Рабочая программа электива "Психология и выбор профессии" для 9 класса
презентация к уроку по мхк (8 класс) по теме

Материал для психологов, преподавателей элективных курсов по профессиональному самоопределению старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Писаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена

на заседании методического объединения

Протокол №____        от

«___» _________20_____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____        /И.В. Семенова        /

ФИО

«___» _________        20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____        ______

/А.П. Васильченко/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Рабочая программа

по элективному курсу «Психология и выбор профессии»                               

 9  класс

Составитель учитель изобразительного искусства Карякина Ольга Ивановна

должность, Ф.И.О. педагога

Первая квалификационная категория

квалификационная категория

Рабочая программа разработана на основе

авторской  программы предпрофильной  подготовки

Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии»

М.: Генезис, 2005

 (название, автор программы, год)

2013 - 2014 учебный год

2. Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Психология и выбор профессии» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Психология и выбор профессии» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение  одного полугодия. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 17.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  2. Принцип исследовательской позиции.
  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

3. Содержание учебного курса

 1. Что я знаю о своих возможностях (8 ч.)

Самооценка и уровень притязаний. Темперамент и профессия. Чувства и эмоции.  Стресс и тревожность.  Определение типа мышления.  Внимание и память. Уровень внутренней свободы.

2. Что я знаю о мире профессий (8 ч)

 Классификации профессий. Признаки профессий. Определение  типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.  Интересы и склонности в выборе профессии. Определение профессионального типа личности. Профессия и здоровье. Профессия и здоровье.

4.Требования к уровню подготовки учащихся:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

5.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Литература:

1. РезапкинаГ.В.Отбор в профильные классы.- М.: Гнезис, 2005.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Гнезис, 2005.

3. Савченко М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.(9-11классы): (Под науч. ред. Л. А, Обуховой.-М.: Вако, 2005.

Методическое обеспечение.

1. Диагностика интересов и склонностей.

2. Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов».)

3. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модефикация Г.В. Резапкиной)

4. Диагностика особенностей мышления.

5. Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).

6. Опросник типа мышления. (сокращенный вариант).

7. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.

8. Тест умственного развития (ТУР).

Дополнительно:

Тест эмоций.

 Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников.

6.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

К-во часов

Дата проведения занятия

По плану

По факту

Что я знаю о своих возможностях

8 ч.

1

Самооценка и уровень притязаний.

1

5.09

2

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

12.09

3

Чувства и эмоции. Истоки негативных эмоций.

1

19.09

4

Стресс и тревожность.  

1

26.09

5

Определение типа мышления.  

1

3.10

6

Внимание и память.

1

10.10

7

Уровень внутренней свободы

1

17.10

8

Обобщение по разделу

1

24.10

Что я знаю о мире профессий

9 ч.

9

Классификации профессий. Профессия и здоровье.

1

31.10

10

Определение  типа будущей профессии.

1

14.11

11

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.  

1

21.11

12

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

28.11

13

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

5.12

14

Определение профессионального типа личности.

1

12.12

15

Профессионально важные качества

1

19.12

16

Профессия и здоровье.

1

26.12

Итого

16 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору 7 класс

Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование ли...

Рабочая программа курс по выбору 9 класс физика

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильного физико-математического направления...