействием контраргументов

Задание №1-4

7

Тема « Расстояние и восприятие. Время и восприятие»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Составление письменного портрета, анализ описания

Л Формируют уважительное и доброжелательное отношение к другому мнению

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания

П Понимают психологические механизмы формирования представления о человеке

К Слушают и понимаю речь других детей

Задание №5-7

8

Тема « Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы, психогимнастика

Обсуждение результатов эксперимента. Знакомство с механизмом восприятия «установка», анализ составленного портрета

Л Осваивают роли и формы социальной жизни в обществе

Р Оценивают степень достижения цели

П Сравнивают объекты по заданным критериям

К Учатся позитивно проявлять себя в общении

Задание №8-11, 10-11 письменно

9

Тема «Прошлый опыт и восприятие другого человека»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы, наблюдение за коммуникативным поведением других

Знакомство с механизмом восприятия другого человека - проекцией

Л Формируют нравственные чувства и поведение

Р Работают по плану, находят и исправляют ошибки

П Понимают роль стереотипов, предрассудков в понимании другого человека

К Формулируют  свое мнение, аргументируя его

Задание №12-15, сочинение

Раздел 3. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми (3 часа)

10

Тема «Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста, практическая работа на определение веса и роста

Л Определяют свое отношение к правилам и нормам общения

Р Сопоставляют полученную информацию с имеющимся жизненным опытом

П Находят ответы на вопросы в разных источниках информации

К Учатся контролировать свою речь

Задания §

11

Тема « Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей»

1

Групповая работа

Дать представление о формировании индивидуального стиля восприятия, роли жизненного и профессионального опыта

Л Формируют  целостное  мировоззрение

Р Выделяют ориентиры деятельности на новом учебном материале

П Обобщают и систематизируют  разные виды информации

К Организуют работу в группах

Задание § 3-4. Составление описания внешности

12

Тема «Как люди воспринимают меня самого»

1

Групповая работа

Дать представление о возрастной динамике становления рефлексивной способности человека, развитии его самосознания

Л Осознают себя в мире

Р Определяют цель, проблему деятельности

П Формируют представление о самом себе через работу с информацией

К Осознают особенности своей позиции

Задание § 5

Раздел 4. Как общаются разные люди (5 часов)

13

Тема «Что такое потребность в общении»

1

Групповая работа, работа в парах 

Дать понятие об общительности и необщительности, потребности в общении

Л Формируют ответственное отношение к учению

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Осознают свою потребность в общении

К Организуют работу в парах, группе

Задание §1

14

Тема

« Психологические особенности человека и общение»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Раскрыть понятия психологического типа, экстраверсии, интроверсии

Л Умеют занимать свою позицию в деятельности

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий

П Представляют информацию в разных формах (таблицах, схемах)

К Организуют учебное сотрудничество

Задание §№4,5,6

15

Тема «Навыки, манера и стиль общения»

1

Групповая дискуссия, индивидуальная работа. 

Знакомство с понятиями коммуникативные способности, навык, стиль, манера общение

Л Формируют уважительное, доброжелательное отношение к другому мировоззрению, культуре

Р Работают по плану, сверяясь с целью

П Обобщают и систематизируют  виды информации

К Осознают особенности позиции другого

Задание §1№ 1, просмотр фильма

16

Тема « Пространство и время общения»

1

Групповая работа, работа в парах

Анализ ситуаций с выраженной межличностной дистанцией и временем общения

Л Действуют в рамках социальных норм, правил поведения

Р Принимают решения на основе переговоров

П Определяют понятия, делают выводы

К Корректируют свое мнение под воздействием аргументов

Задание §№1, 2

17

Тема «Слушать и слышать. Подстройка в общении»

1

Групповая работа, элементы тренинговых упражнений

Анализ литературных текстов. Знакомство с техниками активного слушания

Л Стремятся вести диалог с другими людьми

Р Соотносят способ действия и его результат

П Делают выводы о результатах совместной работы

К Учатся понимать эмоции и поступки других людей

Задание §№1 письменно

Раздел 5. Виды общения (3 ч)

18-20

Тема «Непосредственное общение»

1

Драматические сценки, самонаблюдение

Ознакомить с видами непосредственного общения.

Л Формируют готовность к саморазвитию

Р Определяют цель, способы достижения

П Находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

К Учатся  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

Самонаблюдение

19

Тема «Особые виды общения»

1

Групповая работа, работа в парах

Знакомство с разными видами коммуникации: общение в письмах, по Интернету, по телефону, с животными, с природой

Л Развивают осознанное отношение к собственным поступкам

Р Выдвигают версии, выбирают средства достижения цели

П Моделируют различные ситуации

К Ориентируются на позицию партнера в общении

Задание § письменно

20

Тема « Что значит уметь общаться»

1

Групповая работа, работа в парах

Упражнения на проявление внимания к собеседнику, на умение подать себя, на распознавание мотивов общения, ожиданий в общении

Л Вырабатывают собственные мировоззренческие позиции

Р Ориентируются на образец и правило выполнения

П Учатся наблюдать и осознавать изменения, происходящие в себе самом

К Излагают свое мнение, аргументируя его

Задания §

Раздел 6. Общение и отношения (5 ч)

21

Тема «Что такое межличностные отношения»

1

Беседа, групповая работа

Обсуждение понятий по теме урока, дать представление о межличностных отношениях

Л Принимают решения на основе переговоров в проблемной ситуации Р Овладевают навыками самоконтроля в общении

П Сопоставляют представления о собственных возможностях

К Учатся правильно задавать вопросы и участвовать в диалоге

Задание §№4, привести свои примеры

22

Тема «Личные и деловые отношения»

1

Групповая работа, наблюдение за коммуникативным поведением других

Дать представление об основных признаках делового и личного общения, обсуждение высказываний великих людей

Л Умеют занимать свою позицию в обществе

Р Планируют деятельность в учебной и жизненной ситуации

П Сопоставляют, обогащают представления о собственных возможностях

К Излагают свое мнение, аргументируя его

Задание §№2, 3

23

Тема «Как возникает симпатия»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок.

