Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс
рабочая программа (технология, 8 класс) по теме

Гейнц Наталия Брониславовна

Рабочая программа курса "Мой выбор" 8 класс составлена на основе программы элективного курса С.Н. Чистяковой "Слагаемые профиля выбора обучения и траектрии дальнейшего образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.Пояснительная записка.

На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики заложено создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Программа структурирована следующим образом: всего 34 часа, один  час в неделю.

Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

В основе программы лежит программа элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н. «Слагаемые профиля выбора обучения и траектории дальнейшего образования», поэтому можно воспользоваться учебным пособием для учащихся по данной программе.

Цель программы:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8-х классов образовательной школы в выборе индивидуального маршрута профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей.

Задачи:

  1. сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы;
  2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
  3. обеспечить школьников способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
  4.  способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю его дальнейшего обучения.

Формы деятельности:

  1. самоанализ;
  2. анализ научных и художественных источников, СМИ;
  3. анализ практических примеров проблемных ситуаций;
  4. групповые дискуссии;
  5. индивидуальная работа;
  6. индивидуальная и групповая проектная работа;
  7. психотренинг;
  8. психодиагностические процедуры;
  9. ролевые и деловые игры;
  10. эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.

Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. В конце курса обучения каждый участник принимает решение о выборе профиля обучения и моделирует личную образовательную траекторию.

3. Учебно-тематическое планирование

№ раздела

наименование раздела

всего часов

количество экскурсий, контрольных работ

1

Введение

1

2

 «Что я знаю о себе?»

11

3

 «Сущность профессионального самоопределения»

5

4

Портфолио (портфель достижений)

4

5

«Классификация мира труда»

6

6

 «Переговорная площадка с родителями»

3

7

«Жизнь по собственному выбору»

4

мини-проект

. п/п

Количество часов

дата

тема урока

основное содержание урока

контролирующая и практическая часть

информационно-методическое

 обеспечение

план

факт

  1. Введение 1 час

1

Введение.

знакомство учащихся с предлагаемой программой, личное и групповое целеполагание. Тренинг «Знакомство».

2. «Что я знаю о себе?»  11 часов

2

Я- человек и личность

Личность. Индивид. Анализ собственной личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Рефлексия – обращенность познания человека на самого себя.

Рефлексия

3

Врожденные особенности человека. Темперамент

Врожденные особенности человека.  Диагностика темперамента.  Влияние темперамента на выбор профессии.

Диагностика

4

Устойчивые особенности личности. Характер

Устойчивые особенности личности:  черты характера.

5

Психические качества личности

Внимание, память, мышление, воображение.

6

Интеллектуальные возможности человека

Интеллектуальные возможности человека.

 п/п

Количество часов

дата

тема урока

основное содержание урока

контролирую

щая и практич

еская часть

информационно-методическое

 обеспечение

план

факт

7

Интересы и склонности

Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни. Диагностика собственных интересов..

8

Самооценка

Понятие самооценки. Диагностика собственного  уровня самооценки.

9

Жизненные и профессиональные ценности

Жизненные и профессиональные ценности, мотивы, цели.

10

Мотивы выбора профессии

Мотивация достижений

11

Здоровье и профессия

Понятие здоровья. Факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на состояние здоровья подростка. Группы здоровья.

12

Влияние состояния здоровья на выбор профессии

Влияние состояния здоровья на выбор профессии

3. «Сущность профессионального самоопределения» 5 часов

13

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

 п/п

Количество часов

дата

тема урока

основное содержание урока

контролирую

щая и практич

еская часть

информационно-методическое

 обеспечение

план

факт

14

Профессиональное самоопределение

Культурно-исторические аспекты профессионального самоопределения

15

Типы самоопределения человека

типы самоопределения человека: самоопределение в конкретной трудовой функции, самоопределение на конкретном трудовом посту, самоопределение в специальности, в профессии, жизненное самоопределение

16

Личностное самоопределение

личностное самоопределение

17

Профессиональные ценности

ценности профессиональной элиты, с которой себя отождествляет школьник

3. «Портфолио» (портфель достижений) 4 часа

18

Проектирование основного и дополнительного образования

начальная стадия выбора «хочу», «могу» и «надо»

19

Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

Профессиональный план: Основной вариант, запасной вариант

 п/п

Количество часов

дата

тема урока

основное содержание урока

контролирую

щая и практ

часть

информационно-методическое

 обеспечение

план

факт

20

Анализ успешности человека

«портфолио». Структура портфолио.

21

Сбор информации в портфель достижений

Информация в портфель достижений

4. «Классификация мира труда» 6 часов

22

Типы профессий

Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система»,  «человек - художественный образ».

23

Классы профессий

Классы профессий в соответствиями с целями труда: гностические, преобразующие, изыскательские.

24

Отделы профессий

Отделы профессий, в основе которых лежат применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают функциональные свойства организма.

25

Профессиография

Понятие профессиографии.

 п/п

Количество часов

дата

тема урока

основное содержание урока

контролирую

щая и практичес

кая часть

информационно-методическое

 обеспечение

план

факт

26

Формула профессии

Формула профессии.

27

Профессиональная проба

Мини-проект «Профессиональная проба».

5. «Переговорная площадка с родителями» 3 часа

28

Мои родословные ценности

Профессиональная история семьи.

Разработка проектов

29

Совместное проектирование профессионального будущего

Влияние семьи на выбор профессионального  маршрута.

Работа над проектом

30

Совместное проектирование профессионального будущего

Влияние семьи на выбор профессионального  маршрута.

Защита проектов

6. «Жизнь по собственному выбору» 4 часа

31

Самоконтроль

Как управлять собой. Чувство собственного достоинства. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

32

Тренинг «Как управлять собой»

Тренинг «Как управлять собой»

33

Мой выбор

Составление профессиограмм, списков  необходимых книг, журнальных и газетных статей, адресов сайтов, телефонных справочников

34

Мой выбор

Мини-проект «Мой выбор»

4.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  1. знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения,  в частности;
  2. умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  3. знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;
  4. представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник: С.Н. Чистякова «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие. Москва,2007

Методическое пособие «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников» С.Н. Чистякова, Москва, изд.центр «Академия», 2007                                      

  1. Список используемой литературы:
  1.      Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М., 2002
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996
  3. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  4. Куляпин А.С. Выбор профессионального маршрута. Рабочая тетрадь ля профессионального самоопределения учащихся / Под ред. Н.Н.Захарова. Пермь, 2004
  5. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб., 2003
  6. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – М.: 2002
  7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., 2005
  8. Савченко М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство – М., 2005
  9. Садилова О.Л., Шевченко Ю.А. Психология делового общения. Пермь, 2004
  10. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Учебное пособие /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; 2005

11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...