Л Действуют на основе согласования позиций и учета интересов

Р Умеют самостоятельно контролировать свое время и управлять им

П Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

К Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Задание §№1,2.  Заполнить таблицу (письменно) в задании №3.

24

Тема «Товарищество и дружба»

1

Групповая работа

Чтение, анализ и обсуждение литературных отрывков. Обсудить различия между дружбой, товариществом и приятельскими отношениями.

Л Формируют осознанное доброжелательное отношение к другому человеку

Р Принимают решения на основе переговоров

П Учатся моделировать новый образ на основе жизненного опыта

К Умеют точно и полно выражать свои мысли

Задание §

25

Тема «Любовь»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Анализ поэтических и прозаических текстов, обоснование выбора

Л Стремятся вести диалог с одноклассниками, достигать в нем взаимопонимания

Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения задания

П Пользуются смысловым чтением

К Ставят вопросы в поиске сбора информации

Задание §

Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч)

26

Тема «Психические процессы и понимание людьми друг друга»

1

Практикум, развивающие игры

Актуализация знаний о психических процессах. Наблюдательность как существенное для понимания других людей свойство.

Л Осваивают социальные нормы, правила поведения

Р Определяют цель, проблему

П Находят ответы на вопросы в различных источниках

К Слушают и понимают речь других ребят

Найти отрывки из литературных произведений, показывающих влияние эмоционального отношения на понимание другого человека  

27

Тема «Стереотипы понимания другого человека»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

 

Знакомство с механизмами понимания: эмпатия, принятие, «эффект ореола». Обсуждение влияния стереотипов и предубеждений на понимание человека

Л Осваивают социальные нормы и правила поведения

Р Выдвигают версии, работают по плану

П Делают выводы о результатах совместной деятельности

в группе

К Владеют монологической и диалогической формами речи

Задание §№2,8

28

Тема « Эталоны понимания другого человека»

1

Групповая работа

Чтение и обсуждение описаний.

Л Формируют нравственные чувства и поведение

Р Определяют цель, проблему

П Классифицируют по заданным основаниям

К Корректируют свое мнение под воздействием аргументов

Задание §№4, 7 (письменно)

29

Тема « Понимание чувств другого человека»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Повторение сведений об эмоциях и чувствах. Анализ литературных отрывков.

Л Делают свой выбор в учебных ситуациях и отвечают за свой выбор

Р Самостоятельно планируют пути достижения целей

П Усваивают разные способы запоминания информации

К Различают в речи другого мнения, факты, доказательства

Задание §№2

Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 ч)

30

Тема «Понимание человека детьми и взрослыми»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Изучение различий, особенностей, сложностей в понимании другого человека.  

Л Определяют свое отношение к нравственным нормам и ценностям

Р Осуществляют контроль своих действий

П Устанавливают причинно-следственные связи

К Осознают особенности позиции ученика и учатся вести себя в соответствии с этой позицией

Письменный ответ на вопрос «Умение судить о другом человеке»

31

Тема «Влияние профессии на понимание человека человеком»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Анализ иллюстраций, вопросы и задания к концу раздела

Л Оценивают свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие ценности

Р Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи

П Выделяют и формулируют проблему

К Создают устные и письменные сообщения самостоятельно и с помощью учителя

Задание § Ответить на вопросы, кого они считают смелыми, добрыми, злыми, находчивыми

Раздел 9. Я живу среди людей (3 ч)

32

Тема «Что значит быть культурным человеком»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Показать влияние правил хорошего тона на общение и взаимодействие

Л Извлекают из прошлого уроки, осознают себя как гражданина

Р Осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П Строят рассуждения на простом и сложном уровнях

К Учатся позитивно проявлять себя в общении

Задание § Подготовить сценку

33

Тема «Мы – пассажиры. Мы – зрители. Мы - путешественники»

1

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Работа над расширением опыта поведения в разных социальных ситуациях. Культура поведения.

Л Стремятся к самоизменению, приобретению новых знаний и умений

Р Развивают мотивы и интересы своей познавательной деятельности

П Анализируют и обобщают, выделяют главное

К Умеют грамотно задавать вопросы

Составление инструкций

34

Тема «Как мы выглядим»

1

Групповая работа,

ролевые игры 

Анализ опыта совместных экскурсий, походов

Л Осознают  целостность мира и многообразие взглядов на него

Р Определяют познавательную цель

П Обобщают и систематизируют  разумные виды информации

К Владеют способами оценки, корректировки своих действий

Задание в конце раздела

Заключение (1 ч) Поведение итогов изучения психологии в 6 классе

Итого

35 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса

На уроках,  учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...

Рабочая программа по психологии на параллели 1-х классов "Умники и умницы" в рамках внедрения ФГОС

Представлена програма работы с учениками 1-х классов в рамках внедрения ФГОС по формированию универсальных учебных действий (УУД)....

Рабочая программа по психологии для 5-х классов

Факультатив направлен на познание самого себя, воспитание нравственно-этического поведения и развитие коммуникативности.Цель программы - раскрыть сильные стороны и индивидуальные качества личности, ко...

Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников....

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа по психологии курс «Познай себя» для 7 класса

Программа по курсу «Познай себя» ориентирована на учащихся общеобразовательных классов.Основная часть учащихся этих классов испытывает трудности в обучении, у многих отмечается резкое сниж...